Дело (УИД) 19RS0011-01-2023-001594-94
Производство № 2-942/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Усть-Абакан Республики Хакасия 23 августа 2023 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
с участием помощника прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Дуниной А.С.,
при секретаре Граф Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Сапоговского сельсовета Усть-Абаканского района об обязании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства. На администрацию Сапоговского сельсовета возложена обязанность по организации и финансированию специальной оценки условий труда рабочих мест. Согласно штатным расписаниям, утвержденным на 2023 год, в администрации Сапоговского сельсовета имеется ряд должностей. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 8 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в администрации Сапоговского сельсовета не организована и не проведена специальная оценка условий труда водителя пожарного автомобиля. Просили обязать администрацию Сапоговского сельсовета выполнить действия по организации проведения специальной оценки условий труда водителя пожарного автомобиля в срок до 31.12.2023.
В судебном заседании участвующий прокурор исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Сапоговского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительности причин отсутствия суд не известили. О рассмотрении дела без их участия не ходатайствовали.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом перечень способов защиты права не является исчерпывающим.
В силу требований части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Проанализировав содержание приведенных норм права, учитывая, что от их исполнения зависит, в том числе соблюдение права граждан, относящихся к категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, на получение информации об образовательном учреждении, и определить круг таких лиц не представляется возможным, суд приходит к выводу о том, что прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия законодательно управомочен на подачу настоящего иска в суд в интересах прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к основным обязанностям работодателя отнесено, в том числе обеспечение безопасности и условий труда, соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 209 ТК РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В статье 210 ТК РФ раскрыты основные направления государственной политики в области охраны труда, к которым относится обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
В силу ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены на работодателя.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиком, что на администрацию Сапоговского сельсовета возложена обязанность по организации и финансированию специальной оценки условий труда рабочих мест. Согласно штатным расписаниям, утвержденным на 2023 год, в администрации Сапоговского сельсовета имеется ряд должностей.
Материалами дела подтверждается и не оспорено ответчиком, что в нарушение ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 8 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в администрации Сапоговского сельсовета не организована и не проведена специальная оценка условий труда водителя пожарного автомобиля, что в качестве негативных последствий влечет невозможность реализации гарантированного конституцией права на труд в надлежащих условиях, а также получения государственной поддержки и иных социальных гарантий связанных с трудными, вредными и опасными условиями труда, в связи с чем исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание временной период, необходимый для подготовки соответствующих документов, для выполнения ответчиком заявленных требований и реальную возможность их выполнения, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика совершить определенные действия в срок до 31.12.2023, полагая, что указанный срок для исполнения решения является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Сапоговского сельсовета выполнить действия по организации проведения специальной оценки условий труда водителя пожарного автомобиля в срок до 31.12.2023.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий С.М. Борец
Мотивированное решение изготовлено и подписано 30 августа 2023 года.
Председательствующий С.М. Борец