Судья: Копьева М.Д. адм. дело N 33а-1014/2024 (33а-14702/2023;)
УИД 63RS0039-01-2022-005142-42
N 2а-4201/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Мыльниковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело с апелляционной жалобой Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 19 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., представителя административного ответчика Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара ФИО4, поддержавшую апелляционную жалобу, представителей заинтересованных лиц МП г.о. Самара «Жилидер» ФИО5 и регионального оператора Самарской области «ЭкоСтройРесурс» ФИО6 возражавших против доводов апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Самарской области ФИО7, полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г.о. Самара полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что на территории г.о. Самара существует потребность в обустройстве <данные изъяты> контейнерных площадок, а также ремонте <данные изъяты> контейнерных площадок, в том числе в целях приведения их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к контейнерным площадкам для раздельного сбора твердых коммунальных отходов. В указанных целях администрацией г.о. Самара на <данные изъяты> запланирован ремонт 42 контейнерных площадок и обустройство, при этом средства, заложенные на указанные цели, составляют лишь 12 млн. руб. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города Самары в адрес Главы г.о. Самара внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №. Вместе с тем, в рамках предусмотренного финансирования запланированы работы по ремонту и обустройству 80 муниципальных контейнерных (бункерных) площадок. Вопрос приведения в соответствие с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства и ремонта 454 муниципальных контейнерных площадок администрацией г.о. Самара не решен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара, выраженное в непроведении работ по ремонту 478 мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), находящихся в муниципальной собственности, обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара солидарно организовать и провести работы по ремонту и обустройству 478 муниципальных контейнерных (бункерных) площадок в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования прокурора г. Самары удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Самары от 29 ноября 2022 года отменено, административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Самары в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара направлено на новое рассмотрение в ином составе суда.
При новом рассмотрении административного дела прокурором г.Самары представлено уточненное административное исковое заявление (т. 3 л.д. 135-138), в соответствии с которым административный истец просил признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара, выраженное неорганизации и непроведении работ по ремонту 97 мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в соответствии с требованиями СанПиН2.1.3684-21, находящихся в муниципальной собственности, расположенных по адресам: <адрес>. Обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара устранить нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно: организовать и провести работы по ремонту и обустройству в соответствии с требованиями СанПиН2.1.3684-21 97 муниципальных контейнерных (бункерных) площадок, расположенных по вышеуказанным адресам в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара, МБУ «САХТОБ», МБУ Самарского внутригородского района г.о. Самара «Самарское», МБУ г.о. Самара «Промышленный».
Решением Ленинского районного суда г. Самара от 19 сентября 2023 г. требования прокурора удовлетворены (т. 4 л.д. 60-70).
В апелляционной жалобе представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований по адресам <адрес>, ул. <адрес>, указав, что данным адресам обязанность по формированию и ремонту должна быть возложена на управляющие компании или организованные жильцами товарищества (т.4 л.д. 73-77, 86-89).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства и экологии ФИО4 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, по изложенным в ней основаниям, просила отменить решение суда, как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. При этом пояснила, что из реестра муниципальной собственности указанные в апелляционной жалобе контейнерные площадки не исключались ввиду длительности процедуры.
Представитель административного истца прокурор ФИО7, представители заинтересованных лиц МП г.о. Самара «Жилидер» ФИО5 и регионального оператора Самарской области «ЭкоСтройРесурс» ФИО6 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на законность решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в муниципальной собственности г.о. Самара находятся 1 255 контейнерных площадок для сбора мусора (т.1 л.д. 202-235).
Прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения органами местного самоуправления г.о. Самара полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проведенной прокуратурой г. Самары проверки установлено, что на территории г.о. Самара существует потребность в обустройстве <данные изъяты> контейнерных площадок, а также ремонте 534 контейнерных площадок, в том числе в целях приведения их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к контейнерным площадкам для раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
Выявленные нарушения требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Прокурором г. Самары <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Главе городского округа Самара внесено представление № об устранении выявленных нарушений требований законодательства (т.1 л.д. 7-9).
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора с учетом уточнения, суд первой инстанции, исходил из того, что Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по организации и ремонту мест накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО), необходимых мероприятий по ремонту 97 контейнерных площадок, находящихся в муниципальной собственности, не осуществлялось, тем самым, административным ответчиком допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.
Статьей 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с регионалы программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. Аналогичная норма содержится в пункте 4 Правил обращения с ТКО, утверждённым постановлением Правительства РФ № 1156.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в г числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Минэнерго и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самаре области», электронная модель которой опубликована на официальном сайте Министерства энергетики жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № «Об утверждении Правил обустройства мест (плошал накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - постановление Правительства РФ №).
В силу положений пункта 5 постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области» (далее - постановление Правительства Самарской области №) создание и обустройство мест (площадок) накопления ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 15.2 постановления Правительства Самарской области № включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ № места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 указанного Постановления)
Согласно пункту 7 постановления Правительства Самарской области № места (площадки) накопления ТКО должны регулярно подвергаться санитарной уборке лицами, ответственными за их содержание, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Судом первой инстанции установлено, что 97 мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок), находящихся в муниципальной собственности, расположенных по адресам: <адрес>; не соответствуют требованиям СанПиН2.1.3684-21, что подтверждается фотоматериалами и не оспаривалось лицами, участвующими в деле (т. 3 л.д. 140-154). Доказательств устранения выявленных нарушений на дату рассмотрения дела не представлено.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара как орган, управляющий муниципальной собственностью, передал, а Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара принял муниципальное имущество в виде <данные изъяты> контейнерных площадок, в том числе <данные изъяты> контейнерных площадок, расположенных по вышеуказанным адресам (т. 2 л.д. 33-99, л.д. 66).
Указанные обстоятельства подтвердил представитель административного ответчика в заседании суда апелляционной инстанции. Исключение указанных площадок из реестра муниципальной собственности не производилось ввиду длительности процедуры.
Согласно Реестру контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в г.о. Самара, размещенном на официальном сайте Администрации г.о. Самара (https://www.samadm.ru), балансодержателем вышеуказанных 97 контейнерных площадок является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что федеральное законодательство возлагает обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО и крупногабаритных отходов (КТО) на следующих лиц:
- собственников земельных участков, если такие площадки и территория расположены на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
- собственников помещений или лиц, ответственных за содержание общего имущества МКД (товарищество собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, застройщик, лицо, принявшее от застройщика помещение), если такие площадки и территория расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в МКД (пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (с изменениями и дополнениями), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»).
- на органы местного самоуправления в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка не разграничен, а собственник такого участка не определен. Так, в пункте 6 постановления Правительства Самарской области № указано, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании положения «О Департаменте городского хозяйства и экологии г.о. Самара», утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение о Департаменте), Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации г.о. Самара, через который Администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы лесного хозяйства (пункт 1.1 Положения о Департаменте). Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО (пункт 3.4 Положения о Департаменте).
На основании изложенного, из системного толкования названных выше требований нормативных правовых актов, применительно к рассматриваемому делу, судебная коллегия приходит к выводу, что деятельность по накоплению ТКО, в том числе по создании обустройству, содержанию мест (площадок) накопления ТКО на территории г.о. Самара относите), которые в данном случае стоят включены в реестр муниципальной собственности к ведению Администрации г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара необходимых мероприятий по ремонту 97 контейнерных площадок, находящихся в муниципальной собственности, не осуществлялось, суд пришел к верному выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ремонту контейнерных площадок должна быть возложена на управляющую организацию, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции и судебной коллегией отклоняются, поскольку балансодержателем вышеуказанных контейнерных площадок, является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара.
Доказательств того, что места (площадки) накопления ТКО переданы управляющим компаниям в установленном законом порядке и приняты последними на баланс, материалы дела не содержат. При этом доводы о фактическом отсутствии контейнерных площадок на их местах не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований при данных обстоятельствах дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на определение Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2021 г. по делу №, признаются судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что указанное дело имеет иные обстоятельства спора.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанций пришел к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.
При определении срока исполнения решения - в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, посчитав его разумным и достаточным, суд первой инстанции исходил из того, не обустройство в соответствии с требованиями СанПиН2.1.3684-21 97 муниципальных контейнерных (бункерных) площадок нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что является социально значимым обстоятельством.
Принимая во внимание, что неисполнение Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора района и возложения на Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара обязанности устранить допущенные нарушения.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка, в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ.
Само по себе несогласие административного истца с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самара от 19 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи -