УИД № 25RS0010-01-2023-004360-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-3228/2023
«31» октября 2023 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Колмыковой Н.Е., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации Находкинского городского округа о признании права на предоставление в собственность земельного участка без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Находкинского городского округа о признании права на предоставление в собственность земельного участка без проведения торгов.
В судебное заседание истцы не явились, извещены о дате и времени слушания дела надлежащим образом – заказной корреспонденцией, что подтверждается имеющимися в деле заказными почтовыми уведомлениями о вручении из судебных извещений, направили в суд своего представителя - ФИО7 (по нотариальным доверенностям), которая в обоснование иска суду пояснила, что истцам на праве общей долевой собственности (по ? доле в праве у каждого) на основании договора о передачи жилого помещения в собственность граждан от 11.04.2013 года принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <.........>, кадастровый №, которое ранее находилось в пользовании истцов на основании договора социального найма. Фактически данное жилое помещение представляет собой часть жилого дома на нескольких хозяев. На основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГ. решения Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. по делу № указанная квартира признана частью жилого дома, данные сведения внесены в ЕГРН, получены свидетельства о государственной регистрации права на часть жилого дома.
В этой связи истцы ДД.ММ.ГГ. обратились к ответчику с заявлением об оформлении прав на земельный участок под своим объектом недвижимости.
Постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ. № было согласовано предоставление истцам земельного участка под их частью жилого дома. На основании данного постановления были проведены кадастровые работы, был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с адресом: <.........>, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГ. указанный земельный участок был предоставлен истцам на основании договора аренды №ф19. Истцы дважды (ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ.) обращались в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации своей части жилого дома без проведения торгов. Однако письмами УЗиЗ администрации НГО от ДД.ММ.ГГ. и от ДД.ММ.ГГ. им было отказано в этом, со ссылкой на то, что испрашиваемый ими земельный участок полностью расположен в охранной зоне природного объекта, а именно: памятника природы краевого значения «Бухта Анна», образованного на основании решения <.........>вого совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ. № «О признании водных объектов <.........> памятниками природы».
Представитель истцов не согласна с такой позицией ответчика, считает её не соответствующей действующему законодательству, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Граждане имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду, если являются собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
При этом памятники природы регионального значения не указаны в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, как изъятые из оборота.
Пунктом 2 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, земельные участки, занятые памятниками природы, являясь особо охраняемой природной территорией, не являются ограниченными в обороте.
В соответствии с п. 10 <.........> "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливается для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством РФ. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Памятник природы регионального значения "Бухта Анна" и его охранная зона созданы решением исполнительного комитета <.........>вого Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГ. "О признании водных объектов <.........> памятниками природы" без изъятия земельных участков из оборота, запрет на предоставление земельных участков для эксплуатации существующих строений режимом охраной зоны не предусмотрен.
Действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе охранных зон памятников природы. Такие земельные участки также не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определённых ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, в данном случае - охранной зоне памятника природы регионального значения "Бухта Анна", отказ администрации НГО в предоставлении спорного истцам земельного участка не основан на нормах права и нарушает их законные права.
Также представитель обращала внимание суда на то, что решением Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. по делу №, оставленным без изменения апелляционной инстанцией (<.........>вым судом), было признано право на приобретение в собственность земельного участка, соседнего со спорным, который, соответственно, тоже находится в охранной зоне памятника природы краевого значения «Бухта Анна». При этом судом указано, что участок не является ограниченным в обороте.
На основании вышеизложенного, представитель истцов просила суд признать за истцами право на получение в общую долевую собственность земельного участка, площадью 870 кв.м, расположенного по адресу: <.........>, кадастровый №, по 1/2 доле в праве за каждым.
Представитель ответчика администрации НГО в судебное заседание не явился, извещён о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом – заказной корреспонденцией, что подтверждается имеющимся в деле заказным почтовым уведомлением о вручении судебного извещения. В материалах дела имеются ранее направленные ответчиком письменные возражения на иск, где содержится просьба ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, а также в обоснование возражений указано следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 2 ст. 104 ЗК РФ в целях, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Статьей 27 3К РФ установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 настоящей статья если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством РФ об особ охраняемых природных территориях.
В соответствии с п. <.........>вого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ. № «О признании водных объектов <.........> памятниками природы» (вместе с «Перечнем водных объектов, объявленных памятниками природы») на территории водных объектов, объявленных памятниками природы, а также в пределах их охранных зон (за исключением охранных зон, режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах которых утвержден соответствующими положениями об охранных зонах памятников природы краевого значения, созданных настоящим Решением) запрещается: осуществление хозяйственной и иной деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы; нарушение естественного состояния территории (акватории), в том числе: изменение конфигурации береговой линий, извлечение и сброс грунта; изменение и (или) уничтожение генетического фонда растений, животных и других организмов; засорение и загрязнение территорий (акватории) бытовыми и промышленными отходами, складирование и утилизация отходов производства и потребления, сброс сточных вод; осуществление геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых; хранение и использование ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; нарушение почвенного покрова, проведение земляных работ и распашка земель, за исключением работ, связанных с осуществлением противопожарных мероприятий; проведение рубок, за исключением выборочных рубок, осуществляемых при уходе за лесами, вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, ликвидации последствий стихийных бедствий; устройство и разведение костров, пускание палов, выжигание растительности и кустарников; проведение взрывных работ; уничтожение или повреждение шлагбаумов, предупредительных и информационных знаков; осуществление промышленного и прибрежного рыболовства; интродукция растений и животных без согласования с органом исполнительной власти <.........>, уполномоченным в области создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий <.........>.
Согласно п.6 и п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Исходя из положений п. 2, п. 5 ст. 27 ЗК РФ, ст. 52, ч. 2 ст. 95 ЗК РФ, а также п. 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность, т.к. в отношении земель, находящихся в особо охраняемой зоне, установлен запрет на их передачу из государственной или муниципальной собственности в собственность третьих лиц.
Таким образом, по мнению ответчика, отказ администрации в предоставлении истцам спорного земельного участка в собственность без торгов правомерен. При этом ответчик просил суд принять во внимание то, что по аналогичному делу №a-2958/21, которое было рассмотрено Находкинским городским судом, было принято решение об отказе истцу в удовлетворении требований о предоставлении земельного участка в собственность под часть жилого дома, расположенного по пер. Береговой в <.........>, по тем же основаниям, что указаны выше.
На основании вышеизложенного, ответчик - администрация НГО просила суд отказать истцам в удовлетворении заявленного иска.
Суд, выслушав представителя истцов, изучив доводы письменных возражений ответчика, а также исследовав материалы дела и оценив юридически значимые по делу обстоятельства, приходит к выводу, что требования заявлены истцами законно и обоснованно, а потому подлежат удовлетворению в силу нижеследующего.
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГ. истцам было предоставлено для проживания жилое помещение, состоящее из 3-х комнат в отдельной квартире, расположенной по адресу: <.........>.
Затем, на основании договора № от ДД.ММ.ГГ. на передачу квартир в собственность граждан (договора приватизации), администрация НГО передала, а истцы приняли вышеуказанное жилое помещение (<.........>) в общую долевую собственность. Данный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по <.........> ДД.ММ.ГГ., о чём истцам были выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ..
Решением Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ., принятым по гражданскому делу №, вышеуказанная квартира была признана частью жилого дома. Согласно данному решению, судом было установлено, что жилой дом предназначен для двух хозяев, каждый из которых пользуется своей частью жилого дома и разными земельными участками.
На основании указанного судебного решения были внесены соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (такое название реестр имел на тот период времени), в связи с чем, истцам были выданы повторные свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. серии <.........> (на ФИО2) и серии <.........> (на ФИО1), в которых принадлежащее им жилое помещение значилось уже не квартирой, а частью жилого дома, т.е. статус принадлежащего истцам жилого помещения был изменён.
В этой связи истцы обратились в администрацию НГО с заявлением об оформлении прав на земельный участок под своей частью жилого дома.
ДД.ММ.ГГ. администрацией НГО было вынесено постановление №, которым истцам предварительно было согласовано предоставление земельного участка из земель населённых пунктов площадью 870 кв.м., расположенного по адресу: <.........>, в т.ч. с ограничениями прав на землю: весь – в 500 метровой водоохранной зоне моря и охранной зоне памятника природы краевого значения «Бухта Анна», площадью 44 кв.м. – в охранной зоне ВЛ 0,4 кВ, площадью 140 кв.м. – в охранной зоне теплотрассы.
В данном постановлении также указано, что земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1В – зона индивидуальной жилой застройки городского типа с участками. Вид разрешённого использования – блокированные жилые дома, части земельных домов с жилыми участками.
Названные характеристики земельного участка также подтверждаются имеющейся в деле выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, который был присвоен участку ДД.ММ.ГГ..
После этого в отношении вышеуказанного земельного участка ДД.ММ.ГГ. между администрацией НГО и истцами ФИО1 и ФИО2 был заключён договор аренды №ф19 со сроком аренды спорного земельного участка с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. включительно.
ДД.ММ.ГГ. истцы обратились в администрацию НГО с заявлением о предоставлении им вышеуказанного земельного участка без торгов в собственность для эксплуатации части жилого дома, однако получили от администрации НГО уведомление от ДД.ММ.ГГ. об отказе в этом с указанием в обоснование отказа на то, что весь испрашиваемый ими земельный участок расположен в охранной зоне природного объекта, а именно: памятника природы краевого значения «Бухта Анна», образованного на основании решения <.........>вого совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ. № «О признании водных объектов <.........> памятниками природы». Таким образом, со ссылкой на такие нормы права, как п. 1, п. 2, п. 3 ст. 95, пп. 1 п. 5 ст. 27, п. 11 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.19955 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», администрация НГО отказала истцам в предоставлении вышеуказанного земельного участка, указав, что его предоставление на заявленном виде права не допускается.
Аналогичное обращение истцов, как и аналогичный отказ администрации имели место ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ. соответственно.
Не согласившись с отказом администрации Находкинского городского округа в предоставлении в собственность без торгов вышеуказанного земельного участка, для эксплуатации расположенного на нём и принадлежащего им на праве собственности жилого помещения - части жилого дома блокированной застройки, истцы обратились в суд с вышеуказанным иском.
Анализируя доводы обеих сторон, а также находящиеся в деле документы и положения действующего в рассматриваемой области законодательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с административным регламентом муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления или в собственности муниципального образования, без проведения торгов" утвержденным Постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ. №, администрация Находкинского городского округа предоставляет такую муниципальную услугу, как «предоставление земельных участков в аренду или собственность без торгов».
Как верно ссылается ответчик и против чего не возражают истцы и их представитель, на основании решения <.........>вого совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ. № «О признании водных объектов <.........> памятникам природы» весь испрашиваемый истцами земельный участок расположен в охранной зоне природного объекта, а именно - памятника природы краевого значения «Бухта Анна».
Действительно, пунктом 4 ст. 95 Земельного кодекса РФ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на естественные экологические системы, природные комплексы и объекты, являющиеся средой обитания объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 2 ст. 104 ЗК РФ в границах зон с особыми условиями использования территории устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушном и водным законодательством, и ограничивают или запрещают использование земельных участков размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территории.
Охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы относится к зонам с особыми условиями использования территории (пп. «П» ст. 105 ЗКРФ).
На основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в переделах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, согласно п. <.........>вого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ. № «О признании водных объектов, объявленных памятниками природы», а также в пределах их охранных зон (за исключением охранных зон, режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах которых утвержден соответствующими положениями об охранных зонах памятников природы краевого значения, созданных настоящим Решением) запрещается: осуществление хозяйственной и иной деятельности, влекущее за собой нарушение сохранности памятников природы; нарушение естественного состояния территории (акватории), в том числе изменение конфигурации береговой линии, извлечение и сброс грунта, изменение и (или) уничтожение генетического фонда растений, животных и других организмов; засорение и загрязнение территории (акватории) бытовыми и промышленными отходами, складирование и утилизация отходов производства и потребления, сброс сточных вод; осуществление геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых; хранение и использования ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; нарушение почвенного покрова, проведение земляных работ и распашка земель, за исключением работ, связанных с осуществлением противопожарных мероприятий; проведение рубок, за исключением выборочных рубок, осуществляемых при уходе за лесами, вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, ликвидация последствий стихийных бедствий; устройство и разведение костров, пускание палов, выжигание растительности и кустарников; проведение взрывных работ; уничтожение или повреждение шлагбаумов, предупредительных и информационных знаков; осуществление промышленного и прибрежного рыболовства; интродукция растений и животных без согласования с органом исполнительной власти <.........>, уполномоченным в области создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий <.........>.
Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Все основания, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. В частности, одними из таких оснований, являются те, на которые администрация НГО ссылается в своих возражениях на иск, а именно:
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6);
- испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 14.1).
Вместе с тем, ссылаясь на вышеуказанные положения ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, администрация НГО оставляет без правового внимания следующие обстоятельства и положения действующего в рассматриваемой области законодательства.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ определено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пп. 11 ст. 105 ЗК РФ охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 3 ст. 27 ЗК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях.
При этом памятники природы регионального значения не указаны в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, как изъятые из оборота.
Пункт 2 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № 505-ФЗ) гласит, что оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается.
Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, земельные участки, занятые памятниками природы, являясь особо охраняемой природной территорией, не являются ограниченными в обороте. В пункте 10 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ. № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" сказано, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Памятник природы регионального значения "Бухта Анна" и его охранная зона созданы вышеназванным решением исполнительного комитета <.........>вого Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГ. без изъятия земельных участков из оборота, запрет на предоставление земельных участков для эксплуатации существующих строений режимом охраной зоны не предусмотрен.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам в собственность земельных участков, расположенных в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в т.ч. охранных зон памятников природы. Такие земельные участки также не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определённых ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Кроме того, заслуживают внимания суда и приобщённые к материалам дела представителем истца сведения в отношении земельных участков, которые расположены рядом со спорным земельным участком, а именно: в отношении земельного участка по <.........> с кадастровым номером: №, земельного участка по <.........> с кадастровым номером: 25:31:030001:501, земельного участка по <.........> с кадастровым номером: №, где указано, что все эти земельные участки из категории земель – земли поселений (земли населённых пунктов), имеют вид разрешённого использования: блокированные жилые дома, части жилых домов с земельными участками и находятся в частной собственности. То есть рядом расположенные земельные участки имеют те же самые характеристики, что и спорный земельный участок, на который претендуют истцы и при этом все они находятся в частной собственности.
На основании вышеизложенного, суд полагает возможным удовлетворить заявленные истцами требования и признать за ними право на получение в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <.........>, по 1/2 доле в праве за каждым, как они того просят.
Что касается ссылки ответчика на решение Находкинского городского суда по делу № по аналогичному спору, которым было отказано истцу в удовлетворении требования о предоставлении земельного участка в собственность под часть жилого дома, расположенного по <.........>, по тем же основаниям, на которые администрация ссылается в обоснование возражений по настоящему делу, то указанная ссылка администрации НГО не заслуживает внимания суда в силу следующего. В рамках указанного ответчиком административного дела судом был разрешён административный иск ФИО3 о признании незаконным решения Администрации НГО об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № находящегося в границах охранной зоны памятника регионального значения «прибрежная часть Амурского залива», и обязании устранить допущенные нарушения. Решение Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. по указанному административному делу действительно состоялось не в пользу административного истца ФИО3, однако позже состоялось решение Находкинского городского суда от ДД.ММ.ГГ. по гражданскому делу № по иску ФИО3 к администрации Находкинского городского округа о признании права собственности на земельный участок, по результатам рассмотрения которого иск ФИО3 был удовлетворён и за ним было признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <.........>, Находкинский городской округ, <.........>. При этом, согласно информации, размещённой в системе ГАС "Правосудие", названный судебный акт был оставлен без изменения как судом апелляционной инстанции, так и судом кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 и ФИО4 - удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженкой <.........>, зарегистрированной по адресу: <.........>, паспорт <.........> и за ФИО2, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженцем <.........>, зарегистрированного по адресу: <.........>, паспорт <.........>, право на получение в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <.........>, по 1/2 доле в праве за каждым.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Находкинский городской суд.
Судья: Н.Е. Колмыкова
Решение изготовлено в мотивированном виде
«10» ноября 2023 года