Решение по делу № 2а-76/2018 ~ М-19/2018 от 10.01.2018

Дело № 2а-76/2018 года         

                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 года                                                 пос. Верхний Ландех

Пучежский районный суд постоянное судебное присутствие в п. Верхний Ландех Верхнеландеховского муниципального района в Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Никифоровой Е. В.,

при секретаре Саковой Е.В.,

с участием:

- заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Леонова Михаила Михайловича;

-представителя административного ответчика Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области - ведущего специалиста Управления муниципального хозяйства администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области Грицкевич М. М., действующей по доверенности от 06 февраля 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Верхний Ландех Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области дело по административному иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неограниченного круга лиц к Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области и о возложении на Администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области обязанности по принятию мер по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области отходов (остатков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85»,

    УСТАНОВИЛ:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной прокуратуры (далее по тексту Прокурор) в интересах неограниченного круга лиц и интересов РФ обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» и возложении на Администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского поселения путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85».

Заявленные требования Прокурор обосновывает тем, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды при обращении с жидкими бытовыми отходами на территории Верхнеландеховского городского поселения было установлено, что на территории указанного поселения проживает около 1600 человек, необеспеченных центральным водоотведением. Сбор и вывоз жидких бытовых отходов от населения и организацией в неканализированных районах производится ООО «Управляющая компания» по договорам, заключенным абонентами. Сливные станции по приему ЖБО на территории Верхнеландеховского муниципального района отсутствуют, жидкие бытовые отходы сливаются напрямую в канализационные сети без соблюдения санитарных требований, что может сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке городского поселения, поскольку могут быть сброшены в централизованные системы водоотведения запрещенные вещества (материалы), угрожающие работоспособности систем водоотведения.

В соответствие ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Согласно п. п. 6.10.1, 6.10.2 «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» (далее по тексту СНиП 2.04.03-85) прием жидких отбросов (нечистот, помоев и т.д.), доставляемых из неканализированных зданий ассенизаторным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях, которые следует располагать на территории очистных сооружений или в непосредственной близости от них; допускается размещать сливные станции вблизи канализационных коллекторов с диаметром не менее 400 мм при этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, не должно превышать 20% общего расчетного расхода по коллектору.

Отсутствие сливной станции по приему жидких бытовых отходов от неканализированных зданий на территории Верхнеландеховского городского поселения свидетельствует о ненадлежащем выполнении Администрацией Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области своих полномочий, установленных п.4 ч. 14 ст. Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации водоотведения населения в границах сельского поселения и полномочий, установленных п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Права неопределенного круга лиц - граждан РФ - населения муниципального образования нарушены, так как при образовании от неканализационных домовладений и организаций жидких бытовых отходов нет мест приема таких отходов, соответствующих действующему законодательству. Указанные нарушения посягают на гарантированные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

(Л.Д.2-4,27-28).

Заместитель прокурора Леонов М. М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Гицкевич М. М. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в Верхнеландеховском городском поселении Администрация Верхнеландеховского городского поселения упразднена, её полномочия переданы Администрации Верхнеландеховского муниципального поселения. На территории Верхнеландеховского городского поселения имеются очистные сооружения, но отсутствует сливная станция. Очистные сооружения являются собственностью Верхнеландеховского муниципального района. Очистные сооружения по договору аренды переданы в аренду ООО «Тепло-электросети». Очистные сооружения используются в качестве сливной станции для сброса специализированным ассенизационным транспортом жидких отходов. Жидкие бытовые отходы из выгребных ям сливаются в приемный колодец, как сточные воды, где установлены решетки для их механической очистки. После механической очистки эти отходы попадают в канализационную насосную станцию и сливаются в ручей «Бабий». Этот ручей впадает в реку, из которой водоснабжение населения не производится, но в реке летом купаются люди. Размер санитарной зоны очистных сооружений составляет 300 метров, что не создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Административный ответчик не признает исковые требования, так как отсутствие сливной станции не создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Заинтересованное лицо ООО «Управляющая компания» на рассмотрение дела не явилось, хотя о месте и времени рассмотрения дела было уведомлено надлежащим образом. О причинах неявки в суд это лицо не сообщило.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Выслушав заместителя прокурора, представителя административного ответчика, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131 к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах городского поселения водоотведения.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера окружающей среды.

Согласно ч. 4 ст. 24 Устава Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Верхнеландеховского городского поселения 24 ноября 2011 года ( в ред. от 18 октября 2016 года № 19), полномочия исполнительно-распорядительного органа Верхнеландеховского городского поселения исполняет администрация Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области.

На территории Верхнеландеховского городского поселения проживает около 1600 человек, необеспеченных централизованным водоотведением; сбор и вывоз жидких бытовых отходов от населения и организаций в неканализированных районах производится ООО «Управляющая компания» по договорам, заключенным с абонентами; прием жидких фракций производится на очистные сооружения, находящиеся в поселке Верхний Ландех, где ЖБО, как сточные воды, сливаются в приемный колодец, в котором установлены металлические решетки для механической очистки, а затем поступают в канализационную насосную станцию; на территории Верхнеландеховского городского поселения сливные станции отсутствуют, что подтверждается: копиями сообщений в Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру заместителя Главы Администрации, начальника Управления муниципального хозяйства Администрации Верхнеландеховского муниципального района от 09 марта 2017 года, от 19 июля 2017 год и от 26 декабря 2017 года Степеннова В. И. (Л.Д.5, 9, 11, 15); признается административным ответчиком.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение в РФ единой учетной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Согласно п. 6.10.1 СНиП 2.04.03-85, действующих с 25 марта 2016 года, прием жидких отбросов (нечистот, помоев и т.д.), доставляемых из неканализированных зданий ассенизаторным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть, следует осуществлять на сливных станциях.

Согласно п. 6.10.2 СНиП 2.04.03-85 сливные станции следует располагать на территории очистных сооружений или в непосредственной близости от них. Допускается размещать сливные станции вблизи канализационных коллекторов с диаметром не менее 400 мм при этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, не должно превышать 20% общего расчетного расхода по коллектору.

Согласно п.6.10.3 СНиП 2.04.03-85 доставляемые ассенизационным транспортом на сливную станцию стоки необходимо разбавлять в соотношении 1: 1, 2.

Согласно п. 6.10.4 СНиП 2.04.03-85 разбавление фекальных масс на сливных станциях надлежит осуществлять водою из водных объектов, закрытых (открытых) систем технического водоснабжения, дренажными и очищенными сточными водами. При обосновании допускается использование питьевой воды с обеспечением требований.

Вода подается на обмыв транспорта, в приемное отделение во время разгрузки, на разбавление в каналах и в приемные воронки, в отделения решеток и при создании водяной завесы. Вода, используемая через брандспойты, должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к технической воде для открытых систем водоснабжения.

Из изложенного видно, что сливные станции предусмотрены для приема и обработки жидких бытовых отходов из неканализационных зданий перед сбросом в канализационную сеть, а также для обмыва ассенизационного транспорта, на котором эти жидкие бытовые отходы были доставлены.

Отсутствие сливных станций безусловно нарушает права РФ и создает угрозу нарушения прав населения на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, так как наличие таких сливных станций и правила поступления и обработки жидких бытовых отходов на эти сливные станции из неканализированных зданий перед сбросом в канализационную сеть предусмотрено санитарными правилами, принятыми государством - РФ.

Соблюдение административным ответчиком только размера санитарно-защитной зоны комплекса очистных сооружений, установленного СанПин 2.2.1/2.1.1200-03, в отсутствие соблюдения п. 6.10.1- 6.10.4 СНиП 2.04.03-85- отсутствие приема жидких бытовых отходов, доставляемых из неканализированных зданий ассинезаторским транспортом и их обработку на сливных станциях, не гарантирует населению Верхнеландеховского городского поселения права на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, так как санитарные правила, установленные государством, должны соблюдаться в комплексе, а не в отдельности.

Передача Администрацией Верхнеландеховского муниципального района ООО «Тепло-электро сети» 04 мая 2016 года в аренду на срок три года имущества водоотведения в поселке Верхний Ландех, состоящего из канализационных линий и очистных сооружений для оказания коммунальных услуг в поселке Верхний Ландех Ивановской области, в подтверждение чего суду предоставлены договор аренды муниципального имущества №А-01/16 от 04 мая 2016 года и акт приема-передачи имущества от 04 мая 2016 года, не освобождает Администрацию Верхнеландеховского муниципального района от обязанности принятия мер к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения отходов ( осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85».

На совещании с главами городских округов и муниципальных районов Ивановской области от 07 июля 2017 года Губернатором Ивановской области Главам муниципальных районов и городских округов было рекомендовано принять меры путем сбора и вывоза от неканализированной части поселения отходов ( осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», а Прокурором на имя Главы Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области вносились представления об устранении нарушений природоохранного законодательства РФ, указанные в иске, причин и условий их способствующих (Л.Д.7-8), направлялись требования о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений законодательства (Л.Д.10,14), однако, Администрацией Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области меры путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» не приняты, что подтверждается: копией сообщения в Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру заместителя Главы Администрации, начальника Управления муниципального хозяйства Администрации Верхнеландеховского муниципального района от 02 сентября 2016 года (Л.Д.5); копиями сообщений в Ивановскую межрайонную природоохранную прокуратуру заместителя Главы Администрации, начальника Управления муниципального хозяйства Администрации Верхнеландеховского муниципального района от 09 марта 2017 года, от 19 июля 2017 год и от 26 декабря 2017 года Степеннова В. И. (Л.Д.9, 11, 15); признается административным ответчиком.

Непринятие Администрацией Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области мер путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» посягают на гарантированные ст. 42 Конституции права граждан на благоприятную окружающую и являются незаконными.

Суд считает необходимым обязать Администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области мер путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.133320.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», установив для исполнения этой обязанности разумный срок - 1 год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При этом принципиального значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, имеются ли денежные средства на реализацию органами местного самоуправления полномочий по организации водоотведения и мероприятий по охране окружающей среды, так как в соответствие со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неограниченного круга лиц к Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области и о возложении на Администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области обязанности по принятию мер по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области отходов (остатков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции соответствующие «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области по непринятию мер к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области отходов (остатков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85», незаконными.

Обязать Администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области в течение одного года со дня вступления решения в законную силу принять меры по охране окружающей среды в границах Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области путем сбора и вывоза от неканализированной части Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области отходов (остатков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовых стоков на сливные станции, соответствующие «СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области постоянное судебное присутствие в п. Верхний Ландех Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий _________________ Е. В. Никифорова

«Решение изготовлено в окончательной форме 12 февраля 2018 года»

Председательствующий _________________Е. В. Никифорова

2а-76/2018 ~ М-19/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры
Ответчики
Администрация Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области
Другие
ООО "Управляющая компания"
Суд
Пучежский районный суд
Судья
Никифорова Елена Владимировна
10.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
15.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2018[Адм.] Судебное заседание
12.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2018[Адм.] Дело оформлено
02.04.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее