Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2024 года г.Южа Ивановская область
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Монаховой Н.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 3 Палехского судебного района в Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к ФИО1 о взыскании задолженности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – истец, Региональный оператор) обратилось в суд с исковыми требованиями (с учетом их уточнения) к ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании задолженности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> и за отправку искового заявления ответчику в размере <данные изъяты>.
Исковые требования мотивированы следующим:
в соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года №1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Истец наделен статусом регионального оператора Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 26.04.2022 года № 78 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Ивановской области на период с 2016 по 2031 годы. В соответствии с Соглашением, подписанным 17.01.2017 года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и истцом, Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО. Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 года № 147-к/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 492,90 руб./куб.м, с учетом НДС. Утвержденный тариф действовал с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года. Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 года № 133-н/1 утвержден среднемесячный норматив накопления ТКО в расчете на 1-го проживающего – 0,180 куб.м. Постановлениями того же Департамента установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»: от 20.12.2019 года № 59-к/18 в размере 516,28 руб./куб.м (действовал с 01.01.2020), в размере 531,77 руб./куб.м. (действовал с 01.07.2020); от 18.12.2020 года №73-к/1 в размере 531,77 рублей/куб.м. (действовал с 01.01.2021) в размере 549,85 руб./куб.м (действовал с 01.07.2021 года); от 20.12.2021 года № 58-к/2 в размере 549,85 руб./куб.м. (действовал с 01.01.2022 года), в размере 568,54 руб./куб.м. (действовал с 01.07.2022 года); от 28.11.2022 года № 55-к/4 в размере 619,71 руб./куб.м. (действовал с 01.12.2022 года по 31.12.2023 года).
Таким образом, истец начал осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Населенный пункт, в границах которого расположено данное жилое помещение, включен в территориальную схему обращения с ТКО, утвержденную Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
Письменный договор на предоставление и оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО с ответчиком отсутствует – договор заключен путем совершения конклюдентных действий, на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно расчетам истца (с учетом уточнения исковых требований) за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год задолженность ответчика по оплате коммунальной услуги составила <данные изъяты>, размер пени за просрочку внесения платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>.
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Палехского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования (с учетом их уточнения) ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» удовлетворены в полном объеме. С ответчика ФИО1 в пользу истца взыскана сумма долга по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату суммы долга в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, почтовые расходы в размере <данные изъяты> (л.д.125-128).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО1 на данное решение принесена апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение мирового судьи, ссылаясь на отсутствие каких-либо договорных отношений с Региональным оператором, договор она не подписывала, никаких конклюдентных действий с её стороны не совершалось. Считает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным только для Регионального оператора, условия договора нарушают её права. Указывает на недопустимость принуждения к заключению договора. Кроме того, поскольку договор с Региональным оператором является договором возмездного оказания услуг, должны быть соблюдены существенные условия такого договора, т.е. сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем его существенным условиям, к которым относятся условия о предмете договора, а также условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Поскольку договор с ней не заключали, обязательства по его исполнению у неё не возникли, что не влечет правовых последствий. Она сортирует отходы и сдает их в пункты приема вторсырья. Она предлагала Региональному оператору дополнить договор соглашением, в котором был бы указан способ расчета по фактическому объему ТКО, сданному на полигон, расположенный на территории Южского муниципального района, но получила отказ. На основании изложенного просит отменить решение мирового судьи судебного участка №3 Палехского судебного района в Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ полностью, признать договор незаключенным и прекратить производство по делу.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебное заседание представитель истца ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, находит решение мирового судьи обоснованным и отмене не подлежащим.
Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
При вынесении решения мировой судья пришел к выводу о том, что с ответчика необходимо взыскать сумму в счет задолженности по оплате за коммунальную услугу по вывозу ТКО.
Данный вывод мирового судьи суд полагает обоснованным, подтвержденным материалами дела.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 30 Жилищного кодекса РФ ФИО1 как собственник обязана нести бремя содержания принадлежащего ей имущества. Бремя содержания жилого помещения включает в себя исполнение обязанности по оплате коммунальных платежей, структура которых и размер платы регламентированы нормами действующего жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Твёрдые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На основании п.1 ст. 24.7 указанного Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места, накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Приведенные положения жилищного законодательства являются императивными и возлагают на собственника жилого помещения, вне зависимости от вида жилого помещения (ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ), обязанность заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом, по смыслу приведенной нормы, исключается возможность заключения такого соглашения с другими гражданами или какими-либо иными организациями, помимо регионального оператора по обращению с ТКО.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО и начал осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ивановской области на 2016-2031 годы, утвержденной Приказом Департамента ЖКХ Ивановской области № 78 от 26.04.2022 года, и, соответственно, имеет право на взыскание оплаты за коммунальную услугу, предоставляемую собственникам жилых помещений (л.д.35).
В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Вопросы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов урегулированы постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила 1156), и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных слуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила 354).
Согласно Правилам 354 договор, содержащий условия о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем как в письменной форме, так и путем совершения потребителем конклюдентных действий. Отсутствие договора в письменной форме не является основанием для отказа в оказании услуги потребителю в жилом помещении и считается заключенным с даты начала предоставления коммунальных услуг исполнителем (абз. 2 п. 30).
Согласно п.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
В данном случае в соответствии с пунктами 148 (1) и 148 (2) Правил 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключен с исполнителем услуги путем совершения конклюдентных действий, под которыми понимаются действия потребителя, свидетельствующие о фактическом потреблении таких услуг.
На основании части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, истец начал осуществлять свою деятельность на территории Ивановской области, в том числе, в Южском муниципальном районе Ивановской области.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области №78 от 26.04.2022 года утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твёрдыми коммунальными отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы.
Ответчиком ФИО1 не оспаривается то, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом на территории <адрес> оказывается. Это обстоятельство установлено при рассмотрении дела мировым судьей. Данных о ненадлежащем исполнении истцом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами суду не представлено.
Довод жалобы о том, что договор на предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключался, конклюдентных действий ответчиком не производилось, проверен мировым судьей.
Представленные ответчиком приемосдаточные акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, закупочный акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО1 и ФИО3 сдают лом, отходы стали, макулатуру, бутылки и пленку в ООО «Русский металл», в доказательство того, что фактически истец не оказывает какие-либо услуги по вывозу ТКО, судом не принимаются, поскольку не являются доказательствами, что ответчик не пользуется коммунальной услугой и не подтверждают самостоятельный вывоз и утилизацию абсолютно всех отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства.
Приходя к данному выводу, суд также учитывает, что истец не приостанавливал оказание услуги ответчику, оказывал ее в полном объеме, в том числе в полном объеме осуществлял сбор отходов, а ответчик имеет свободный доступ к пользованию данными услугами, а также факт того, что в процессе осуществления жизнедеятельности образуются твердые коммунальные отходы, на протяжении нескольких лет такие отходы не могут складироваться на территории жилого объекта, пользование услугами истца для ответчика неизбежно.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Кроме того, Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 18) установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на территориях населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Мировым судьей установлено, что истец оказывает жителям <адрес> услугу по вывозу ТКО на возмездной основе. Ответчик наравне с другими жителями имеет возможность пользоваться предоставляемой услугой, в соответствии с действующим законодательством обязан оплачивать услугу по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности. Так как оборот твердых коммунальных отходов ограничен, они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО регламентирован Правилами № 354 и определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148 (30) Правил.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 № 133-н/1 установлен и введен в действие с 01.07.2017 среднемесячный норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Ивановской области в расчете на одного проживающего для домовладений – 39,200 кг/расчетную единицу в месяц или 0,180 куб.м/расчетную единицу в месяц.
С учетом указанного норматива в соответствии с указанными выше требованиями истец осуществляет расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении жилого помещения ответчика.
Таким образом действующим законодательством не предусмотрен иной порядок расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами. Установленные тарифы по оказанию услуги по вывозу ТКО ответчиком не оспорены, оснований для расчета оплаты за вывоз ТКО иным образом у суда не имеется.
Мировым судьей на основании ст. 129 ГПК РФ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о взыскании задолженности с ФИО1 в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» был отменен в связи с представленными ФИО1 возражениями относительно его исполнения (л.д.30).
Судебный приказ в случае его незаконности может быть отменен вышестоящей инстанцией в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке, в случае подачи сторонами жалобы. В установленном порядке судебный приказ не обжалован, а отменен в порядке ст. 129 ГПК РФ, которая не содержит положений о безоговорочной отмене судебного приказа. Он отменяется лишь по заявлению должника, если в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения.
Мировой судья в определении об отмене судебного приказа в соответствии с требованиями ст. 129 ГПК РФ разъяснил взыскателю о его праве предъявить требования в порядке искового производства.
Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии нарушений норм процессуального законодательства в данном случае.
Мировым судьей расчет задолженности по оплате за коммунальную услугу и начисление пени проверен. При расчете задолженности верно учтены действующие тарифы на услугу ТКО, утвержденные Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, а при расчете пени верно применены положения действующего законодательства относительно ставки рефинансирования Центрального банка РФ, подлежащей применению на день принятия судебного решения. Суд считает возможным согласиться с произведенным мировым судьей расчетом задолженности и суммы пени, который ответчиком не оспаривается, иного расчета ответчиком суду не представлено.
В ходе исследования фактических обстоятельств дела, изучения доводов участвующих в деле лиц, оценки представленных в дело доказательств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при рассмотрении дела мировым судьей правильно применены нормы материального права, определен предмет доказывания, решение суда соответствует добытым по делу доказательствам.
Судебные расходы, понесенные истцом, по оплате государственной пошлины и почтовые расходы подтверждены документально: платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, списком отправлений, квитанцией об оплате, описью вложения, и ответчиком не оспариваются (л.д. 45-48).
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения мирового судьи, также не установлено.
В целом доводы жалобы фактически направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств отражены в оспариваемом судебном постановлении, сомнений в ее законности и обоснованности не вызывают.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи отмене не подлежит, поскольку является законным и обоснованным. В связи с этим решение мирового судьи судебного участка № 3 Палехского судебного района в Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ необходимо оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ФИО1 без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №3 Палехского судебного района в Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 41 ГПК РФ.
Кассационная жалоба подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Срок подачи кассационной жалобы в кассационный суд общей юрисдикции, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей соответствующего суда кассационной инстанции.
Председательствующий Н.В. Монахова