УИД - 05RS0№-59
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
01 марта 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего – судьи Омарова М.А., при секретаре ФИО15, с участием истца ФИО2, представителей ответчика УФК по РД по доверенности ФИО17 и ФИО18, помощника прокурора <адрес> ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Федерального казначейства по РД о признании незаконным приказа № л/с об увольнении ФИО1, ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ в связи сокращением должностей гражданской службы, обязании ответчика перевести ФИО2, специалистом 1 разряда Отдела № УФК по РД и предоставить рабочее место удаленно в <адрес> Республики Дагестан, в связи с малолетним возрастом детей,
Установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Федерального казначейства по РД о признании незаконным приказа № л/с об увольнении ФИО1, ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ в связи сокращением должностей гражданской службы, обязании ответчика перевести ФИО2, специалистом 1 разряда Отдела № УФК по РД и предоставить рабочее место удаленно в <адрес> Республики Дагестан, в связи с малолетним возрастом детей, указав в обоснование иска, что
О признании незаконным приказа об увольнении при сокращении штата, восстановлении на работе с переводом на вакантную должность.
Он, ФИО9 Р.М., с ДД.ММ.ГГГГ я был принят в должности казначея отдела платежей федерального казначейства по <адрес> приказ №/л. ДД.ММ.ГГГГ ему был присвоен квалификационный разряд - Советник государственной службы 3 класса, (приказ №/л от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ его разряд -Советник государственной службы был приравнен к классному чину Референт государственной гражданской службы РФ 3 класса.(приказ №/л от 18.08.06г.)
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий УФК по РД и на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» истец был переведен на должность специалиста 2-разряда Отделения по <адрес> УФК по РД ДД.ММ.ГГГГ за записью 16.
За безупречную и эффективную гражданскую службу, заслуги в области финансово-экономической деятельности, а также качественное исполнение планов и заданий истцу ФИО2, объявлена благодарность УФК по <адрес> (приказ от 05.12.2016г. №). ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода был назначен специалистом 2 разряда отдела № УФК по <адрес>, далее истец и все работники отдела были переведены специалистами 1 разряда (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №л/с.). Работая в данном казначействе 25 лет, своевременно и качественно выполнял свои должностные обязанности по должностному регламенту. Три раза успешно проходил обучение по программам: «Управление государственными финансами», «Бюджетная система и бюджетный процесс в Российской ФИО1», «Исполнение федерального бюджета по расходам, основные направления его совершенствования».
ДД.ММ.ГГГГ истец, как и все работники отдела № УФК по РД, получил уведомление о сокращении должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГг. электронной почтой ФИО2, уведомлением были предложены вакантные должности в Управлении Федерального казначейства по <адрес>, где истец отметил «согласен» специалистом 1 разряда Отдела № в строке №).
Также были предложены вакантные должности всем его коллегам. Чуть позже УФК по РД направили оригиналы этих уведомлений. Тогдашний начальник отдела № УФК по РД ФИО3 собственноручно отнес в Управление Федерального Казначейства по <адрес> (расположенное по адресу: <адрес> РД) подписанные оригиналы уведомлений о согласии на вакантные должности всех работников отдела № УФК по РД и сдал в отделе государственной и гражданской службы и кадров, в т.ч. и его уведомление (оригинал), где была отметка «согласен» специалистом 1 разряда Отдела № в строке №.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил от почтальона конверт с уведомлением о сокращении его, ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ. Приказ об увольнении ФИО2 в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст.37 и частью 3.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказами Управления Федерального казначейства по РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении организационно-штатных мероприятий в Управлении Федерального казначейства по <адрес> и создании удаленных рабочих мест», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатной структуре Управления Федерального казначейства по <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатного расписания Управления Федерального казначейства по <адрес>» в связи сокращением должностей гражданской службы получил ДД.ММ.ГГГГ
С приказом о сокращении истец не согласен по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст.37 и частью 3.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ N 57-ФЗ:
3) статью 31 изложить в следующей редакции:
"Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
1. При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской
службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы. В п.4 и 6 этого же закона зафиксировано:
4. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
6. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Истец считает, что соответствует уровню его квалификации, профессионального образования, т.е. имеет высшее образование и неоконченное с переводом на 5-й курс Финансово-экономического факультета по специальности бухгалтерский учет и аудит. А также, стажа работы в государственной гражданской службе (зафиксирован в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ,) более 25 лет. И факт его согласия на вакантную должность гражданского служащего.
В ст. 179 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) указано: статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ).
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ)
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Также истец указывает, что имеет в семье четверо несовершеннолетних детей, причем трое из них малолетние (до 14 лет): сын-ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Его семья имеет статус многодетной и нуждающейся, значит, ему должна была применяться ст. 179 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ о преимущественном праве на оставлении на работе при сокращении численности штата работников.
Но ответчик УФК по РД не учел и этого факта, а просто уволил истца с работы.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 8.2 части 1 ст.37 и частью 3.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ N 57-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии со ст. 179 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) просит суд признать незаконным приказ № л/с об увольнении ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ в связи сокращением должностей гражданской службы и обязать ответчика перевести его специалистом 1 разряда Отдела № УФК по РД и предоставить рабочее место удаленно в <адрес> Республики Дагестан, в связи с малолетним возрастом детей.
В судебном заседании истец ФИО9 Р.М. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика УФК по РД по доверенности ФИО17 и ФИО18 исковые требования не признали, просили в иске отказать, по основаниям, изложенным в возражениях.
Как следует из материалов дела, приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении организационно-штатных мероприятий в Управлении Федерального казначейства по <адрес> и создании удаленных рабочих мест» отдел № Управления (по <адрес>) был ликвидирован с передачей функции отделу № Управления (по <адрес>). Приказом одновременно были созданы удаленные рабочие места (далее - УРМ), при этом два УРМ с местонахождением в <адрес>: главный специалист-эксперт и специалист 1 разряда.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении штатного расписания Управления Федерального казначейства по <адрес>» была установлена штатная численность в отделе № в количестве 17 единиц, из которых УРМ с местом нахождения в <адрес> составляют 2 штатные единицы.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя также обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО9 Р.М. был уволен с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 8.2 ч.1 ст. 37 и.ч.3.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Управлением истец ФИО9 Р.М. был надлежащим образом (персонально и под роспись) предупрежден о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах предусмотренного законом срока.
Кроме того, Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 были предложены вакантные должности государственной гражданской службы в Управлении Федерального казначейства по <адрес>, а Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в иных государственных органах, расположенных на территории Республики Дагестан.
В соответствии с п.1 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
а) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
б) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ ис^цу были предложены все имеющиеся вакантные должности в Управлении, с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня его квалификации.
Истец ФИО9 Р.М. предоставил письменное согласие на должность специалиста 1 разряда отдела № Управления (УРМ с местом нахождения <адрес>), от остальных должностей письменно отказался. Кроме ФИО2 на указанную должность предоставили согласие иные работники ликвидируемого отдела № Управления, замещающие должности специалистов 1 разряда в указанном отделе - всего в количестве 5 человек.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона N 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с на претендуемую истцом должность специалиста 1 разряда Отдела № (УРМ) была назначена в порядке перевода с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ранее замещавшая должность специалиста 1 разряда Отдела №.
Вопрос о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы решался Комиссией по определению преимущественного права Управления с учетом квалификации, уровня профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки и результатов профессиональной служебной деятельности, как того требуют нормы закона о государственной гражданской службе.
Комиссия в своей работе руководствовалась, в том числе, Методическими рекомендациями по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти (далее - Методические рекомендации).
Согласно Методическим рекомендациям преимущественное право на оставление на работе (службе) в соответствии с субсидиарно применяемыми нормами Трудового Кодекса Российской Фереции (ст. 179) предоставляется служащему, имеющему более высокую производительность труда и квалификацию (п. 15).
В частности, ФИО8 согласно документу о высшем образовании имеет квалификацию экономист по специальности финансы и кредит, более того проходила повышение квалификации в срок не превышающий последние три года.
Судом установлено, что истец ФИО2 согласно документу о высшем образовании имеет квалификацию зооинженер по специальности зооинженерия.
Кроме того, на рассмотрение Комиссии были представлены отзывы непосредственных руководителей служащих по итогам оценки квалификации и результатов профессиональной служебной деятельности, оформленным с учетом требований Методических рекомендаций, ФИО8 присвоен бал - 9,1, тогда как ФИО2 присвоен бал - 8,8.
При оценке «продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности» оба работника имеют стаж более 25 лет, в результате чего обоим был присвоен максимальный бал - 5.
В случае если по итогам проведенной оценки установлено равенство производительности труда и квалификации гражданских служащих, должности которых рассматриваются на предмет принятия решения об их сокращении, то представителем нанимателя производится оценка каждого из таких служащих в части наличия у них условий для предоставления преимущественного права на оставление на работе (службе), установленных в статье 179 ТК РФ и иных законодательных актах Российской Федерации (п. 17 Методических рекомендаций).
К лицам, имеющим преимущественное право на оставление на работе (службе), относятся, в том числе: семейные - при наличии двух или более иждивенцев; работники (служащие), в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.
Согласно дополнениям к анкете ФИО2 и ФИО8 у обоих на иждивении находятся два и более ребенка, однако ФИО8 является служащей, в семье которой нет других работников с самостоятельным заработком, что явилось дополнительным критерием для определения преимущественного права.
Согласно протоколу заседания Комиссии по определению преимущественного права (выписка из протокола прилагается) ФИО8, замещающая должность специалиста 1 разряда Отдела №, обладала большей квалификацией, более высоким уровнем профессионального образования, продолжительностью стажа, что в совокупности определило ее преимущественное право перед другими работниками, претендующими на ту же должность, в результате чего было принято решение о назначении ФИО8 на указанную должность.
Истец считает увольнение незаконным, поскольку является работником предпенсионного возраста, а также отцом малолетних семей и имеют многодетную семью. Считает, что согласно требованиям ст. 179 ТК РФ он имел преимущественное право на оставление на работе в связи с более высокой квалификацией, чем его коллеги, и большим стажем работы.
А, исходя из смысла ст. 179 ТК РФ, при разрешении вопросов преимущественного права оставления на работе сопоставление производится между работниками, занимающими одинаковые должности.
Доводы ответчика о том, что истец воспользовался своим правом и отказался от имеющихся вакансий, подписывая уведомление от ДД.ММ.ГГГГ необоснованны, поскольку основаны на неверном толковании материальных норм права.
Судом установлено, что истец ФИО9 Р.М. предоставил письменное согласие на назначение его на должность специалиста 1 разряда отдела № Управления (УРМ с местом нахождения <адрес>), от остальных должностей письменно отказался, что также не опровергается сторонами по делу.
Как следует в данном конкретном случае приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с на претендуемую истцом должность специалиста 1 разряда Отдела № (УРМ) была назначена в порядке перевода с ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, ранее замещавшая должность специалиста 1 разряда Отдела №.
При этом, после назначения на должность специалиста 1 разряда отдела № Управления ФИО8, истцу ФИО2, как сотруднику обладавшему также преимущественным правом, иные вакантные должности, соответствующие его уровню квалификации предложены не были, в связи с чем, процедуру увольнения нельзя признать законной.
На момент увольнения истца ФИО2 у ответчика имелись вакантные должности, которые соответствовали его квалификационным требованиям.
Согласно штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ количество штатных единиц составляло 641, из которых вакансий 46, занято 595. При этом на момент увольнения истца согласно штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ количество штатных единиц составляло 641, из которых вакансий 103, занято 538. Данные обстоятельства не отрицались представителями ответчика в судебном заседании.
Однако истцу не предлагались указанные вакантные должности и было произведено увольнение.
На момент рассмотрения дела в суде также следует, что по Управлению Федерального Казначейства по РД имеются вакантные должности, соответствующие квалификации истца.
Ответчик ошибочно предполагал, что в случае невозможности представления истцу должности на которую он выразил согласие, ему не должны предлагаться иные вакантные должности.
Судом установлено, что ответчик непосредственно перед увольнением истца не предложил ему все вакантные должности, соответствующие квалификации истца и имевшиеся в УФК по РД на момент увольнения истца ФИО2
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 к Управлению Федерального казначейства по РД следует удовлетворить частично, признав незаконным приказ Управления Федерального казначейства по РД за № л/с от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ в связи сокращением должностей гражданской службы и восстановить ФИО2 в должности специалиста 1 разряда Отдела № Управления Федерального казначейства по РД с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 к Управлению Федерального казначейства по РД об обязании ответчика перевести специалистом 1 разряда Отдела № УФК по РД и предоставить рабочее место удаленно в <адрес> Республики Дагестан, в связи с малолетним возрастом детей следует отказать, поскольку они не основаны на законе. Кроме того, в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работник подлежит восстановлению в прежней должности.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серии 82 06 №) к Управлению Федерального казначейства по РД (ИНН: 0562043725, ОГРН: 1020502632941) о признании незаконным приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2 и обязании ответчика перевести ФИО2, специалистом 1 разряда Отдела № УФК по РД и предоставить рабочее место удаленно в <адрес> Республики Дагестан, в связи с малолетним возрастом детей – удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Управления Федерального казначейства по РД за № л/с от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ в связи сокращением должностей гражданской службы.
Восстановить ФИО2 в должности специалиста 1 разряда Отдела № Управления Федерального казначейства по РД с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 к Управлению Федерального казначейства по РД об обязании ответчика перевести специалистом 1 разряда Отдела № УФК по РД и предоставить рабочее место удаленно в <адрес> Республики Дагестан, в связи с малолетним возрастом детей – отказать.
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: судья М.А. Омарова