№2-86/2022
Дело № 11-6/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Кемля 30 июня 2022 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Куркина Д.П.,
при секретаре Тихоновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Тютянину Владимиру Ильичу, Тютяниной Валентине Александровне, Кувину Сергею Николаевичу, Кувиной Наталье Владимировне, Кувину Владимиру Сергеевичу, Васильеву Александру Владимировичу, Васильевой Лилии Владимировне, действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО, ФИО о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по апелляционной жалобе Тютянина В.И. на решение мирового судьи судебного участка Большеигнатовского района Республики Мордовия от 16 марта 2022 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее - ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось с иском к Тютянину В.И., Тютяниной В.А., Кувину С.Н., Кувиной Н.В., Кувину В.С., Васильеву А.В., Васильевой Л.В., действующим в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО., ФИО. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В обоснование требований указано, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия. С 1 августа 2020 г. ответчики, зарегистрированные по адресу: Республика <адрес>, являются потребителями услуг, оказываемых региональным оператором. Сумма задолженности ответчиков перед региональным оператором за период с 1 февраля 2021 г. по 31 января 2022 г. составляет 8804 рубля 76 копеек и на дату подачи иска задолженность не погашена. Мировым судьёй судебного участка Большеигнатовского района Республики Мордовия 4 февраля 2022 г. вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с ответчиков в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженности за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) по причине поступления от должников возражения относительно исполнения судебного приказа.
Истец просил суд взыскать с Тютянина В.И., Тютяниной В.А., Кувина С.Н., Кувиной Н.В., Кувина В.С., Васильева А.В., Васильевой Л.В., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО., ФИО. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск»: задолженность в сумме 8804 руб. 76 коп. за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 февраля 2021 г. по 31 января 2022 г., судебные расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 102,50 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка Большеигнатовского района Республики Мордовия от 16 марта 2022 г. иск общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Тютянину В.И., Тютяниной В.А., Кувину С.Н., Кувиной Н.В., Кувина В.С., Васильеву А.В., Васильевой Л.В., действующим в своих интересах и интересах детей ФИО., ФИО. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами удовлетворён.
С Тютянина Владимира Ильича, Тютяниной Валентины Александровны, Кувина Сергея Николаевича, Кувиной Натальи Владимировны, действующих за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО, Васильева Александра Владимировича, Васильевой Лилии Владимировны, действующим в своих интересах и интересах детей ФИО, ФИО в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» взыскано в солидарном порядке: задолженность за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 февраля 2021 г. по 30 ноября 2021 г. в сумме 7337 руб. 30 коп.
С Тютянина Владимира Ильича, Тютяниной Валентины Александровны, Кувина Сергея Николаевича, Кувиной Натальи Владимировны, Кувина Владимира Сергеевича, Васильева Александра Владимировича, Васильевой Лилии Владимировны, действующим в своих интересах и интересах детей ФИО, ФИО в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» взыскано в солидарном порядке: задолженность за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период за период с 01.12.2021 г. по 31.01.2022 г. в сумме 1467 руб. 30 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, почтовые расходы в размере 102 руб. 50 коп.
В апелляционной жалобе Тютянин В.И. просил решение суда об удовлетворении исковых требований ООО «РЕМОНДИС Саранск» отменить. Ссылается на то, что судом нарушены нормы материального права и не приняты во внимание следующие доводы. Судом не было установлено фактическое количество проживающих лиц по адресу: <адрес> Семья Васильевых с 2018 г. проживает в Гатчинском районе Ленинградской области, однако при вынесении судебного решения факт отсутствия указанных ответчиков по месту регистрации не был принят во внимание и перерасчет взыскиваемой истцом суммы не произведен, то есть не был применен п. «к» статьи 93 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.12.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», даже в совокупности с п. д указанной статьи. Исходя из содержания публичной оферты, размещённой ООО «РЕМОНДИС Саранск» 4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовия» и на своём официальном сайте, она была адресована конкретно физическим лицам - собственникам, арендаторам, пользователям индивидуальных жилых домов в частном секторе городского округа Саранск и Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Понятие «Потребитель», используемое в тексте публичной оферты, не подразумевает всех жителей частного сектора Республики Мордовия. С момента размещения в СМИ публичной оферты до начала оказания услуги по вывозу ТКО жителям с. Киржеманы Большеигнатовского района прошло более двух лет. В этом случае, если договор был заключен автоматически по истечении 15 дней после размещения публичной оферты, то почему ООО «РЕМОНДИС Саранск» не приступил к своим обязанностям на территории с. Киржеманы с указанной даты или с 1 мая 2018 г. Если ООО «РЕМОНДИС Саранск» по техническим причинам, не зависящим от ответчика, смог осуществлять свою деятельность на территории с. Киржеманы лишь с августа 2020 г., то справедливо рассуждать о том, что необходимо было поставить об этом в известность потенциальных потребителей, чего сделано не было. В соответствии с Дополнительным соглашением №1 от 29 декабря 2017 г. к Соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО №72/47 от 11 августа 2017 г. с 1 мая 2018 г. региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению на территории Большеигнатовского района. Тютянин В.И. считает, что если момент заключения договорных отношений между жителями с. Киржеманы и ООО «РЕМОНДИС Саранск» приходится на август 2020 г., то в данном случае должны действовать правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре. Публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя. Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия по принятию им предложенных условий, в данном случае условия региональным оператором предложены не были. Полученные от ООО «РЕМОНДИС Саранск» квитанции ими не оплачивались. Имеющимися в селе контейнерами они не пользуются в связи с их удалённостью, ООО «РЕМОНДИС Саранск» не представлено доказательств обратного. Реестр и схема мест размещения площадок накопления ТКО, расположенных на территории Киржеманского сельского поселения, утверждены лишь 12 февраля 2021 г. На ответчика в сложившейся ситуации возложена обязанность доказать факт того, что он и его семья не пользуется установленными более чем за 500 м. мусорными контейнерами, но не возложена обязанность на истца подтвердить то, что они фактически пользуются их услугами. Указывает, что они утилизируют отходы точно также, как их прадеды, деды и отцы, считают, что это не правильно, но заключить договор могут только в том случае, если ООО «РЕМОНДИС Саранск» действительно будет оказывать им услугу. Отсутствие доказательств того, что контейнерами ООО «РЕМОНДИС Саранск» они не пользуются, не может трактоваться, как их волеизъявление на заключение договора с ООО «РЕМОНДИС Саранск». В данном случае подтверждение совершения ими конклюдентных действий должен был представить истец.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» Царапкин А.Н., выступающий по доверенности, просил решение мирового судьи судебного участка Большеигнатовского района Республики Мордовия от 16 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тютянина В.И. без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца ООО «РЕМОНДИС Саранск», ответчики Тютянин В.И., Тютянина В.А., Кувин С.Н.. Кувина Н.В., Кувин В.С., Васильев А.В., Васильева Л.В., отсутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежаще, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признаётся договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.
В силу пункта 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признаётся офертой (публичная оферта).
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 148(1) постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действующего с 14 марта 2017 г., предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.
В соответствии с пунктом 148(2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу пункта 148(15) Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 148(4) и подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, путём подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчётных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.
Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.
Из содержания пункта 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 (раздел введён с 27 декабря 2018 г.), также следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктами 5 и 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 9 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. №1156 потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, и за обращение с твёрдыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Тютянин В.И., Тютянина В.А., Кувин С.Н., Кувина Н.В., Кувин В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Васильев А.В., Васильева Л.В., несовершеннолетние ФИО. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги по состоянию от 16 марта 2022 г. (л.д. 87,88).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован в кадастре недвижимости, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные» (л.д. 29-31).
В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относятся: приём, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание (л.д. 13-17).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28 сентября 2021 г. также подтверждается, что основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья (л.д. 24-28).
Из копии Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия №72/47 от 11 августа 2017 г. следует, что по результатам конкурсного отбора между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено Соглашение №72/47 от 11 августа 2017 г. Согласно пунктам 1 и 2 Соглашения ООО «РЕМОНДИС Саранск» присвоен уполномоченным государственным органом субъекта РФ статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Мордовия с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г. С момента присвоения статуса регионального оператора и до даты начала обращения с ТКО Региональный оператор осуществляет подготовительную работу по организации абонентского обслуживания потребителей, заключению договоров, организации сбора и транспортирования ТКО (л.д. 18-21).
Из пункта 7.2.2 копии Дополнительного соглашения № 1 к Соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия от 11 августа 2017 г. № 72/47 усматривается, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объёме на территории Большеигнатовского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г. (л.д. 22).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. № 16/129 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Республики Мордовия, куда включен Большеигнатовский район.
Решением Совета депутатов Киржеманского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 12 июля 2012 г. № 30 утверждены Правила благоустройства территории Киржеманского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 55 - 81).
Данными Правилами определено понятие твёрдых и жидких бытовых отходов, которыми являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие). Согласно пункту 3.3. Правил на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Сбор и вывоз отходов производства и потребления осуществляются по контейнерной или бестарной системе в установленном порядке (пункт 3.5). Вывоз бытовых отходов производства и потребления из жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов производства и потребления самостоятельно либо на основании договоров со специализированными организациями (пункт 3.7.).
Постановлением Главы администрации Киржеманского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 12 февраля 2021 г. № 8 утверждены реестр и схема мест размещения площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных на территории Киржеманского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 82-86).
На схеме указаны места расположения контейнеров для складирования ТКО, их количество: запланировано установить 20 контейнеров, количество размещённых на площадках контейнеров по состоянию 12 февраля 2021 г. - 17; также указано, что вывоз ТКО осуществляется по графику регионального оператора.
Согласно утверждённой схеме запланирован к размещению один контейнер для сбора ТКО на въезде в с. Киржеманы, ул. Центральная, д. 5 по координатам 54.962229, 45.740250. Утверждённые органом местного самоуправления реестр и схема размещения контейнерных площадок для сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов на территории Киржеманского сельского поселения опубликованы в местной газете «Вести» и размещены на официальном сайте администрации Киржеманского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» в общем доступе.
Региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» с 1 августа 2020 г. осуществляется услуга населению, проживающему на территории Киржеманского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, в сфере обращения с ТКО из контейнеров, установленных ООО «РЕМОНДИС Саранск» в с. Киржеманы по согласованию с администраций Киржеманского сельского поселения.
4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 4 апреля 2018 г. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора (л.д. 23).
В опубликованном договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечение их сбора, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение), а потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утверждённого тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация и иные условия, предусмотренные статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. № 641.
В пункте 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора, в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Потребителем на расчётный счёт регионального оператора, фактическое пользование предоставленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Газета «Известия Мордовии» согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-З «О правовых актах Республики Мордовия» является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведённой до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Это означает, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проекта такого договора.
Согласно пункту 2.5 опубликованной публичной оферты от 4 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Большеигнатовского района региональным оператором начинается с 1 мая 2018 г.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 г. (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29 января 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Приказами Республиканской Службы по тарифам Республики Мордовия от 15 декабря 2020 г. № 205, от 6 декабря 2021 г. № 196 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2021-2022 гг. для населения с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. включительно в размере 385 руб. 77 коп. за 1 куб. м., с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. включительно в размере 385 руб. 77 коп. за 1 куб. м., с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. включительно в размере 385 руб. 77 коп. за 1 куб.м.
Количество коммунальных отходов от жизнедеятельности на одного человека определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. № 529 и составляет 2,536 куб.м. в год (2,536 куб.м/12 мес.=0,211333 куб.м. на 1 проживающего в месяц).
Поскольку с 1 мая 2018 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказывает услуги по вывозу ТКО на территории Большеигнатовского района, а с 1 августа 2020 г. непосредственно на территории Киржеманского сельского поселения, в связи с чем, региональным оператором в адрес ответчиков по адресу: <адрес> направлялись почтовой доставкой платёжные документы (извещения) по оплате услуги по обращению с ТКО, исходя из количества проживающих человек (9), норматива потребления и действовавших тарифов с февраля 2021 г. по январь 2022 г. включительно по 733 рубля 73 копейки. Ответчики получали от ООО «РЕМОНДИС Саранск» квитанции об оплате за услуги ТКО, однако ими не оплачивались, что также указывает ответчик Тютянин В.И. в своей апелляционной жалобе.
Согласно расчёту за период с 1 февраля 2021 г. по 31 января 2022 г. исходя из девяти зарегистрированных в жилом помещении по адресу: <адрес>, лицевой счет №, за оказание услуг по обращению с ТКО ответчикам была начислена задолженность в размере 8804 рубля 76 копеек (л.д. 3).
Суд первой инстанции признал представленный ООО «РЕМОНДИС Саранск» расчёт задолженности арифметически верным.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что опубликованный ООО «РЕМОНДИС Саранск» договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложено: оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечение их сбора, транспортирование, обработка, обезвреживание, захоронение.
Принимая во внимание обстоятельства дела и отсутствие доказательств, подтверждающих самостоятельную утилизацию ответчиками твёрдых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате их жизнедеятельности, в том числе данных о заключении ими договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о перерасчёте указанных в платёжных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми последние должны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора, оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу твёрдых коммунальных отходов не имеется.
При этом, суд верно указал, что факт осуществления региональным оператором Республики Мордовия ООО «РЕМОНДИС Саранск» являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с ТКО, вывоза ТКО от частных домовладений в спорный период с 1 февраля 2021 г. по 31 января 2022 г. нашел свое подтверждение, вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств оказания истцом услуг ненадлежащего качества.
При этом доказательства невозможности использования контейнеров, находящихся на других улицах этого или иного населённого пункта, ответчиками не представлены. Сама по себе отдалённость имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твёрдых коммунальных отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказывается.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание, захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твёрдых коммунальных отходов лицам, не являющимся региональным оператором, запрещено. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности.
Единственным законным способом обращения с данными отходами является передача своих твёрдых коммунальных отходов региональному оператору. Поскольку самостоятельная утилизация твёрдых коммунальных отходов недопустима, то предоставление услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключением договора путём совершения конклюдентных действий.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал солидарно с ответчиков в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» сумму задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 февраля 2021 г. по 31 января 2022 г. в размере 8804 руб. 76 коп.
При этом, суд первой инстанции правильно указал, что самостоятельная обязанность по оплате коммунальных услуг наступает с момента достижения совершеннолетия. Учитывая, что Кувин В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ г., суд, руководствуясь нормами статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 21, пункта 3 статьи 26, пункта 3 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации обоснованно взыскал с Тютянина В.И., Тютяниной В.А., Кувина С.Н., Кувиной Н.В., действующих за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО Васильева А.В., Васильевой Л.В., действующих за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО ФИО. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» в солидарном порядке задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 февраля 2021 г. по 30 ноября 2021 г. в сумме 7337 рублей 30 копеек; с Тютянина В.И., Тютяниной В.А., Кувина С.Н., Кувиной Н.В., Кувина В.С., Васильева А.В., Васильевой Л.В., действующих за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО., ФИО. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» в солидарном порядке задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 декабря 2021 г. по 31 января 2022 г. в сумме 1467 рублей 30 копеек,
Довод апелляционной жалобы Тютянина В.И. о том, что исходя из содержания публичной оферты, размещённой ООО «РЕМОНДИС Саранск» 4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте, она была адресована собственникам, арендаторам, пользователям индивидуальных жилых домов в частном секторе городского округа Саранск и Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, а не абсолютно всем жителям частного сектора Республики Мордовия, в том числе, жителям Большеигнатовского муниципального района, отклоняется.
Редакция договора на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованная региональным оператором на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в газете «Известия Мордовии», соответствует императивно закреплённым в постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» требованиям к содержанию договора на обращение с ТКО.
В соответствии со статьёй 426 Гражданского кодекса Российской Федерации данный договор является публичным, поэтому условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, в число которых входят и ответчики; доказательств расторжения договора, либо признания его недействительным, суду не представлено.
Довод жалобы о том, что в целях заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами между сторонами не было совершено никаких конклюдентных действий, также отклоняется.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что по смыслу пункта 3 статьи 438 ГК РФ для целей квалификации конклюдентных действий в качестве акцепта достаточно того, что лицо, которому была направлена оферта, приступило к исполнению предложенного договора на условиях, указанных в оферте, и в установленный для её акцепта срок. При этом не требуется выполнения всех условий оферты в полном объёме.
Под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями потребителей, применительно к договорам оказания услуг по обращению с ТКО, могут быть: фактическое пользование услугой (помещение отходов в контейнеры для накопления отходов), оплата услуг регионального оператора по выставляемому счёту и т.д.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закреплённый законодательно, является обязательным, как для потребителя (в данном случае ответчиков), так и для регионального оператора.
Следовательно, законодательство исходит из презумпции образования ТКО в процессе жизнедеятельности человека. Доказательств того, что потребители не образовывали ТКО и не пользовались услугами регионального оператора, ответчиками не представлено.
Принимая во внимание, что самостоятельная утилизация ТКО недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по сбору и вывозу ТКО, в том числе ответчикам, подтверждается материалами дела, суд считает, что в данном случае договор между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками заключен путём совершения конклюдентных действий.
Довод апелляционной жалобы Тютянина В.И. о том, что имеющимися в с. Киржеманы контейнерами они не пользуются в связи с их удаленностью, ближайший контейнер расположен на расстоянии более 500 м., основанием для отмены решения суда не являются.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления. Поэтому региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твёрдых коммунальных отходов не наделён.
Судом первой инстанции установлено, что до 12 февраля 2021 г. размещение места накопления ТКО (контейнера) для жителей с. Киржеманы администрацией Киржеманского сельского поселения согласовано не было. Вывоз ТКО производился истцом с контейнерных площадок, расположение которых определено постановлением администрации Киржеманского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 12 февраля 2021 г. Однако услуга по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов была оказана истцом, ответчик пользовался данной услугой, при чем в отсутствие согласованного с органом местного самоуправления размещения места накопления ТКО (контейнера) вывоз ТКО осуществлялся истцом с контейнеров, размещенных в соответствии со схемой, утвержденной органом местного самоуправления позднее. Кроме того, как указал суд первой инстанции, ответчики не лишены права обратиться в установленном порядке с соответствующим иском к органу местного самоуправления в случае, если считают свои права нарушенными. Однако таких жалоб от ответчиков на удаленность мест сбора ТКО, заявлений о корректировке графика вывоза ТКО в администрацию не поступало, что подтверждается сообщением администрации Киржеманского сельского поселения от 16 марта 2022 г. (л.д. 54).
Суд первой инстанции верно указал, что определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, осуществление ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, оборудование специальных площадок с бетонным или асфальтовым покрытием для установки контейнеров, а также оборудование дороги для подъезда на ул. Центральная, на нарушение которых ссылается Тютянин В.И., в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, является обязанностью органов местного самоуправления, а не регионального оператора. Определение в утверждённых органом местного самоуправления схемах места расположения контейнеров на расстоянии более 100 м. от жилого дома ответчиков не может считаться некачественно оказанной услугой регионального оператора.
Вопреки иным доводам апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права и оставлении без внимания доводов ответчиков, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объёме, который позволил суду разрешить спор. Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчиков, иным образом оценил доказательства и пришёл к иным выводам, не свидетельствует о неправильности выводов суда. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда первой инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению состоявшегося судебного решения, не имеется.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи судебного участка Большеигнатовского района Республики Мордовия от 16 марта 2022 г. является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
решение мирового судьи судебного участка Большеигнатовского района Республики Мордовия от 16 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Тютянина Владимира Ильича - без удовлетворения.
Председательствующий Д.П. Куркин