Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-114/2024 (2-2575/2023;) ~ М-1472/2023 от 21.04.2023

Дело № 2-114/2024

УИД 44RS0001-01-2023-001900-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года                                                     г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Климова ЛН, Климова ИЛ, Климовой АЛ, Климовой НВ к Администрации города Костромы, Управлению строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы о сохранении жилого дома и жилых помещений в реконструированном виде, признании права собственности на квартиры,

установил:

Климов Л.Н., Климов И.Л., Климова А.Л. и Климова Н.В. обратились в суд с иском к Администрации города Костромы о сохранении жилого дома и жилых помещений в реконструированном виде, признании права собственности на квартиру, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма. Требования мотивированы тем, что Климова Н.В. на основании договора социального найма от <дата> является нанимателем муниципальной квартиры общей площадью 28 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме нее, в указанной в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства ее супруг Климов Л.Н., дочь Климова А.Л. и сын Климов И.Л. Также Климовой Н.В. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 21 кв.м в этом же многоквартирном доме. Собственником квартиры в доме по <адрес> общей площадью 43,2 кв.м является Румянцева Н.Д., собственником квартиры № общей площадью 28 кв.м. – муниципальное образование городской округ город Кострома. Многоквартирный жилой дом по <адрес> <адрес> находится на земельном участке общей площадью 276 кв.м. с разрешенным использованием – малоэтажная многоквартирная жилая застройка. С целью улучшения жилищных условий Климова Н.В. и Климов Л.Н. своими силами произвели перепланировку и реконструкцию квартир № и . Так, в квартире на первом этаже демонтирована холодная веранда на ее месте возведены помещения: тамбур (помещение 1) площадью 1,6 кв.м, прихожая (помещение 2) площадью 10,1 кв.м, гардероб (помещение 3) площадью 2,5 кв.м, гардероб (помещение 4) площадью 4,1 кв.м, туалет (помещение 5) площадью 2,6 кв.м, произведена перепланировка, в результате которой возникли помещение ванной (помещение 6) площадью 3 кв.м, кухни (помещение 8) площадью 6 кв.м, гостиной (помещение 7) площадью 22,1 кв.м, перенесен проход в комнату (помещение 9) площадью 16,9 кв.м, помещение жилой комнаты общей площадью 7,8 кв.м присоединено к квартире , в результате реконструкции возведен 2 этаж с помещениями: лестница (помещение 10) площадью 6,4 кв.м, жилая комната (помещение 11) площадью 15,1 кв.м, жилая комната (помещение 12) площадью 15,9 кв.м, подсобное помещение (помещение 13) площадью 1,4 кв.м, санузел (помещение 14) площадью 2,2 кв.м. В квартире в результате реконструкции демонтировано холодное крыльцо, на его месте возведены помещения прихожей (помещение 1) площадью 8,0 кв.м и кухни (помещение 2) площадью 12,8 кв.м, в результате перепланировки помещений коридора, кладовой и подсобной возникли помещения коридора (помещение 3) площадью 2,5 кв.м и санузла (помещение 4) площадью 5,6 кв.м, также в результате перепланировки присоединена жилая комната (помещение 6) площадью 6,4 кв.м. В результате реконструкции жилой дом стал ..., что привело к изменению параметров квартиры и и дома в целом. Так, общая площадь жилого дома составила 226,9 кв.м, общая площадь квартиры – 109,9 кв.м, общая площадь квартиры – 45,8 кв.м. Общая площадь квартир № не изменилась. Истцы обратились в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство объекта, однако в выдаче разрешения отказано, а потому легализовать реконструкцию во внесудебном порядке не представляется возможным. Реконструкция выполнена в соответствии со строительными, градостроительными нормами и правилами, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. С учетом изложенного истцы просили сохранить в реконструированном виде многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 226,9 кв.м, количество этажей – ...; сохранить жилое помещение квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 45,8 кв.м и признать за Климовой Н.В. право собственности на указанную квартиру; сохранить жилое помещение квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 109,9 кв.м; признать за Климовой Н.В., Климовой А.Л., Климовым И.Л., Климовым Л.Н. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 109,9 кв.м на условиях договора социального найма.

В процессе рассмотрения дела истцы исковые требования уточнили, в окончательном виде просят сохранить в реконструированном виде многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 226,9 кв.м, количество этажей – ...; сохранить жилое помещение квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 45,8 кв.м и признать за Климовой Н.В. право собственности на указанную квартиру; сохранить жилое помещение квартиры по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 109,9 кв.м и признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение муниципального жилищного фонда на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 109,9 кв.м за Климовой Н.В.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, в качестве третьих лиц – Румянцева Н.Д., Корчков И.Ю., Управление муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы.

В судебное заседание истцы не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, интересы истцов по доверенности представляла Плошкина И.С.

Представитель истцов по доверенности Плошикина И.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, указав, что Климова Н.В. ранее в приватизации жилых помещений не участвовала, остальные пользователи квартиры № принимать участие в приватизации квартиры не желают.

Представитель ответчика Администрации города Костромы Рассадина О.Д. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем проведения реконструкции, а также проведение переустройства и перепланировки жилого помещения возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме. Вместе с тем Администрация города Костромы, являясь собственником двух жилых помещений, согласия истцу на реконструкцию, переустройство и перепланировку не давала. Полагала, что исковые требования о признании права собственности на жилое помещение за Климовой Н.В. в порядке приватизации заявлены безосновательно, поскольку увеличение площади объекта в результате самовольной реконструкции является основанием к отказу в приватизации. Кроме того, отметила, чтоб бесспорные доказательства соответствия объекта градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, а также соблюдения прав и интересов других лиц, в материалах дела отсутствуют, а потому оснований для сохранения жилого дома в реконструированном виде и признания за Климовой Н.В. права собственности на реконструированные жилые помещения не имеется.

Ответчик Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы Тихомиров А.Н. считал исковые требования не подлежащими удовлетворению, указал, что Климовой Н.В. отказано в передаче в собственность квартиры в доме по <адрес> ввиду несоответствия фактических характеристик, в том числе площади, жилого помещения правоустанавливающим документам.

Третье лицо Румянцева Н.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

Частью 2 ст. 40 ЖК РФ установлено обязательное получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1).

На основании абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, приведенным в п. п. 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

        В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

        Согласно ч. 1 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаем; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

        Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (ч. 2).

В соответствии с положениями ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2).

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 5).

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6).

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7).

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия (ст. 11).

Как установлено в судебном заседании, многоквартирный дом по <адрес> <адрес> состоит из ... квартир - , , и .

Собственником квартиры в указанном многоквартирном доме общей площадью 43,2 кв.м является Румянцева Н.Д., собственником квартиры общей площадью 28 кв.м. – муниципальное образование городской округ город Кострома, нанимателем этого жилого помещения – Корчков И.Ю., собственником квартиры общей площадью 28 кв.м – муниципальное образование городской округ город Кострома, собственником квартиры № общей площадью 21 кв.м – Климова Н.В.

<дата> Климовой Н.В. и членам ее семьи по договору социального найма жилого помещения , заключенному с управляющей организацией – Муниципальное учреждение «Служба муниципального заказа по ЖКХ», во владение и пользование предоставлено для проживания жилое помещение по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 2.1.4 договора наниматель обязалась не производить переустройство, реконструкцию, перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, переоборудование внутренних инженерных сетей, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования без получения соответствующего разрешения администрации города.

Согласно сведениям МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан», по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства: Климова Н.В. (наниматель), <дата> года рождения, с <дата>, Климова А.Л. (дочь), <дата> года рождения, с <дата>, Климов И.Л. (сын), <дата> года рождения, с <дата>, Климов Л.Н. (муж), <дата> года рождения, с <дата>.

Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, имеет разрешенный вид использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Судом установлено, что Климовой Н.В. и Климовым Л.Н. с целью улучшения жилищных условий произведена реконструкция многоквартирного жилого дома в части квартир и , также осуществлены переустройство и перепланировка.

Так, в рамках реконструкции снесены холодные пристройки: холодная веранда у квартиры и коридор, кладовая и подсобное помещение у квартиры .

При переустройстве в квартире выполнена пристройка размерами 3,8х8,1 м и переоборудовано чердачное пространство в мансардный этаж. После переустройства площадь квартиры увеличилась и составляет 107,9 кв.м. В пристроенном помещении на первом этаже площадью 20,9 кв.м разместились: тамбур площадью 1,6 кв.м, прихожая – 10,1 кв.м, гардероб – 2,5 кв.м, гардероб – 4,1 кв.м, туалет – 2,6 кв.м. В мансардном этаже добавились помещения площадью 34,6 кв.м: жилая комната площадью 15,1 кв.м, жилая комната – 15,9 кв.м, подсобное помещение – 1,4 кв.м, санузел – 2,2 кв.м. Кроме того, одна жилая комната квартиры площадью 6,4 кв.м, располагавшаяся на первом этаже, после переустройства присоединена к квартире .

При переустройстве в квартире выполнена пристройка размерами 4,45х5,8 кв.м. В пристроенном помещении площадью 20,8 кв.м устроены прихожая площадью 8 кв.м и кухня площадью 12,8 кв.м. после переустройства к квартире добавилась жилая комната площадью 6,4 кв.м на первом этаже от квартиры , в результате чего площадь квартиры составила 45,8 кв.м.

При перепланировке в квартире заложен дверной проем в жилую комнату. В результате демонтажа холодной пристройки выполнена пристройка отапливаемых помещений: тамбура, прихожей, двух гардеробных и туалета. После демонтажа перегородки и частично внутренней стены образовались помещение жилой комнаты в которой установлена лестница на мансардный этаж. На мансардном этаже дополнительно обустроены две жилые комнаты, подсобное помещение и санузел.

При перепланировке в квартире в результате демонтажа холодной пристройки на ее месте появилась теплая пристройка, в которой размещены прихожая и кухня. Также к квартире присоединена жилая комната, которая ранее находилась в границах квартиры .

По заказу Климовой Н.В. ООО «Архитектурно-градостроительный центр» разработана проектная документация на реконструкцию многоквартирного дома по <адрес>.

Климова Н.В. обращалась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию малоэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, однако в выдаче разрешения было отказано.

В силу статей 40, 41 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 10 ст. 55 ГрК РФ, основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ввод объекта в эксплуатацию является одной из форм обязательной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства.

Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определен в ст. 55 ГрК РФ.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ч. 3 ст. 55 ГрК РФ определены необходимые документы, в том числе схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (п.8); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1 ст. 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации) (п. 9).

Осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1 ст. 54 ГрК РФ предусмотрено при реконструкции многоквартирного жилого дома.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено отсутствие документов, указанных в ч. 3 настоящей статьи (п. 1 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ).

В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» содержатся разъяснения, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку предпринимало меры. В этом случае, суд должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

С целью установления соответствия реконструированного объекта недвижимости требованиям законодательства судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ОО «Костромское областное общество зашиты прав строителей».

Экспертом ОО «Костромское областное общество зашиты прав строителей» ФИО10 проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на предмет соответствия нормативным требованиям в реконструированном виде.

Согласно заключению эксперта от <дата>, вышеуказанный жилой дом и квартиры № и в частности соответствуют строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, несущие и ограждающие конструкции дома не имеют повреждений, деформаций, трещин или отклонений от вертикали, влияющих на механическую безопасность жилого дома в целом и квартир и в частности. Строительные конструкции здания находятся в работоспособном состоянии, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан. Квартиры и по адресу: <адрес> не препятствуют владельцам соседних строений в пользовании своими строениями и земельными участками.

В судебном заседании эксперт ФИО10 данное ею заключение поддержала, дополнительно указала, что расстояние от границы земельного участка до пристройки квартиры , составляющее 2,26 м, не соответствует градостроительным требованиям, вместе с тем, жилой дом находится на территории и в границах существующей застройки. Стены пристройки со стороны главного фасада в рамках реконструкции не выступают за пределы ранее существовавших конструкций, включая крыльцо. Минимальный размер земельного участка на одну квартиру соответствует градостроительным требованиям.

Суд не находит оснований не доверять экспертному заключению. Данное заключение выполнено квалифицированным экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, является достаточно полным, последовательным и обоснованным, соответствует обстоятельствам дела, подтверждается иными доказательствами. Лицами, участвующими в деле выводы эксперта не оспорены.

Доказательств, свидетельствующих, что сохранение реконструированного строения нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан, ответчиком в материалы дела вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что многоквартирный жилой дом реконструирован в части квартир и без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью.

Климовой Н.В. принимались меры к легализации реконструкции многоквартирного жилого дома во внесудебном порядке.

Поскольку реконструированный объект возведен на земельном участке, принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, такая реконструкция возможна с согласия всех долевых сособственников.

Климовой Н.В. получено согласие на реконструкцию всех долевых собственников, кроме муниципального образования в лице Администрации города Костромы, которое является собственником квартиры и квартиры предоставленной по социальному найму истцу, и соответствующей доли земельного участка.

В тоже время истцом Климовой Н.В. в материалы дела представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от <дата>, на котором собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме приняты решения о разрешении проведения реконструкции, переустройства и перепланировки жилого помещения квартиры № и жилого помещения квартиры в жилом доме по <адрес>.

Учитывая, что истец Климова Н.В. проживает и зарегистрирована на территории города Костромы с рождения и до настоящего времени, за приватизацией жилых помещений в органы местного самоуправления не обращалась, она в силу приведенных положений законодательства имеет право на приватизацию жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.

Обратного стороной ответчика в порядке ст. 56 ГПК РФ не доказано, сведения об участии истца в приватизации не приведены.

При этом, как следует из пояснений представителей Администрации города Костромы и Управления муниципальным жилищным фондом, изменение площади жилого помещения нанимателем в результате реконструкции препятствует его приватизации в административном порядке.

Таким образом, произведенная истцом реконструкция препятствует реализации ее права на приватизацию в установленном порядке.

Вместе с тем суд полагает что, исходя из смысла приведенных положений законодательства в их взаимосвязи, произведенная истцом реконструкция жилого дома, которая не нарушает прав и интересов третьих лиц, не может являться препятствием к реализации ею права на приватизацию жилого помещения.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования о сохранении многоквартирного дома и жилых помещений и в реконструированном виде и признании за Климовой Н.В. права собственности на квартиру № по адресу: <адрес>, общей площадью 45,8 кв.м., а также права собственности на квартиру адресу: <адрес>, общей площадью 109,9 кв.м. в порядке приватизации суд находит надлежащим способом защиты прав истцов, соответствующим балансу интересов сторон.

В силу ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» настоящее решение является основанием для государственной регистрации права.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 226,9 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 45,8 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 109,9 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                     ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.01.2024.

2-114/2024 (2-2575/2023;) ~ М-1472/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Климова Наталия Викторовна
Информация скрыта
Климов Леонид Николаевич
Климов Игорь Леонидович
Ответчики
Управление строительства и капитального ремонта Администрации г. Костромы
МО г/о г.Кострома в лице Администрации г.Костромы
Другие
Плошкина Ирина Сергеевна
Управление муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы
Румянцева Нина Дмитриевна
Корчков Иван Юрьевич
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Сопачева Марина Владимировна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.05.2023Предварительное судебное заседание
26.05.2023Предварительное судебное заседание
27.11.2023Производство по делу возобновлено
27.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее