УИД 81RS0006-01-2023-000789-60 <данные изъяты>
Дело № 2-550/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2023 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Калиной Е.Д.,
при помощнике судьи Фотиной Е.М.,
с участием истца Сараниной Л.Г.,
представителя третьего лица Щербинина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по исковому заявлению Сараниной Любови Геннадьевны к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Кудымкарский лесотехнический техникум» о возложении обязанности не чинить препятствий к подключению объекта капитального строительства к сети газопровода,
установил:
Саранина Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Кудымкарский лесотехнический техникум» (далее – ГБПОУ «КЛТ») о возложении обязанности не чинить препятствий к подключению объекта капитального строительства к сети газопровода. В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Акционерным обществом «Газпром газораспределение Пермь» (далее – АО «Газпром газораспределение Пермь»), Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром газификация» (далее – ООО «Газпром газификация») заключен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации № БФ/№ объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Техническими условиями № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство газопровода-ввода с точкой подключения в распределительный газопровод низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>. В целях реализации договора, ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Пермь» направлен запрос ГБПОУ «КЛТ» для согласования размещения газопровода-ввода на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГБПОУ «КЛТ» в размещении газопровода-ввода на земельном участке отказано. По данному вопросу она также обращалась в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности <адрес>, на что получила письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у министерства полномочий по выдаче разрешения на проведение земляных работ. Министерством образования и науки Пермского края письмом от 17.11.2022 отказано в предоставлении сервитута на земельный участок со ссылкой на пункт 2.1.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, содержащий запрет на прохождение через собственную территорию магистральных газопроводов, предназначенных для обеспечения населенных пунктов. Она считает отказ в предоставлении разрешения на размещение газопровода-ввода на земельном участке, находящемся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ответчика, незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Планируемый к строительству газопровод-ввод для газоснабжения ее дома не является магистральным газопроводом, предназначен для обеспечения газом одного объекта капитального строительства. Отсутствие согласия ответчика не позволяет АО «Газпром газораспределение Пермь» выполнить работы по газификации ее жилого дома, а ей пользоваться газом. Согласие на прокладку газопровода-ввода по земельному участку ответчика никаким образом не нарушит его прав. Просит возложить на ответчика обязанность не чинить препятствий к подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, к сети газопровода путем выдачи разрешения на прокладку газопровода-ввода по земельному участку с кадастровым номером №, принадлежащему на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику.
В судебном заседании истец Саранина Л.Г. исковые требования поддержала, дополнила, что она имеет право пользоваться газом и ее право должно быть реализовано.
Представитель ответчика ГБПОУ «КЛТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, причины неявки не сообщил. Из письменных возражений следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, находится в ведении образовательного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования, вид разрешенного использования: для образовательных целей. На данном земельном участке расположены учебные корпуса, здания мастерских и спортивного зала, спортивная площадка, тренажерный комплекс, также обучающимися на данном земельном участке проводятся практические занятия по посадке, уходу и выращивания деревьев и кустарников, работе с измерительными приборами, отрабатываются навыки по вождению тракторов. Газопровод-ввод относится к категории опасных объектов, его размещение на территории образовательного учреждения может создать угрозу жизни и здоровью обучающихся. В соответствии с пунктом 5.13 Устава ГБПОУ «КЛТ» не вправе осуществлять сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2022 № 1129, образовательным учреждением на земельном участке, по которому планируется прокладка газопровода-ввода к дому истцу, планируется строительство трактодрома. Наличие газопровода-ввода не позволит в полном объеме выполнить необходимый объем работ и использовать земельный участок по целевому назначению. Газопровод-ввод будет пересекать кабельную линии электроснабжения и теплоснабжения к учебному корпусу №, что не позволит в полной мере производить их обслуживание, оперативно устранить аварийные ситуации. Кроме того, на земельном участке располагается территория археологического наследия, где в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Газпром газораспределение Пермь» Щербинин Н.В. против требований не возражал. Пояснил, что отсутствие согласия ответчика на прокладку газопровода-ввода по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, не позволяет третьему лицу выполнить работы по газификации объекта, принадлежащему истцу. Согласно схеме расположения существующего газопровода выданная точка подключения объекта является единственно возможной.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром газификация» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, причины неявки не сообщил, ходатайства не заявил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Первушин А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В пояснениях указал, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, находится в собственности Пермского края, имеет вид разрешенного использования: для образовательных целей, с ДД.ММ.ГГГГ закреплено на праве постоянного (бессрочного) пользования за ГБПОУ «КЛТ». В силу пунктов 1, 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если находящийся в государственной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается таким учреждением при наличии согласия в письменной форме органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится это учреждение. В удовлетворении требований Сараниной Л.Г. просит отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Пермского края Гаянова Э.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, причины неявки не сообщила, ходатайства не заявила. Из письменных возражений следует, что в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыва- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Значительную часть контингента учреждения составляют несовершеннолетние, безопасность которых является приоритетом, размещение газопровода-ввода на занимаемой образовательным учреждением территории приведет к ухудшению условия получения детьми профессионального образования, а также к невозможности развития инфраструктуры образовательного учреждения. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства культуры Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, причины неявки не сообщил, ходатайства не заявил.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участие представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав доводы искового заявления и возражений, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Сараниной Л.Г. на праве собственности принадлежат жилой дом с кадастровым номером №, площадью 38,7 кв. м, и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 386 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>.
Земельный участок Сараниной Л.Г. граничит с земельным участком с кадастровым номером №, площадью 31742 +/- 107,63 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для образовательных целей, расположенным по адресу: <адрес>, являющимся государственной собственностью <адрес>, переданного в постоянное (бессрочное) пользование ответчику – ГБПОУ «КЛТ».
ДД.ММ.ГГГГ Саранина Л.Г. подала в АО «Газпром газораспределение Пермь» заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации.
Техническими условиями № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство подземного газопровода-ввода от существующей сети газораспределения (<адрес>) до точки подключения: подземный газопровод-ввод низкого давления ПЭ32 на границе земельного участка по адресу: <адрес>. Протяженность газопровода 150 м.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Пермь» (исполнитель) и Сараниной Л.Г. (заявитель), ООО «Газпром газификация» (единый оператор газификации) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации № № объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Сосновый, 6а.
Согласно представленных схем, проектной документации строительство подземного газопровода-ввода от места присоединения к распределительному газопроводу (<адрес>) до вводного газопровода заявителя по адресу: Пермский №, должно быть осуществлено по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, имеющего вид разрешенного использования: для образовательных целей, переданного в постоянное (бессрочное) пользование ответчику – ГБПОУ «КЛТ».
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации мероприятий по догазификации АО «Газпром газораспределение Пермь» направлено в адрес ГБПОУ «КЛТ» требование представить письменное согласие на размещение газопровода-ввода на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГБПОУ «КЛТ» отказано в выдаче письменного согласия на размещение газопровода-ввода на земельном участке с кадастровым номером 81:07:0091001:12 по адресу: <адрес>, в связи с возможностью создания угрозы жизни и здоровью обучающихся в образовательном учреждении, возможными ограничениями в дальнейшем в полной мере использовать земельный участок по целевому назначению, созданием рисков стабильного тепла и электроснабжения образовательного учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края на обращение Сараниной Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на проведение земляных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в целях прокладки газовой сети к дому, дан ответ, согласно которому Сараниной Л.Г. предложено для заключения соглашения об установлении сервитута обратиться в учреждение.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Пермского края на обращение от ДД.ММ.ГГГГ выразило не согласие в предоставлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, для размещения газопровода-ввода к дому по адресу: <адрес>, сославшись на пункт 2.1.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, содержащий запрет на прохождение через собственную территорию магистральных нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов, сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для обеспечения населенных пунктов, а также изолированных (транзитных) тепловых сетей, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГБПОУ «КЛТ», ссылаясь на возражения Министерства образования и науки Пермского края, вновь отказало в согласовании проведения газопровода по территории земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Суд, оценив доводы иска, возражений, представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца Сараниной Л.Г.
Доводы истца, что планируемый к строительству газопровод-ввод для газоснабжения ее дома не является магистральным газопроводом, предназначен для обеспечения газом одного объекта капитального строительства, не ограничит прав ответчика на земельный участок, и доводы представителя третьего лица АО «Газпром газораспределение Пермь» о том, что газопровод планируемый к строительству будет подземным и безопасным, после выполнения строительно-монтажных работ будет выполнено благоустройство нарушенной территории, во внимание судом не принимаются по следующим основаниям.
Земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на котором планируется строительство газопровода-ввода к дому истца имеет вид разрешенного использования: для образовательных целей, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБПОУ «КЛТ» (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пунктов 2.1, 3.1 Устава предметом деятельности ГБПОУ «КЛТ» является образовательная деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, а также дополнительных профессиональных программ в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. К основному виду деятельности учреждения относится осуществление образовательной деятельности.
На земельном участке с кадастровым номером № расположены учебные корпуса ГБПОУ «КЛТ», здания мастерских и спортивного зала, спортивная площадка, тренажерный комплекс, также обучающимися на данном земельном участке проводятся практические занятия по посадке, уходу и выращивания деревьев и кустарников, работе с измерительными приборами, отрабатываются навыки по вождению тракторов, что не оспаривалось истцом при рассмотрении дела.
В Российской Федерации специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с положениями части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к основным правам обучающихся отнесено право на охрану жизни и здоровья (пункт 9 части 1 статьи 34).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункты 8, 9 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
Таким образом, строительство газопровода-ввода, отнесенного к категории опасных производственных объектов, на территории земельного участка ГБПОУ «КЛТ» может создать угрозу жизни и здоровью обучающихся.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – Санитарные правила СП 2.4.3648-20).
В соответствии с пунктом 1.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Пунктом 1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 установлено, что правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил.
Пунктом 2.1.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 установлен запрет на прохождение через собственную территорию образовательного учреждения не только магистральных газопроводов, но и сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для обеспечения населенных пунктов.
Согласно пункту 20 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сеть инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, коммуникации) - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
По смыслу положений части 1 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к сетям инженерно-технического обеспечения относятся также объекты газораспределительных сетей.
Таким образом, поскольку планируемый к строительству подземный газопровод-ввод по территории земельного участка ГБПОУ «КЛТ» относится к сетям инженерно-технического обеспечения, предназначенных для обеспечения населенных пунктов, в силу прямого указания закона его строительство на земельном участке образовательного учреждения запрещено.
Доводы представителя ответчика, что строительство подземного газопровода-ввода к дому истца планируется по территории земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в границах которого частично находится объект археологического наследия - ансамбля «Кудымкар, могильник», заслуживают внимания.
Как установлено судом из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, имеет ограничения (обременения), в том числе в виде ограничения (обременения) прав на земельный участок, предусмотренного статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, зарегистрированного на основании приказа Министерства культуры Пермского края от 26.05.2016 № СЭД-27-01-10-201 «Об установлении границ территории, предмета охраны и режима использования территории объекта археологического наследия - ансамбля «Кудымкар, могильник». Учетный номер части земельного участка №, площадь 7381 кв. м.
Территория и границы данного объекта археологического наследия установлены приказом Министерства культуры Пермского края от 26.05.2016 № СЭД-27-01-10-201 «Об установлении границ территории, предмета охраны и режима использования территории объекта археологического наследия - ансамбля «Кудымкар, могильник» (имеется в общедоступных источниках) с установленными в отношении земельного участка ограничениями.
Приложением 1 к приказу Министерства культуры Пермского края от 26.05.2016 № СЭД-27-01-10-201 дано описание границ территории объекта археологического наследия.
В пункте 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом, а также федеральными законами. В частности, подпунктом 2 пункта 2 названной статьи предусмотрена возможность установления особых условий охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов в качестве одного из видов ограничения прав собственников на пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты культурного наследия, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены на обеспечение сохранности данных объектов.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
На основании статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на виды. К одному из видов относятся ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц (пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
В границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры»).
Проанализировав схемы, содержащие сведения о месте строительства газопровода-ввода к дому истца, проектную документацию, выписку из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, приказ Министерства культуры Пермского края от 26.05.2016 № СЭД-27-01-10-201 «Об установлении границ территории, предмета охраны и режима использования территории объекта археологического наследия - ансамбля «Кудымкар, могильник» (имеется в общедоступных источниках), суд приходит к выводу, что строительство части подземного газопровода-ввода к дому истца планируется в границах земельного участка с учетным номером 81:07:0091001:12/1, т.е. в границах территории объекта археологического наследия - ансамбля «Кудымкар, могильник».
Вместе с тем, в силу прямого указания закона строительство подземного газопровода-ввода в границах территории объекта культурного наследия на территории объекта археологического наследия - ансамбля «Кудымкар, могильник» запрещено.
При этом суд учитывает, что осуществление строительства подземного газопровода-ввода к дому истца без соблюдения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» создаст угрозу для объекта археологического наследия - ансамбля «Кудымкар, могильник».
Доводы истца, что выдача разрешения на прокладку газопровода-ввода по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, никаким образом не приведет к ограничениям прав на земельный участок, признаются судом несостоятельными.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, охранная зона газораспределительной сети представляет собой территорию с особыми условиями использования, устанавливаемую вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В силу пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны. Так в частности вдоль трасс подземных газопроводов устанавливается охранная зона в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 м от газопровода со стороны провода и 2 м - с противоположной стороны.
Исходя из вышеуказанных норм, охранная зона газопровода представляет собой ограничение права.
Таким образом, подземный газопровод-ввод к дому истца построенный на земельном участке образовательного учреждения приведет к ограничению прав, что не позволит в дальнейшем в полной мере использовать земельный участок по целевому назначению.
Доводы истца и представителя третьего лица АО «Газпром газораспределение Пермь» о том, что территория ГБПОУ «КЛТ» огорожена забором, подземный газопровод-ввод к дому истца планируется построить за ограждением, не принимаются судом. Ограждение земельного участка меньшей площадью, чем он существует, не изменяет его целевого назначения и не порождает прав на него других лиц.
Доводы истца и представителя третьего лица АО «Газпром газораспределение Пермь», что отсутствует иная возможность газификации дома истца, избран наиболее выгодный вариант, истец имеет право пользоваться газом и ее право должно быть реализовано, судом не принимается во внимание. Отсутствие иной возможности, безусловное право истца на пользование газом, не может быть преодолено и реализовано с нарушением требований действующего законодательства, прав и интересов неопределенного круга лиц.
Довод представителя ответчика, что газопровод-ввод, планируемый к строительству, будет пересекать линии электроснабжения и теплоснабжения к учебному корпусу №, указанное не позволит в полной мере производить их обслуживание, принять меры к устранению аварийных ситуаций, отклоняется судом, поскольку прямого запрета на пересечение сетей закон не содержит.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца Сараниной Л.Г. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Сараниной Любови Геннадьевны (паспорт №) к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Кудымкарский лесотехнический техникум» (ОГРН №, ИНН №) о возложении обязанности не чинить препятствий к подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, к сети газопровода путем выдачи разрешения на прокладку газопровода-ввода по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья Е.Д. Калина
Решение в окончательной форме изготовлено 27 июня 2023 года.