Дело № 2-900/2023
51RS0002-01-2023-003313-46
Мотивированное решение
изготовлено 01.12.2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 29 ноября 2023 г.
Печенгский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Попова А.Г.,
при секретаре Кужиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецстоянка» к Корепову Илье Алексеевичу о взыскании задолженности по оплате услуг за перемещение и хранение задержанного транспортного средства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Спецстоянка» (далее – ООО «Спецстоянка», общество) обратилось в суд с иском к Корепову И.А. о взыскании задолженности по оплате услуг за перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
В обоснование требований истец указал, что в соответствии с заключенным 13.11.2017 договором между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и ООО «Спецстоянка» общество оказывает услуги по перемещению и последующему хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках.
*.*.* транспортное средство №, государственный регистрационный знак №, под управлением Корепова И.А. задержано инспектором ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Мурманской области на основании ст. 27.13 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, перемещено на специализированную стоянку ООО «Спецстоянка» по адресу: <адрес>, где транспортное средство находится на хранении с 15.03.2018 по настоящее время.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием оплаты денежных средств оставлена без удовлетворения.
Просит суд взыскать с ответчика расходы за перемещение транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение за период с 15.03.2018 по 15.05.2018 в размере 152 256 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 351 рубль, почтовые расходы в размере 285 рублей 20 копеек.
Представитель истца ООО «Спецстоянка» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Корепов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, возражений по иску в суд не представил, ходатайств об отложении дела не заявил.
При указанных обстоятельствах, в связи с тем, что дальнейшее отложение разбирательства дела существенно нарушает право истца на судебную защиту в установленный законом срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, согласно статьям 167, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 906 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила главы 47 данного Кодекса, регулирующей отношения, связанные с оказанием услуг по хранению вещей, применяются к обязательствам хранения, возникающим в силу закона, если законом не установлены иные правила.
Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, предусмотренных законодательством, гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям.
Следовательно, при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 896 - 898 Гражданского кодекса Российской Федерации, поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемыми в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
В соответствии с частями 1, 3, 4 и 5 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16 (в части несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, при их применении со знаком дополнительной информации (табличкой), указывающим, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства), частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19, частями 1 - 6 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Частью 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Частью 10 этой же статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Законом Мурманской области от 09.06.2012 № 1485-01-ЗМО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств и о внесении изменения в Закон Мурманской области «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» определен порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств.
Статьей 2 Закона Мурманской области от 09.06.2012 № 1485-01-ЗМО установлено, что специализированная стоянка круглосуточно производит прием и учет задержанных транспортных средств, помещенных на хранение на специализированную стоянку, с составлением акта приема на хранение на специализированную стоянку задержанного транспортного средства с описанием его внешнего вида и комплектации, а также с указанием иной необходимой информации. Акт приема на хранение на специализированную стоянку задержанного транспортного средства подписывается лицом, осуществлявшим перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, и лицом, принявшим задержанное транспортное средство на хранение на специализированную стоянку.
Согласно статье 3 Закона Мурманской области от 09.06.2012 № 1485-01-ЗМО, плата за перемещение и хранение задержанного транспортного средства взимается в размере, установленном исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области.
Срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку.
Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за все время его нахождения на специализированной стоянке.
Исходя из положений частей 2 и 4 статьи 4 Закона Мурманской области от 09.06.2012 № 1485-01-ЗМО, возврат задержанного транспортного средства производится исполнителем круглосуточно владельцу транспортного средства, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, на основании решения уполномоченного лица о прекращении задержания транспортного средства, а в случае, установленном частью 12 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При возврате задержанного транспортного средства составляется акт передачи задержанного транспортного средства, подлежащего возврату, который подписывается исполнителем и владельцем транспортного средства, представителем владельца или лицом, имеющим при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.
Возмещение расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что возмещение расходов по перемещению задержанного транспортного средства и его хранению законом возложено на лицо, чьи действия повлекли задержание транспортного средства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что в соответствии с условиями договора об оказании услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и услуг по хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, заключенного 13.11.2017 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и ООО «Спецстоянка», истец принял на себя обязательства по оказанию услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и их последующему хранению на них.
Данным договором определена обязанность исполнителя обеспечить на обслуживаемой территории взаимодействие с территориальными подразделениями ГИБДД УМВД России по Мурманской области в соответствии с Порядком перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств, установленных исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения (пункт 2.3.3).
Из дела видно, что 15 ноября 2018 г. в 01.12 часов около <адрес> в <адрес> Корепов Илья Алексеевич, *.*.* г.р., управлял автомобилем «№», государственный регистрационный знак №, не имея права управления транспортным средством.
15 ноября 2018 г. в 01.15 часов Корепов И.А. был отстранен от управления транспортным средством сотрудником ИОПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Мурманской области, в 01.25 часов в отношении Корепова И.А., совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении <адрес>.
15 ноября 2018 г. в 02.20 часов составлен протокол <адрес> о задержании транспортного средства, из содержания которого следует, что транспортное средство, которым управлял Корепов И.А., передано сотрудником ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Мурманской области ООО «Спецстоянка» для транспортировки и помещения на специализированную стоянку, расположенную по адресу: <адрес>. Копия протокола о задержании транспортного средства вручена Корепову И.А., что подтверждается его собственноручной подписью в протоколе.
Из представленных суду акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку следует, что транспортное средство фактически передано истцу 15.11.2018 в 02.20 часов.
Согласно сведениям ОГИБДД УМВД России по Мурманской области автомобиль «№», государственный регистрационный знак №, с 19.09.2023 имеет статус «прекращение регистрации» по заявлению владельца транспортного средства Б.Р.И.
Исходя из совокупности применения приведенного гражданского и административного законодательства, обязанность по возмещению расходов за перемещение и хранение задержанного транспортного средства возложена на лицо, совершившее административное правонарушение.
В данном случае, хранение транспортного средства на специализированной стоянке до устранения причины задержания, относится к мерам обеспечения в связи с производством по делу об административном правонарушении. Тем самым, задержание транспортного средства представляет собой не только совокупность действий лишь по его перемещению и помещению на хранение, но и все действия, совершаемые с транспортным средством вплоть до устранения причины его задержания, включая хранение.
Постановлением врио заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Мурманску № от *.*.* Корепов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Поскольку лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства является ответчик Корепов И.А., он в силу части 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязан возместить расходы на хранение задержанного транспортного средства, понесенные истцом.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу, что истец вправе требовать возмещения расходов за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянки с ответчика.
Истцом произведен расчет подлежащей взысканию с ответчика денежной суммы, которая составила 152 256 рублей, из расчета стоимости услуг по хранению транспортного средства в течение 1 464 часов за период с 02.20 часов *.*.* по *.*.* по 02.20 часов.
*.*.* ответчику направлена претензия о наличии вышеуказанной задолженности и необходимости оплаты оказанных услуг по хранению задержанного транспортного средства, которая оставлена ответчиком без внимания.
Определяя размер расходов за хранение транспортного средства, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 28.05.2018 № 18/1 «Об установлении тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств», плата за хранение задержанных транспортных средств - 104,0 рубля в час за 1 транспортное средство.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Мурманской области от 09.06.2012 № 1485-01-ЗМО «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств и о внесении изменения в Закон Мурманской области «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» (принят Мурманской областной Думой 30.05.2012), срок хранения задержанного транспортного средства исчисляется с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение задержанного транспортного средства взимается за все время его нахождения на специализированной стоянке.
При этом, взыскиваемая плата, в соответствии с постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 10.04.2020 № 16/1 «Об установлении предельной максимальной платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку на территории Мурманской области», не может превышать суммы за хранение транспортного средства на специализированной стоянке в течение двух месяцев.
С учетом того, что транспортное средство «№», государственный регистрационный знак №, которым ответчик управлял в момент совершения указанного административного правонарушения, помещено на специализированную стоянку в 02.20 часа 15.11.2018 и продолжает находиться на хранении, размер платы за хранение транспортного средства составляет 152 256 рублей (104 рубля х 1 464 часа).
Оснований для уменьшения указанной платы за перемещение и хранение задержанного транспортного средства законом не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 245 рублей 12 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Спецстоянка» к Корепову Илье Алексеевичу о взыскании задолженности по оплате услуг за перемещение и хранение задержанного транспортного средства - удовлетворить.
Взыскать с Корепова Ильи Алексеевича, *.*.* года рождения, уроженца <адрес>, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спецстоянка» (№) задолженность по оплате услуг за хранение задержанного транспортного средства в сумме 152 256 рублей.
Взыскать с Корепова Ильи Алексеевича, *.*.* года рождения, уроженца <адрес>, в доход бюджета Печенгского муниципального округа Мурманской области государственную пошлину в размере 4 245 рублей 12 копеек.
Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.Г. Попов