Дело № 2-2658/2022
18RS0003-01-2022-001599-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2022 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Галкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ШСА к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить пенсию досрочно,
У С Т А Н О В И Л :
ШСА обратился в суд с иском к ОПФР по Удмуртской Республике о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить пенсию досрочно.
Исковое заявление мотивировано тем, что решением ответчика от <дата> <номер> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо не менее 20 лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера и имеющему страховой стаж не менее 25 лет, поскольку в специальный стаж включены периоды работы продолжительностью 8 лет 2 мес. 21 день, вместо 12 лет 4 мес. 1 дня. На основании изложенного истец просил суд признать решение ответчика от <дата> <номер> незаконным, обязать ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости как лицу проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо не менее 20 лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера и имеющему страховой стаж не менее 25 лет с момента возникновения такого права бессрочно (с <дата>), взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 40 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени месте судебного заседания, дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ЧДС, действующая на основании доверенности, иск поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика СЕВ, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, указала на законность решения ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
<дата> ШСА, <дата> года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в РКС, МКС.
Решением Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от <дата> <номер> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого трудового стажа в районах Крайнего Севера – 9 лет.
Из содержания решения усматривается, что стаж работы истца на дату обращения <дата> в районах Крайнего Севера составил 8 лет 2 месяца 21 день вместо требуемых 9 лет стажа в районе Крайнего Севера.
Таким образом, между сторонами имеется спор о порядке исчисления стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон № 400-ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях» определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии. В качестве условий назначения страховой пенсии по старости в ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» закреплено достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее 15 лет) (статья 8) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30 и 32).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на <дата>) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 4 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции на дату обращения истца в пенсионный орган) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от <дата> «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от <дата> N 2-П при определении права на досрочную пенсию по старости по нормам закона РФ от <дата> N 304-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в районах Крайнего Севера до <дата> засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в полуторном размере (статья 94 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Судом установлено, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, <дата> при достижении возраста 57 лет.
При назначении пенсии в соответствии п. 6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» право истца на назначение пенсии в возрасте 57 лет могло возникнуть при наличии стажа не менее 9 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
По представленным документам ответчиком верно рассчитан стаж истца в РКС 8 лет 2 мес. 21 дн.
Указанная продолжительность специального стажа в РКС не давала истцу право на назначение пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», так как отсутствовали условия для назначения пенсии со снижением возраста до 57 лет: стаж в условиях РКС составил менее 9 лет календарно.
По настоящему иску судом рассматривается спор о возможности снижения возраста истца для досрочного назначения пенсии при наличии стажа в условиях РКС, при этом истец просит применить правила исчисления периодов работы предусмотренные законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.
Согласно ст. 10 Закона РФ от <дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия на общих основаниях устанавливается:
мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;
женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
В соответствии со ст. 14 данного закона, пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
В соответствии с абз. 6 ст. 94 Закона РФ от <дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Закон СССР от <дата> "О государственных пенсиях" предусматривал льготное исчисление за работу в указанных районах только при заключении срочного трудового договора.
Данный льготный порядок исчисления стажа относится только к страховому стажу, а специальный страховой стаж (периоды работы в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, в районах Крайнего Севера) для определения права на досрочное назначение пенсии учитывался, таким образом, и ранее действовавшим законодательством только в календарном порядке в соответствии со ст. 14 Закона РФ от <дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и Законом СССР от <дата> "О государственных пенсиях".
Согласно п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от <дата> N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
В силу подп. "д" п. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от <дата> "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлять дополнительно следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Пунктом 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от <дата> N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" сокращена продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от <дата> "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", с пяти до трех лет. Указано на предоставление этих льгот лицам, прибывшим в эти районы и местности по собственной инициативе, при условии заключения ими трудовых договоров на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
В соответствии с п. "а" ст. 2, ст. ст. 8, 9 Закона СССР от <дата> "О государственных пенсиях", действовавшего, в т.ч., в период работы истца, пенсии по старости могли быть назначены на общих условиях и на льготных условиях.
В силу п. 43 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от <дата> N 530/П-28, общий стаж работы, дающий право на получение пенсии, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в следующем порядке: пенсий по старости и по инвалидности - за период с <дата> один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев работы лицам, указанным в пунктах 2, 3 и 4 настоящей Инструкции; за период с <дата> до <дата> один год работы засчитывается за два года работы, если работник имел право на льготы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от <дата>, Постановлением СНК СССР от <дата> N 2927 или в соответствии с другими решениями Правительства СССР.
В соответствии со ст. 28-29 Закона РФ от <дата> N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
При определении трудового стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, льготное исчисление периода работы в РКС было возможно по ранее действовавшему законодательству лишь при исчислении общего стажа работы для назначения пенсии по старости, но не при назначении пенсии в связи с работой в северных территориях (в силу прямого указания закона - в этой ситуации только календарное исчисление периодов работы).
Аналогичные положения содержатся в пп. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от <дата> "О государственных пенсиях", Закон СССР от <дата> "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от <дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с п.28 данного Постановления, исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее:
4) в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При этом судам следует учитывать следующее:
б) продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере). Независимо от фактической продолжительности исчисляются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж как полный год работы.
Поскольку на момент вынесения ответчиком решения об отказе в назначении пенсии истцу ответчиком при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, верно исчислен стаж истца на день обращения в пенсионный орган и верно определено отсутствие права истца на назначение пенсии, данное решение не подлежит отмене, а исковые требования – оставлению без удовлетворения.
Отказ в удовлетворении исковых требований в силу положений ст.ст. 98, 100 ГПК РФ влечет невозможность возмещения за счет ответчика расходов истца по оплате государственной пошлины и расходов на представителя.
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░