Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1416/2024 ~ М-920/2024 от 07.05.2024

Дело № 2- 1416/2024

УИД 21RS0022-01-2023-002680-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2024 года                                                                г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Царевой Е.Е.

при секретаре судебного заседания Николаевой И.С.,

с участием помощника прокурора г. Новочебоксарска Михайловой Д.А.,

представителя ответчика - МЧС России - Крыловой Е.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2023,

представителя третьего лица ФГБУ «14 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Чувашской Республике (договорная)» - Димитриева Г.В., действующего на основании доверенности от 02.10.2023,

представителя третьего лица - ПАО «РусГидро» - Семенова С.А., действующего на основании доверенности от 05.02.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочебоксарска Гришина В.А. в интересах работников ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о взыскании в порядке субсидиарной ответственности выходного пособия, денежной компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Новочебоксарска Чувашской Республики, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, в интересах работников ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности выходного пособия, денежной компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики проведен анализ соблюдения трудового законодательства Федеральным государственным бюджетным учреждением «14 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Чувашской Республике (договорная)» (далее - ПЧ-14, Учреждение) в целях принятия мер по защите трудовых прав работников ПЧ - 14. 31.07.2023 старшим следователем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике в отношении неустановленных должностных лиц из числа руководителей МЧС России возбуждено уголовное дело №12302970009000059 по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ. Следствием установлено, что неустановленные должностные лица МЧС России, зная о предстоящей ликвидации ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» и недостаточности собственных средств ПЧ-14 для полного расчета с работниками, своевременно не приняли меры по финансированию связанных с этим мероприятием, допустив невыплату выходных пособий 32 работникам пожарной части, в связи с чем в настоящее время задолженность по выплате им выходных пособий составляет 971 037 рублей 50 копеек. В отношении 25 бывших работников ПЧ-14 имеются вступившие в законную силу судебные акты о взыскании с ПЧ-14 задолженности по выплатам в рамках трудового законодательства. В отношении 4-х уволенных работников ПЧ-14 (Макова А.И., Шашкарова Г.А., Олаева Д.М., Пискунова С.Ю.) Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике (далее - ГИТ ЧР) вынесены решения о принудительном исполнении обязанности по выплате выходных пособий. Двое работников (Мороз И.Н. и Крылов С.В.) отказались от исковых требований о взыскании задолженности по выплате выходного пособия в размере 11182,54 руб. и 18823,79 коп., судом вынесены соответствующие определения. Согласно предписания ГИТ в ЧР №21/7-607-21-ОБ/12-2172-И/47-247 от 29.04.2021, внесенного в адрес руководителя ликвидационной комиссии ПЧ-14, необходимо было устранить нарушения трудового законодательства и погасить задолженность по выплате выходного пособия, причитающегося 32 работникам ПЧ-14 при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, а также начислить и выплатить указанным работникам проценты (денежную компенсацию, причитающуюся им при нарушении работодателем сроков выплат при увольнении) в срок до 21.05.2021.

Определением суда от 07.05.2024 выделены в отдельные производства исковые требования в отношении 29 бывших работников ПЧ 14, в отношении 2 бывших работников ПЧ-14 (Мороз И.Н., Крылов С.В.), а также выделены в отдельное производство исковые требования в отношении Васильева М.П. не заявляющего изначально требований непосредственно к ПЧ-14.

Исходя из уточнения 08.05.2024 исковых требований, прокурор просит взыскать в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу бывшего работника Васильева М.П. выходное пособие в размере 25405,16 руб., денежную компенсацию за нарушение срока выплаты выходного пособия за период с 23.03.2021 по 11.07.2024 в сумме 20902,52 руб. (расчет представлен прокурором 11.07.2024) и далее с 12.07.2024 в порядке ст.236 ТК РФ в размере одной сто пятидесятой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченной в срок суммы выходного пособия за каждый день просрочки по день фактического расчета включительно.

В судебном заседании помощник прокурора Михайлова Д.А. поддержала исковые требования в уточненном виде с представленным расчетом суммы денежной компенсации по состоянии на 11.07.2024 в полном объеме, просила удовлетворить.

Бывший работник ПЧ -14 - Васильев М.П., извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, в представленном прокуратурой заявлении от 22.09.2023 просил рассмотреть исковое заявление без его участия (л.д.24).

Представитель ответчика - МЧС России Крылова Е.А., возражала против удовлетворения исковых требования, считая, что Васильевым М.П. пропущен срок обращения в суд за защитой трудовых прав, поскольку непосредственно к ФГБУ «14 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Чувашской Республике (договорная)» с рассматриваемыми требованиями он не обращался, в порядке применения субсидиарной ответственности к ответчику прокурор обратился только в сентябре 2023г., т.е. после значительного истечения 1 года установленного законодательством для обращения работника в суд за взысканием заработной платы и иных выплат.

Представитель третьего лица ФГБУ «14 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Чувашской Республике (договорная)» - Димитриев Г.В., разрешение исковых требований оставил на усмотрения суда, дополнительно пояснив, что в целях взыскания сумм выходного пособия Васильев М.П. ни в суд, ни в Государственную инспекцию труда по Чувашской Республике для вынесения ей соответствующего решения не обращался. Также Васильев М.П. не обращался ни в само Учреждение, ни в ликвидационную комиссию ПЧ-14.

Представитель третьего лица ПАО «РусГидро» - Семенов С.А. возражал против удовлетворения исковых требований пояснив, что институт субсидиарной ответственности не может быть применен, если работник не обращался с рассматриваемым требованием к основному должнику.

Третьи лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Государственная инспекция труда в Чувашской Республике, Председатель ликвидационной комиссии ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» Струженков Алексей Николаевич, Главное управление МЧС России по Чувашской Республике, Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Филиал Публичного акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания-РусГидро» - «Чебоксарская ГЭС», Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Новочебоксарский ГОСП УФССП России по Чувашской Республике г. Новочебоксарск, Межрайонной отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, УФССП России по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В материалы дела прокуратурой г. Новочебоксарск представлено заявление бывшего работника ПЧ-14 Васильева М.П., адресованное прокурору г. Новочебоксарск Чувашской Республики, с просьбой оказать содействие по взысканию задолженности по заработной плате ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» перед ним, образовавшейся в связи с ликвидацией учреждения и денежной компенсации за нарушение срока ее выплаты в порядке субсидиарной ответственности с МЧС России в судебном порядке (л.д.60).

Согласно приказу МЧС России от 28.12.2020 № 1012 «О ликвидации федерального государственного бюджетного учреждения «14 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Чувашской Республике (договорная)» и внесении изменений в приложение № 1 к приказу МЧС России от 06.11.2018 № 490» до 01.04.2021 приказано ликвидировать ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)».

Названным приказом утвержден состав ликвидационной комиссии.

Приказом МЧС России от 12.03.2021 № 129 в приложение № 1 к приказу МЧС России № 1012 от 28.12.2020 внесены изменения, руководителем ликвидационной комиссии назначен Струженков А.Н. (первый заместитель начальник Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии).

Решениями Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики в отношении 25 работников с Учреждения взысканы суммы выходного пособия (среднего месячного заработка), денежной компенсации за нарушение сроков выплаты выходного пособия (среднего месячного заработка), компенсации морального вреда.

Решения Новочебоксарского суда Чувашской республики вступили в законную силу.

Васильев М.П. за судебной защитой о взыскании суммы выходного пособия и денежной компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия к ПЧ-14 не обращался.

29.04.2021 Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республики вынесено предписание руководителю ликвидационной комиссии ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» Струженкову А.Н. № 21/7-607-21-ОБ/12-2172-И/47-247 (л.д.18).

В предписание должностное лицо обязывает руководителя ликвидационной комиссии устранить нарушения трудового законодательства и во исполнение статей 140, 178 ТрК РФ погасить задолженность по выплате выходного пособия, причитающегося 32 работникам ПЧ-14 при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации на общую сумму - 1070792,58 руб., в том числе Васильеву М.П. на сумму 25405,16 РУБ.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В силу ст. 360.1 ТК РФ решение о принудительном исполнении от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном настоящим Кодексом, принимается государственным инспектором труда по истечении срока, установленного предписанием государственного инспектора труда, указанным в части первой настоящей статьи, при отсутствии сведений о его исполнении не позднее одного месяца после истечения указанного срока или не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания в случае его обжалования в суд.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, и в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения направляется государственным инспектором труда по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который имеет право в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суд.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа, подписанного государственным инспектором труда усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направляется на исполнение в органы принудительного исполнения.

Согласно п.5.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются, в том числе и решения государственных инспекторов труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Васильев М.П. в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республики с заявлением о принудительном исполнении обязанности работодателя (ПЧ-14) по выплате суммы выходного пособия и денежной компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия не обращался.

Решение Государственной инспекции труда в Чувашской Республики о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых правоотношений в отношении Васильева М.П. не выносилось.

Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике решения о принудительном исполнении обязанности по выплате выходных пособий были вынесены в отношении иных 4-х уволенных работников ПЧ-14.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Васильев М.П. не обращался ни в само Учреждение, ни в ликвидационную комиссию ПЧ-14 с заявлением о выплате выходного пособия (Сведения по бывшим работникам ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)», представленные представителем ПЧ-14 в табличном варианте).

В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение не начисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

05.12.2018 приказом МЧС России № 574 утвержден Устав федерального государственного бюджетного учреждения «14 пожарная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Чувашской Республике (договорная)».

Согласно п.1.2 Устава учредителем Учреждения является Российская Федерация.

Полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России)(п.1.3 Устава).

Полномочия собственника федерального имущества в установленном порядке осуществляет МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п.1.3 Устава).

Учреждение является некоммерческой организацией в форме федерального бюджетного учреждения. Учреждение находится в ведении МЧС России (п.1.4 Устава).

В соответствии с п. 4.2 Устава Учреждение возглавляет начальник. Назначение и освобождение от занимаемой должности начальника Учреждения осуществляется в установленном МЧС России порядке.

Согласно п. 4.5 Устава структура и штатное расписание Учреждения утверждается в порядке, определенном МЧС России.

В соответствии с п.3.1 Устава для осуществления своей деятельности за Учреждением, в порядке, установленном законодательством, может закрепляться федеральное имущество на праве оперативного управления.

По условиям п.п.6.7, 6.8 Устава ликвидация Учреждения считается завершенной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При ликвидации Учреждения увольняемым работникам Учреждения гарантируется соблюдение их законных прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" виды деятельности в области пожарной безопасности могут осуществляться договорными подразделениями федеральной противопожарной службы исключительно на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1,2 Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 989 выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников.

Согласно пп.9 п.3 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

В соответствии с пп. 3 п. 5 названного Положения основными задачами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы является: осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах.

12.12.2019 между ПЧ-14 (Исполнитель) и ПАО «РусГидро» (Заказчик) заключен Договор № 1350-09-12-2019 на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности по охране имущества организаций от пожаров, предоставляемых договорным подразделением ФПС.

По условиям п.1.1 Договора Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги в области пожарной безопасности по охране от пожаров имущества Заказчика, расположенного на объектах филиала ПАО «РусГидро»-«Чебоксарская ГЭС», находящегося по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Набережная, д.34, и провести при необходимости аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные услуги и выполненные работы.

Согласно п.1.6 Договора Штатная численность личного состава договорного подразделения ФПС ГПС может быть изменена приказом МЧС России с последующим заключением дополнительного соглашения к Договору. Содержание штатной численности осуществляется Исполнителем за счет средств федерального бюджета на условиях возмещения Заказчиком данных затрат вы доход федерального бюджета в пределах сметы.

По условиям п.1.7 Договора финансовое обеспечение деятельности договорного подразделения ФПС ГПС осуществляется за счет средств федерального бюджета на условиях возмещения Заказчиком в полном объеме данных затрат в доход федерального бюджета в виде платы за оказание услуг.

Общая стоимость услуг и работ, предоставляемых Исполнителем по Договору, является суммой возмещения затрат федерального бюджета на содержание Исполнителя (п.3.1. Договора).

Оплата услуг и работ по Договору (за календарный месяц) производится Заказчиком ежемесячно авансовыми платежами: за январь - до 15 января, за остальные месяцы года - до 25 числа месяца, предшествующего месяцу, в соответствие с Графиком платежей (Приложение № 9 к настоящему Договору). Оплата стоимости услуг и работ по Договору производится Заказчиком при условии выставления Исполнителем счета на оплату, перечислением денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 7 Договора (п.3.4. Договора).

В приложении № 4 к Договору отражена Смета расходов на 2020 г. на штатную численность 53 человека.

В п.п. 1.8., 1.9. Договора перечислено имущество, предоставляемое Заказчиком Исполнителю для выполнения возложенных на него задач.

По условиям п.5.1 Договора период оказания услуг и выполнения работ по Договору - с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Условия настоящего Договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 1 января 2020г.

Согласно Акту приема - передачи переданного имущества от 31.12.2020 ПЧ-14 возвратила филиалу ПАО «РусГидро»-«Чебоксарская ГЭС» переданное по Договору имущество.

В п.1 названного Акта указано, что в связи с истечением срока действия договора, указанного в п.5.1 Договора, Исполнитель возвращает переданное во временное пользование имущество в соответствии с Приложениями № 2 и № 2.1 к Договору от 12.12.2019 № № 1350-09-12-2019.

Согласно письму руководителя ликвидационной комиссии ПЧ-14 от 25.12.2023 Струженкова А.Н. имущества (движимого и недвижимого), закрепленного на праве (оперативного управления, хозяйственного ведения и др.) за ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» не имеется.

Согласно п.3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В силу п.5 ст.123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Оценивая вышеприведенные положения законодательства, суд отмечает, что рассматриваемые правоотношения вытекают из трудовых отношений, регламентированных трудовым законодательством.

В силу ст. 178 при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства (части вторая и третья настоящей статьи) и (или) выплата единовременной компенсации (часть пятая настоящей статьи) в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пп. «а» п.1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

В ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определен порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В пп. «а» п. 5 названной статьи указано, что предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае: невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).

В силу п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Как было указано ранее, согласно уставу учредителем Учреждения является Российская Федерация.

В соответствии с пп.2, 10, 11 п.9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в пределах своей компетенции:

- создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;

- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, принадлежащего территориальным органам МЧС России и организациям, находящимся в ведении МЧС России;

- является главным распорядителем средств федерального бюджета.

С учетом приведенного прокуратура г. Новочебоксарск Чувашской Республики, действуя в интересах работников ПЧ-14, обоснованно обратилась с требованием к МЧС России, осуществляющему полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения.

Из материалов дела следует, что Васильев М.П. был принят в ПЧ-14 водителем автомобиля на основании приказа от 05.06.2017 № 7-К (л.д.51).

С ним заключен трудовой договор № 2-2017 от 05.06.2017 на определенный срок - на период действия договора от 09.01.2017 № ЧБ-0206-2016 (л.д.52).

К названному трудовому договору заключались дополнительные соглашения, в том числе о повышении должностного оклада (л.д.54-58).

Согласно приказу МЧС России от 11.03.2021 № 4-К Васильев М.П. был уволен в связи с ликвидацией организации по п.1 части первой ст. 81 ТК РФ 22.03.2021 (л.д.15).

Как было отмечено ранее, Васильев М.П. за взысканием суммы выходного пособия ни в суд, ни в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике не обращался. В само учреждение, в том числе в ликвидационную комиссию учреждения заявление о выплате суммы выходного пособия, денежной компенсации за задержку его выплаты, также не писал.

Из приведенных обстоятельств следует, что Васильев М.П. до предъявления прокурором рассматриваемого искового заявления в суд к основному должнику (ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)») не обращался.

В силу п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) Верховный Суд Российской Федерации отметил: в соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ субсидиарной ответственностью является ответственность, которую лицо несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.

Положениями данной нормы права не предусматривается возможность возложения солидарной ответственности на основного и субсидиарного должников.

Требование к лицу, несущему субсидиарную ответственность, может быть предъявлено, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

Поскольку требование о выплате суммы выходного пособия и денежной компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия Васильевым М.П. в адрес Учреждения (ликвидационной комиссии) не заявлялось, то в силу положений действующего законодательства, субсидиарный порядок к ответчику, который несет ответственность дополнительно к ответственности ПЧ-14, применен быть не может.

Также суд считает обоснованным довод представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд по рассматриваемому делу.

В силу ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Последний рабочий день Васильева М.П. - 22.03.2021г.(дата увольнения).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных чч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).

Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Ответчиком о пропуске срока обращения в суд, как было ранее отмечено, заявлено в письменной форме.

В соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

С Васильевым М.П. трудовые отношения прекращены Учреждением 22.03.2021.

С настоящим иском прокурор обратился в суд 29 сентября 2023г., то есть более чем через два с половиной года.

В адрес Васильева М.П. судом был направлен запрос с просьбой предоставить доказательства, содержащие уважительность причин необращения за взысканием сумм выходного пособия с марта 2021 по август 2023. (л.д.48).

Запрос оставлен без ответа.

С учетом приведенных обстоятельств, исковые требования прокурора о взыскании в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу бывшего работника Васильева М.П. выходного пособия в размере 25405,16 руб., денежной компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия за период с 23.03.2021 по 11.07.2024 в сумме 20902,52 руб. (расчет представлен прокурором 11.07.2024) и далее с 12.07.2024 в порядке ст.236 ТК РФ в размере одной сто пятидесятой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченной в срок суммы выходного пособия за каждый день просрочки по день фактического расчета включительно, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики, действующего в интересах работников ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)», о взыскании в субсидиарном порядке с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу бывшего работника ФГБУ «14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике (договорная)» Васильева М.П. выходного пособия в размере 25405,16 руб., денежной компенсации за нарушение срока выплаты выходного пособия за период с 23.03.2021 по 11.07.2024 в сумме 20902,52 руб. и далее с 12.07.2024 в порядке ст.236 ТК РФ в размере одной сто пятидесятой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченной в срок суммы выходного пособия за каждый день просрочки по день фактического расчета включительно, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                               Е.Е. Царева

Мотивированное решение составлено 18.07.2024.

2-1416/2024 ~ М-920/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соловьев Николай Леонидович
Сергеев Владимир Николаевич
Антонов Валерий Николаевич
Горбушин Дмитрий Иванович
Олаев Дмитрий Михайлович
Мороз Игорь Николаевич
Маков Алексей Васильевич
Григорьев Игорь Виссарионович
Казаков Сергей Михайлович
Ильин Евгений Иванович
Крылов Сергей Владимирович
Кирина Ольга Александровна
Григорьева Лариса Львовна
Семенов Владимир Геннадьевич
Платонова Анна Михайловна
Александров Виталий Павлович
Батраков Юрий Германович
Афандеркин Антон Петрович
Ермаков Андрей Леонидович
Давыдов Игорь Николаевич
Николаева Марина Станиславовна
Константинов Андрей Павлович
Пискунов Сергей Юрьевич
Киричко Михаил Александрович
Буралкина Анна Ростиславна
Алдушин Валерий Геннадьевич
Шашкаров Геннадий Анисимович
Бабушкин Юрий Александрович
Прокурор г. Новочебоксарск
Комиссарова Олеся Юрьевна
Васильев Михаил Петрович
Соловьев Григорий Иосифович
Соснин Денис Андреевич
Ответчики
Российская Федерация в лице Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Государственная инспекция труда в Чувашской Республике
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Ликвидационная комиссия ФГБУ "14 ПЧ ФПС ГПС по Чувашской Республике"
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
Судья
Царева Е.Е.
Дело на странице суда
novocheboksarsky--chv.sudrf.ru
07.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2024Передача материалов судье
07.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее