Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-10168/2021 от 11.08.2021

Судья Доценко И.Н.          гр. дело № 33- 10168/2021

( № 2-678/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара                                  8 сентября 2021 года                                 

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе:

председательствующего – Занкиной Е.П.

судей – Маликовой Т.А., Мартемьянвой С.В.,

с участием прокурора Никитиной Е.С.,

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 25 мая 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Департамента управления имуществом г.о.Самары оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Гильмановой А.Г. удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самары предоставить
в собственность Гильмановой А.Г. равнозначное жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения по <адрес> в соответствии с требованиями законодательства к жилому помещению».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд
с иском к Гильмановой А.Г. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа.

В обоснование заявленных требований истец указал, что многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Указанный дом включен
в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 14.04.2020 г. принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок и расположенные в многоквартирном доме по <адрес>, жилые помещения у правообладателей, в том числе квартиру , (одна комната
в коммунальной квартире, общей площадью 23,8 кв.м, жилой площадью 15,80 кв.м).

Согласно выписке из ЕГРН от 21.04.2020 г. , собственником 16/47 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>, общей площадью 65,2 кв.м., является Гильманова А.Г.

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 23,8 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции сносу, расположенном по <адрес>, выполненному ООО «Финансовая экспертиза», итоговая величина размера возмещения за изъятие 16/47 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение составила 766 706 рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, уведомление и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлены
в адрес ответчика, однако ответчик отказалась от заключения соглашения в связи с несогласием с результатами определения величины возмещения за изъятие жилого помещения.

В связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд собственникам вышеуказанного жилого помещения, направлено уведомление от 22.04.2020 г.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, истец просил суд изъять жилое помещение, расположенное по <адрес>, путем выкупа у Гильмановой А.Г. за
630 000 рублей, прекратить право собственности Гильмановой А.Г. на 16/47 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по указанному адресу, после выплаты денежной компенсации Гильмановой А.Г., признать право собственности на 16/47 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по указанному адресу за муниципальным образованием городской округ Самара.

Гильманова А.Г. обратилась в суд с встречным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самары, и с учетом последних уточнений, просила суд обязать Департамент управления имуществом г.о.Самары предоставить ей в собственность жилое помещение взамен изымаемого жилого помещения по <адрес>, в г.о. Самара равнозначное благоустроенное жилое помещение с общей площадью не менее 22,2 кв.м, расположенное в черте города <адрес> отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства и развитием инфраструктуры не ниже достигнутого по <адрес>

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить, указывая, что поскольку Гильманова А.Г. приобрела право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его
в установленном порядке аварийным, то она в силу ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ имеет право только лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретенного ею помещения по сделки купле-продаже жилого помещения, совершенной 03.03.2015 г.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились,
о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято
у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом,
в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством ( ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного
и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6 ст. 32 ЖК РФ).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества
в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части
6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду ( ч.7 ст. 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия
с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
(ч.9 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным
в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.

Как видно из материалов дела, распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 14.08.2013 г. многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Указанный дом, включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до
1 января 2017 года» до 2025 года утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г. .

Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 14.04.2020 г. принято решение изъять для муниципальных нужд расположенные в многоквартирном доме по <адрес> жилые помещения у правообладателей, в том числе квартиру , (одна комната в коммунальной квартире, общей площадью 23,8 кв.м, жилой площадью 15,80 кв.м).

В связи с изъятием земельного участка, расположенного по <адрес>, площадью 223, 5 кв.м. для муниципальных нужд собственникам вышеуказанного жилого дома направлено уведомление от 22.04.2020г., а также Постановление Главы г.о. Самара от 14.04.2020г. № 255 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещения расположенного на нем многоквартирного дома».

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 21.04.2020 г. , собственником 16/47 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес> общей площадью 65,2 кв.м., имеющую кадастровый , является Гильманова А.Г.

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения площадью 23,8 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным
и подлежащим сносу, расположенном по <адрес>, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, выполненному ООО «Финансовая экспертиза» (ООО «Финэкс»), итоговая величина размера возмещения за изъятие 16/47 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение составила 766 706 руб. Установлено, что уведомление и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлены в адрес собственников жилого помещения. К соглашению о выкупе спорного жилого помещения стороны не пришли. Ответчик Гильманова А.Г. на выкуп принадлежащего ей жилого помещения не согласилась и заявила встречный иск о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и подлежащем реконструкции. Удовлетворяя встречные исковые требования в части предоставления равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, суд указал, что в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав. Судебная коллегия с выводами суда соглашается. Согласно ч.10. ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости
в выкупную цену только по соглашению с собственником. При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных
и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации
и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления (статья 1). В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен
в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого
из названных способов обеспечения его жилищных прав. Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ. Установлено, что Департамент не предлагает ответчику по первоначальному иску предоставить иное жилое помещение, настаивая на выплате выкупной стоимости аварийного жилья. Обращаясь с встречным иском, истец настаивала на выбранном ею способе обеспечения своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного. Учитывая, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим реконструкции,
и включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года, Гильманова А.Г. выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления ей в собственность взамен изымаемого равнозначного по площади другого жилого помещения, отказавшись от заключения соглашения о выкупе, для Гильмановой А.Г. изымаемое жилое помещение является единственным местом жительства, следовательно, имеются правовые основания для возложения на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить ей другое жилое помещение на праве собственности, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.о.Самара. Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара
о праве Гильмановой А.Г. только лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, в связи с тем, что она приобрела право собственности на жилое помещение
в многоквартирном доме после признания его в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что предусмотрено ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, судебной коллегией отклоняются по следующим основания. Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон
№ 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 8.2. Согласно ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч. ч. 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. При этом ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 г. N 1368-О-О, положения ч. 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

В ст. 3 Федерального закона № 473-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данные изменения опубликованы 28 декабря 2019 года и вступили в законную силу.

Таким образом, доводы жалобы о возможности применения к спорным правоотношениям, возникшим до вступления вышеуказанных изменений в законную силу, основаны на неверном толковании норм материального права.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 25.05.2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-10168/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Гильманова А.Г.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
11.08.2021[Гр.] Передача дела судье
08.09.2021[Гр.] Судебное заседание
29.09.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее