Дело №2-86/2024
Уникальный идентификатор дела
44RS0002-01-2023-004569-42
Мотивированное решение
изготовлено 07 февраля 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мантурово 31 января 2024 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой Натальи Викторовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области о признании незаконным решения, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В Ленинский районный суд г. Костромы обратилась Морозова Н.В. с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области (далее по тексту – ОСФР по Костромской области), в котором просила признать незаконным решение ОСФР по Костромской области от 12.09.2023г. № 131140/23 об отказе включения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды ее нахождения в командировках: с 23.12.1993г. по 25.12.1993г.; с 15.02.2001г. по 17.02.2001г.; с 27.12.2010г. по 28.12.2010г.; с 26.12.2011г. по 27.12.2011г.; с 28.12.2012г. по 29.12.2012г.; с 25.12.2014г. по 26.12.2014г.; с 05.03.2015г. по 06.03.2015г.; с 24.12.2015г. по 25.12.2015г.; с 04.03.2016г. по 05.03.2016г.; с 28.12.2016г. по 29.12.2016г.; с 26.12.2017г. по 27.12.2017г., обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента наступления соответствующего права.
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 01.12.2023 года гражданское дело по иску Морозовой Н.В. к ОСФР по Костромской области передано на рассмотрение в Мантуровский районный суд Костромской области по месту нахождения большинства доказательств (л.д.54).
Определением от 31 января 2024 года судом принято уточнение исковых требований Морозовой Н.В., согласно которых истец просила включить периоды командировок, указанные в исковом заявлении в специальный стаж для назначения пенсии.
Истец Морозова Н.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие (л.д.63).
Представитель ответчика ОСФР по Костромской области Смирнова С.А. (действующая на основании доверенности №2 от 09.01.2024 года) исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что 06.09.2023 года Морозова Н.В., обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Костромской области № 131140/23 от 12.09.2023 года ей было отказано в назначении пенсии по следующим основаниям. В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городе, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи. В соответствии с ч.1.1. ст.30 страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно п.3 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ, с 01.01.2015г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. Пунктом 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, установлен исчерпывающий перечень иных периодов, которые наряду с работой, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются в стаж, дающий право на досрочную пенсию, это период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Морозова Н.В. имела периоды, которые в соответствие с вышеуказанными Правилами, не подлежат зачету в специальный стаж: К данным периодам относятся и периоды нахождения в командировках: с 23.12.1993г. по 25.12.1993г., с 15.02.2001г. по 17.02.2001г., с 27.12.2010 г. по 28.12.2010г., с 26.12.2011г. по 27.12.2011г., с 28.12.2012г. по 29.12.2012г., с 25.12.2014г. по 26.12.2014г., с 05.03.2015г. по 06.03.2015г., с 24.12.2015г. по 25.12.2015г., с 04.03.2016г. по 05.03.2016г., с 28.12.2016г. по 29.12.2016г., с 26.12.2017г. по 27.12.2017г. Стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Морозовой Н.В. на 12.09.2023 года составляет 29 лет 11 месяцев 27 дней, что менее требуемых 30 лет. А так же пояснила, что в 2018 году были внесены изменения в Федеральный закон № 400-ФЗ, и право на пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 указанного закона наступает в соответствии с приложением №7 к данному федеральному закону. Согласно приложения №7 лицам у которых льготный стаж в 2021 году составил 30 лет, страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Таким образом даже при включении спорных периодов работы в стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, то 30 лет стажа у истца будет выработано в ноябре 2021 года. То право у истицы на пенсию наступит не ранее, чем в ноябре 2024 года. Кроме того, указала, что законом не предусмотрено назначение пенсии на бедующее время. Истец не лишена права обращения в ОСФР по Костромской области после наступления у нее соответствующего права. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 1.01.2015 года.
Согласно ч.1 ст.8 Закона №400-ФЗ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 настоящей статьи.
В силу ч.1.1 ст.30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч.1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Из Приложения N 7 к Закону №400-ФЗ следует, что граждане, которые с 1 января 2021 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно ч.2 ст.30 Закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Закона №400-ФЗ).
Согласно ч.4 ст.30 Закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.11.2002 года № 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии с подп. «н» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Закона №400-ФЗ» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
В соответствии с подп. «в» п.3 этого же Постановления Правительства исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со стст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07. 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в котором были поименованы: врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности; врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. При этом абз. 2 п.2 указанного постановления установлено, что работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Учитывая, что п.2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года. Указанным Списком предусмотрена должность лаборанта в районном центре государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 (за период работы после 1 ноября 1999 года), врачам и среднему медицинскому персоналу один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанным Списком предусмотрена должность лаборанта, фельдшера - лаборанта. В соответствии с п. 5 Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Судом установлено, что Морозова Н.В. 06.09.2023 года обратилась в ОСФР по Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ.
Решением ОСФР по Костромской области № 131140/23 от 12.09.2023 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Морозовой Н.В. отказано. В специальный стаж Морозовой Н.В. в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения среди прочих не включены периоды нахождения в командировках: с 23.12.1993г. по 25.12.1993г., с 15.02.2001г. по 17.02.2001г., с 27.12.2010 г. по 28.12.2010г., с 26.12.2011г. по 27.12.2011г., с 28.12.2012г. по 29.12.2012г., с 25.12.2014г. по 26.12.2014г., с 05.03.2015г. по 06.03.2015г., с 24.12.2015г. по 25.12.2015г., с 04.03.2016г. по 05.03.2016г., с 28.12.2016г. по 29.12.2016г., с 26.12.2017г. по 27.12.2017г. (л.д.5-6).
Как следует из трудовой книжки Морозовой Н.В. серии АТ - IV №6923298 она принята на работу фельдшером-лаборантом в Кизеловскую санэпидемстанцию 07.09.1987 года, откуда уволена 21.08.1990 года по собственному желанию. 17.02.1992 года принята палатной медицинской сестрой детского отделения в Кизеловский городской противотуберкулезный диспансер откуда 19.10.1992 года уволена по собственному желанию. 18.01.1993 года принята в качестве лаборанта по коммунальной гигиене в Мантуровский районный Центр Госсанэпиднадзора, который с 13.08.2001 года переименован в Межрайонный Центр Госсанэпиднадзора в г. Мантурово, Мантуровском и Межевском районах Костромской области. 31.03.2005 года уволена в порядке перевода на работу в Филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе», куда 01.04.2005 года принята на должность в порядке перевода на должность лаборанта санитарно-гигиенической лаборатории. Филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» с 06.05.2011 года переименован в филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе». 01.10.2013 года должность лаборант санитарно-гигиенической лаборатории переименована на должность фельдшера-лаборанта. Морозова Н.В. 02.12.2021 года уволена по собственному желанию (л.д.7-15).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды нахождения Морозовой Н.В. в командировках с 23.12.1993г. по 25.12.1993г., с 15.02.2001г. по 17.02.2001г., с 27.12.2010 г. по 28.12.2010г., с 26.12.2011г. по 27.12.2011г., с 28.12.2012г. по 29.12.2012г., с 25.12.2014г. по 26.12.2014г., с 05.03.2015г. по 06.03.2015г., с 24.12.2015г. по 25.12.2015г., с 04.03.2016г. по 05.03.2016г., с 28.12.2016г. по 29.12.2016г., с 26.12.2017г. по 27.12.2017г., всего 24 дня не засчитаны ответчиком в специальный стаж Морозовой Н.В. в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения со ссылкой на п. 5 указанных Правил, согласно которого периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение ОСФР по Костромской области №131140/23 от 12.09.2023 года незаконно в части отказа Морозовой Н.В. в зачете в специальный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения периодов ее нахождения в командировках: с 23.12.1993г. по 25.12.1993г., с 15.02.2001г. по 17.02.2001г., с 27.12.2010 г. по 28.12.2010г., с 26.12.2011г. по 27.12.2011г., с 28.12.2012г. по 29.12.2012г., с 25.12.2014г. по 26.12.2014г., с 05.03.2015г. по 06.03.2015г., с 24.12.2015г. по 25.12.2015г., с 04.03.2016г. по 05.03.2016г., с 28.12.2016г. по 29.12.2016г., с 26.12.2017г. по 27.12.2017г., и полагает что спорные периоды командировок подлежат включению в специальный стаж истца в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, ввиду следующего.
В силу статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Следовательно, при направлении работника в командировку законодатель, гарантирует ему права и льготы, предусмотренные работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в течение полного рабочего дня.
Аналогичное положение содержалось в ч.2 ст.116 КЗоТ РСФСР.
Приказами работодателя № 29 от 14.12.1993г., №11 от 15.02.2001г, №98 от 27.12.2010г., №111 от 23.12.2011г, №87 от 26.12.2012г, №84 от 24.12.2014г., №17 от 04.03.2015г; №69 от 21.12.2015г, №10 от 02.03.2016г., №53 от 26.12.2016г., №128 от 25.12.2017г. подтверждается направление Морозовой Н.В. в командировку в г. Кострому в спорные периоды(л.д.16-27).
Судом установлено, что трудовые отношения с истцом во время нахождения ее в командировках: с 23.12.1993г. по 25.12.1993г., с 15.02.2001г. по 17.02.2001г., с 27.12.2010 г. по 28.12.2010г., с 26.12.2011г. по 27.12.2011г., с 28.12.2012г. по 29.12.2012г., с 25.12.2014г. по 26.12.2014г., с 05.03.2015г. по 06.03.2015г., с 24.12.2015г. по 25.12.2015г., с 04.03.2016г. по 05.03.2016г., с 28.12.2016г. по 29.12.2016г., с 26.12.2017г. по 27.12.2017г. не прекращались, в указанные периоды за ней сохранялись место работы и заработок, работодателем производились отчисления страховых взносов, что подтверждается карточками учета рабочего времени и лицевых счетов истца (л.д.28-39).
Периоды нахождения истца в командировках подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ в календарном исчислении, поскольку период нахождения работника в командировке законодателем приравнивается к выполнению работником по направлению работодателя своей трудовой функции за пределами постоянного рабочего места, является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что соответствует положениям и Правил от 2002 г. N 516.
Количество дней пребывания истца в командировках ответчик не оспаривает.
Работа истца в период нахождения в командировках соответствовала наименованию должности, а также наименованию учреждения предусмотренных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.
В то же время суд не находит оснований для удовлетворения требования истца об обязании ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с момента наступления соответствующего права, ввиду следующего.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Право на пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ наступает в соответствии с приложением №7 к данному федеральному закону, согласно которого лицам у которых льготный стаж в 2021 году составил 30 лет, страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Таким образом, при включении спорных периодов работы в стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, специальный стаж истца в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения достиг 30 лет, однако право истца на пенсию наступит не ранее, чем в ноябре 2024 года. Действующее законодательство не предусматривает возможность возложения на ответчика обязанности назначить выплату пенсии на бедующее время. Истец после наступления права на страховую пенсию по старости, вправе обратится к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона №400-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Морозовой Натальи Викторовны ([данные изъяты] к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области (ИНН 4401001182,ОГРН 1024400517580) о признании незаконным решения, включении периодов в специальный стаж, назначении пенсии, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области №131140/23 от 12 сентября 2023 года в части не включения в специальный стаж Морозовой Натальи Викторовны в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов нахождения в командировках: с 23.12.1993г. по 25.12.1993г., с 15.02.2001г. по 17.02.2001г., с 27.12.2010 г. по 28.12.2010г., с 26.12.2011г. по 27.12.2011г., с 28.12.2012г. по 29.12.2012г., с 25.12.2014г. по 26.12.2014г., с 05.03.2015г. по 06.03.2015г., с 24.12.2015г. по 25.12.2015г., с 04.03.2016г. по 05.03.2016г., с 28.12.2016г. по 29.12.2016г., с 26.12.2017г. по 27.12.2017г., всего 24 дня.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Костромской области включить в специальный стаж Морозовой Натальи Викторовны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения ее в командировках: с 23.12.1993г. по 25.12.1993г., с 15.02.2001г. по 17.02.2001г., с 27.12.2010 г. по 28.12.2010г., с 26.12.2011г. по 27.12.2011г., с 28.12.2012г. по 29.12.2012г., с 25.12.2014г. по 26.12.2014г., с 05.03.2015г. по 06.03.2015г., с 24.12.2015г. по 25.12.2015г., с 04.03.2016г. по 05.03.2016г., с 28.12.2016г. по 29.12.2016г., с 26.12.2017г. по 27.12.2017г., всего 24 дня.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд Костромской области в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Громова