Дело №
18RS0№-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2024 года <адрес> Республики
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Насибулиной Н.Л.,
при секретаре Чернышевой А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> УР Мингалеева Л.З.,
истца ФИО3,
представителя органа опеки и попечительства отдела социальной защиты населения в <адрес> Управления социальной защиты населения УР при Министерстве социальной политики и труда УР ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4, ФИО2 о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением о признании ответчиков ФИО3 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования жилым помещением по адресу: УР <адрес> снятия их с регистрационного учета по указанному адресу.
Свое исковое заявление ФИО3 мотивирует тем, что является собственником жилого помещения и земельного участка, расположенного по адресу: УР <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы истец, ее супруг, дети, в том числе сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и его дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ответчики ФИО14 в жилом помещении не проживают, проживают отдельно своей семьей, но не желают сниматься с регистрационного учета. Регистрация ответчиков в принадлежащем истцу жилом помещении ограничивает истца в праве владения, пользования и распоряжении жилым помещением, поскольку истец несет бремя содержания жилого помещения, оплату коммунальных услуг, ответчики какой-либо помощи ей не оказывают, материально не помогают.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, суду дополнила, что у нее всего семеро детей, ответчик ФИО3 старший сын. Он имеет дочь ФИО6 от первого брака, мать ребенка лишена родительских прав и воспитанием, содержанием ребенка не занимается. Истец на младшего сына, который учиться в шестом классе в настоящее время, получила в 2011 году материнский капитал и на него купила дом по <адрес>. В указанном доме проживали и прописаны все члены ее семьи муж, дети, ее мать. Ответчики тоже проживали с ней и прописаны в доме, но в настоящее время ФИО3 вновь женился, проживает с семьей на квартире, но выписываться не желает. Своего жилья у него нет, он судим, отбывал наказание в местах лишения свободы и в этот период его дочь помещали на содержание в интернат. Сын работает в ритуальных услугах, но ей материально не помогает, не дает денег на оплату коммунальных услуг, употребляет спиртное, устраивает с ней скандалы, поэтому она его желает выписать вместе с его дочерью- ее внучкой. Получив материнский капитал, она по обязательству доли детям не выделяла, дом намерена оставить младшему сыну.
Ответчики ФИО3 и ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о дате рассмотрения дела надлежащим образом по всем известным адресам, вся судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой истечения срока хранения. Данное обстоятельство позволяет суду считать, что ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в силу ч. 2 ст. 117 ГПК РФ.
Третье лицо представитель МВД по УР в судебное заседание не явился, каких-либо возражений и заявлений по иску не представил.
Третьи лица представители Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Удмуртской Республике и по <адрес> в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении иска в их отсутствие, представив документы по запросу суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Представитель органов опеки и попечительства Отдела социальной защиты населения в <адрес> Управления социальной защиты населения в УР при Министерстве социальной политики и труда УР ФИО10 просила в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать, поскольку оно не соответствует интересам несовершеннолетней ФИО2 Ответчики не имеют своего жилья, регистрация дает право на получение мер социальной поддержки. Ответчики проживают на съемной квартире, ФИО3 работает в ритуальных услугах, к работе относится добросовестно, нареканий нет, иногда употребляет спиртные напитки. ФИО2 учиться в первой школе, ФИО3 женат. В доме чисто, тепло, жалоб на него не поступало, на учете семья не состоит, о противоправном поведении ФИО3 не известно. При разговоре с ответчиком, он извещен о дате судебного заседания, но не желает присутствовать на судебном заседании, с иском не согласен, с матерью отношения не складываются, обижен, что подала иск. Жилищные условия истца неудовлетворительные, дом находится в аварийном состоянии.
Старший помощник прокурора Мингалеев Л.З. исковые требования истца не поддержал, пояснив, что ответчики не имеют своего жилья, дом приобретен на средства материнского капитала и по обязательству истца все члены семьи имеют право на долю, которая не выделялась.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, ФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: УР <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 9).
Согласно адресной справке, выданной МП МО МВД РФ «Кизнерский» от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу зарегистрированы, в том числе ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Регистрация ответчиков также подтверждается домовой книгой (л.д.12-14).
Согласно свидетельства о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её отцом является ФИО3, мать ФИО12 (л.д.65).
ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО3 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на сумму 365698,40 руб. (л.д.11).
Согласно решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного капитала) № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ –Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес>. Средства маткапитала направлены на погашение основного долга и процентов по займу на приобретение жилья (л.д.96).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 дала обязательство, что жилое помещение, расположенное в <адрес> приобретенное с использованием средств маткапитала будет оформлено в общую собственность ее, супруга, детей с определением размера долей по соглашению сторон в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения (л.д.95).
Согласно Акта обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории РФ от ДД.ММ.ГГГГ, жилищно-бытовые условия проживания ответчиков ФИО3 и ФИО2 по адресу: УР, <адрес> удовлетворительные, позволяют нахождение несовершеннолетнего ребенка (л.д.69).
Согласно заключения Отдела социальной защиты населения в <адрес> УР от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворение исковых требований ФИО3 повлечет за собой ущемление прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО2, проживающей с отцом и зарегистрированной по месту его регистрации, не имеющих в собственности своего жилья. В связи с чем полагают возможным оставить исковые требования без удовлетворения (л.д.68).
Согласно Акта обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории РФ от ДД.ММ.ГГГГ, жилищно-бытовые условия проживания истца и членов ее семьи по адресу: УР, <адрес> не удовлетворительные (л.д.100).
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляющие жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Статьей 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ и ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения, принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст.8,8.1 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Ч.1 ст. 70 ЖК РФ установлено, что на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Согласно пункту 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В соответствии со ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями.
В соответствии со ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.
По смыслу вышеуказанных правовых норм, несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве их места жительства по соглашению родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение.
Как установлено в судебном заседании истец ФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенной по адресу: УР <адрес>, которое приобретено с использованием средств материнского (семейного) капитала. В указанном жилом помещении зарегистрированы также сын истца ФИО3 и его дочь несовершеннолетняя ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как установлено судом, ответчики были зарегистрированы в указанном доме по месту жительства ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, после покупки дома и вселения в него, а также с согласия собственника дома истца ФИО3
Регистрация несовершеннолетней ФИО2 и ФИО3 была произведена на основании Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по место пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, родители несовершеннолетней ФИО2 избрали местом постоянного жительства ребенка - место постоянной регистрации её отца ФИО3 в спорном доме.
При этом, несовершеннолетняя ФИО2 в силу своего возраста не имеет в настоящее время возможности самостоятельно реализовывать свои жилищные права, в связи с чем, длительность её проживания в спорном жилом помещении и факт вселения в спорное жилое помещение не имеют существенного значения, поскольку реализация её прав и обязанностей зависит от воли её родителей.
Несовершеннолетняя проживает с отцом, зарегистрирована по месту регистрации отца, самостоятельно не может осуществлять свои права, и выбор места её жительства поставлен в зависимость от выбора места жительства её родителя. При этом, каких-либо данных о том, что несовершеннолетняя приобрела самостоятельное право на какое-либо другое жилое помещение, суду не было представлено.
Доводы истца о том, что ответчики фактически не проживают в указанном жилом помещении, в связи с чем утратили право пользования спорным жилым помещением, противоречат положениям ч. 2 ст. 20 ГК РФ, разъяснениям п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", так как родители ребенка вправе были определить место жительства ребенка в указанной квартире, где в момент рождения проживал один из родителей. Само по себе проживание ребенка в жилом помещении, не являющемся местом жительства, не может служить основанием для признания его утратившим права пользования тем жилым помещением, которое определено родителями ребенка.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения с ними договора социального найма.
Юридически значимым по спорам о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него является установление того обстоятельства, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Судом установлено, что ответчики не имеют другого жилого помещения, где бы могли быть зарегистрированы, каких-либо доказательств, что ответчики добровольно и на постоянной основе выехали из указанного жилого помещения суду не представлено.
В силу ч.3 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям на улучшение жилищных условий.
Согласно ч.1, 4 ст.10 указанного ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения.
Лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В этом случае правила части 1.1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации не применяются.
Таким образом, приобретенные по договору купли-продажи с участием средств материнского капитала объекты недвижимости не могут быть оформлены в общую собственность супругов без учета интересов детей, которые в силу закона признаются участниками долевой собственности на объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского капитала, однако при этом допускается участие в указанных сделках не только средств материнского капитала, но и денежных средств супругов.
Обязательства истца по определению долей детей в общей собственности на недвижимое имущество при получении средств материнского (семейного) капитала не исполнялись, ответчик ФИО3 как сын истца признается участником долевой собственности на объект недвижимости, поэтому каких-либо оснований для признания его и его несовершеннолетней дочери утратившими право пользования жилым помещением и снятия с регистрационного учета нет.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 (░░░░░░░ № ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░) ░ ░░░4 (░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░) ░ ░░░2 (░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░