Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-368/2024 ~ М-281/2024 от 08.05.2024

    55RS0016-01-2024-000388-41

    Дело № 2-368/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Баёвой А.С.,

с участием помощника прокурора Кормиловского района Омской области Егорова А.А., прокурора Кормиловского района Омской области Сухоносова А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании 17 июня 2024 года в р.п. Кормиловка Омской области гражданское дело по исковому заявлению Яровой Надежды Ивановны к Яровому Александру Григорьевичу о признании утратившим право на выплаты и пособия в связи с гибелью военнослужащего,

УСТАНОВИЛ:

Яровая Н.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Яровому Александру Григорьевичу о признании утратившим право на выплаты и пособия в связи с гибелью военнослужащего, указав в обоснование иска, что она до настоящего времени состоит в зарегистрированном браке с Яровым А.Г. От совместного брака с ответчиком имеет двоих сыновей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. После рождения детей семейная жизнь с ответчиком не сложилась. Ответчик оставил ее с детьми и ушел. Воспитанием, образованием и содержанием детей занималась истец. Присужденные судебным приказом Кормиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Ярового А.Г. в пользу Яровой Н.И. на содержание несовершеннолетних детей алименты, ответчик фактически не выплачивал. В связи с чем, приговором мирового судьи судебного участка в Кормиловском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу Яровой А.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). Кроме того, ответчик проживал с детьми в одной деревне и вообще не интересовался их жизнью и здоровьем, учебой, их досугом. Никогда с детьми не общался, делал вид, что их не знает. Никогда не поздравлял с днем рождения, иными праздниками. Не знает значимых дат в их жизни. Проживал в одном населенном пункте как абсолютно чужой человек. Вел и ведет антисоциальный образ жизни, злоупотребляет алкоголем. 24.02.2024г. при прохождении военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики в <адрес> погиб совместный с ответчиком сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. При сборе документов для получения предусмотренных законодательством выплат в связи со смертью сына, Яровая Н.И. узнала о намерении ответчика написать заявление на получение части выплат. Истец считает, что в связи уклонением ответчика от воспитания, образования, содержания совместного сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., погибшего ДД.ММ.ГГГГ, он не имеет права на выплаты и пособия в связи с его гибелью. Просила признать Ярового Александра Григорьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., утратившим право на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; страховой суммы, предусмотренной п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"; выплаты единовременного пособия, установленного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; единовременной денежной выплаты, предусмотренной Указом Губернатора Омской <адрес> от 11.04.2022г. «О дополнительной мере социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, лиц, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции».

    Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

    Представитель истца Перевалкина Г.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

    Ответчик Яровой А.Г. в судебном заседании пояснил, что длительный период времени проживает отдельно. Детям помимо выплаты алиментов иной материальной помощи не оказывал, подарки не передавал. Ранее привлекался к ответственности по статье 157 УК РФ так как были периоды когда он не работал и не выплачивал алименты. С детьми общение не поддерживал, не посещал детское дошкольное учреждение и школу, так как много работал и не имел времени интересоваться жизнью детей. В настоящее время ему на счет поступили денежные средства в размере 2000 0000 рублей, которые он согласен передать истцу.

    Представитель АО "СОГАЗ" ФИО10 в судебное заседание не явился, направил отзыв в котором ходатайствовал о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя, принятие решения по данному исковому заявлению оставил на усмотрение суда.

    Представитель Военного комиссариата г. Калачинска, Калачинского, Кормиловского и Оконешниковского районов Омской области ФИО11 в судебное заседание не явился, направил отзыв в котором ходатайствовал о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствие представителя, принятие решения по данному исковому заявлению оставил на усмотрение суда.

    Представитель Филиала бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Калачинского района Омской области" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кормиловского района Омской области» ФИО12, в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ было принято распоряжение о назначении меры социальной поддержки № Яровому А.Г. в размере 500000,00 руб. Платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Министерство финансов Омской области (Министерство труда и социального развития Омской области). в связи с поступившим в МФЦ ДД.ММ.ГГГГ определением Кормиловского районного суда Омской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ платежное поручение Министерством труда и социального развития Омской области было отклонено ДД.ММ.ГГГГ и выплата Яровому А.Г. приостановлена.

    Представитель Министерства труда и социального развития Омской области ФИО13 в судебном заседании поддержала доводы изложенные в письменном отзыве, в котором указано, что исковые требования подлежат удовлетворению при предоставлении доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые истец ссылается как на основания своих требований. Просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.

    Третьи лица, Министерство обороны РФ, Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда по Омской области РФ в судебное заседание не явились, причины неявки не известны, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

    Свидетель ФИО14 суду пояснил, что является родным братом истца. Яровая Н.И. Яровой А.Г. прожили вместе до ДД.ММ.ГГГГ года. Когда они жили вместе Яровой А.Г. плохо справлялся с содержанием семьи, буквально не было продуктов питания, дрова были сырые, в связи с чем печь сильно дымила. Все заработанные деньги Яровой А.Г. тратил на приобретение чая и таблеток. После того, как Яровой А.Г. ушел из семьи он перестал общаться с детьми и помогать им. Не смотря на то, что он часто навещал сестру и племянников он не разу за многие годы не видел Ярового А.Г., несмотря на то, что последний проживает в этом же населенном пункте. На похоронах Яровой А.Г. подходил к детям, родственникам и предлагал поделить выплаты, назначаемые в связи со смертью военнослужащего.

    Свидетель ФИО15 суду пояснила, что была воспитателем ФИО3 Ребенок начал посещать детский сад с 1,5 лет. В детский сад его приводила и забирала мама. Ярового А.Г. она не видела ни разу за все время пока ребенок ходил в сад. Когда они готовили подарки для пап на ДД.ММ.ГГГГ, то ФИО6 сказал, что отца у него нет.

    Свидетель ФИО16 суду пояснила, что являлась учителем ФИО3 в период с 1 по 4 класс. За период обучения ребенка она ни разу не видела Ярового А.Г., все вопросы воспитания, обучения, оказания помощи школе решала мать Яровая Н.И. Как жителю села ей известно, что детей воспитывала мать одна, жили бедно и трудно. Яровая Н.И. все время работала, но ей сложно было обеспечить троих детей, поэтому учителя помогали и в столовой и одеждой. О том, что Яровой А.Г. отец ФИО6 она узнала на кладбище.

    Свидетель ФИО2 суду пояснил, что отец участия в их воспитании и содержании не принимал. Яровой А.Г. не дарил подарки, не поздравлял с днем рождения, не проводил с ними досуг. Все вопросы образования, воспитания и содержания решала Яровая Н.И., помощь ей оказывал дядя ФИО17, который привозил подарки, сладости, помогал по хозяйству, выполняя мужскую работу.

На основании ст. ст. 167 ГПК РФ для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

    Выслушав истца, представителя истца, ответчика, представителей Министерства труда и социального развития и Филиала бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Калачинского района Омской области" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кормиловского района Омской области», помощника прокурора, полагавшего возможным удовлетворение исковых требований, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации (далее – КРФ) и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 КРФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (п. 1 ст. 61 СК РФ).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй п. 1 ст. 63 СК РФ).

Согласно абзацу второму ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28.03.1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998г. № 52-ФЗ).

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ).

В ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ).

Так, согласно абзацу второму п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.

Федеральным законом от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ).

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ).

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Пунктом 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002г. -П, от 20.10.2010г. , от 17.05.2011г. -П, от 19.05.2014г. -П, от 17.07.2014г. -П, от 19.07.2016г. ).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8-10 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014г. -П, от 19.07.2016г. -П).

Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022г. установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022г. в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч. 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

Получение единовременных выплат, установленных данным Указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022г. ).

Также Указом Губернатора Омской области от 11.04.2022г. «О дополнительной мере социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, лиц, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции» установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, лиц, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции, погибших (умерших) в результате участия в специальной военной операции (далее соответственно - единовременная денежная выплата, участники специальной военной операции). Единовременная денежная выплата в размере 1 000 000 рублей в равных долях предоставляется членам семьи участника специальной военной операции, постоянно проживающим на территории Омской области на день гибели (смерти) участника специальной военной операции. При этом согласно пункту 2 Указа Губернатора Омской области от 11.04.2022г. к членам семьи участника специальной военной операции относятся родители (не лишённые родительских прав и не ограниченные в родительских правах).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28.03.1998г. №52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ, подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022г. , круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Исходя из анализа действующего законодательства, такой способ защиты нарушенного права как – лишение одного из родителей права на получение единовременной выплаты и страховой суммы в связи с гибелью (смертью) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы признается законным. Сам по себе факт не лишения отца ребенка родительских прав не препятствует заинтересованному лицу в реализации права на судебную защиту его прав и свобод согласно статье 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с свидетельством о заключении брака серии от ДД.ММ.ГГГГ Яровой А.Г. и Яровая Н.И. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16, 52)

Яровой А.Г. и Яровая Н.И. являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается повторным свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) и записью акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53).

Из копии лицевого счет квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: Омская <адрес>, зарегистрированы Яровая Н.И и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.22). Аналогичные сведения содержит справка Главы администрации Некрасовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).

Согласно справке, выданной военным комиссариатом <адрес>, Калачинского, Кормиловского и <адрес>ов Омской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 призван по мобилизации ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21). Кроме того, в материалы дела представлена учетная карточка ФИО3 (л.д.90) именной список граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации (л.д.91).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной военным комиссариатом <адрес>, Калачинского, Кормиловского и <адрес>ов Омской <адрес> следует, что военнослужащий рядовой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. проходивший военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, ДД.ММ.ГГГГ погиб при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. (л.д.36). Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), справкой о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), записью акта о смерти (л.д.54), извещением о смерти (л.д.91-оборот), докладными о смерти военнослужащего ФИО3 (л.д.92, 92-оборот).

В исковом заявлении истец указывает, что ответчик уклонялся от воспитания, образования, содержания совместного сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., погибшего ДД.ММ.ГГГГ

Из справок, выданных администрацией Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Яровой А.Г. зарегистрирован и проживает по адресу: Омская <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.24,74).

Согласно справке, выданной администрацией Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , Яровой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по адресу: Омская <адрес>, не зарегистрирован и не проживает более 10 лет (л.д.34).

В соответствии с информацией МБОУ «Некрасовская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ и ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельскими показаниями ФИО15 и ФИО16 Яровая Н.И, мать ФИО3, 1997 <данные изъяты> воспитывала сына одна, за период обучения ФИО6 в школе Яровая Н.И. поддерживала связь с учителями, посещала родительские собрания, следила за успехами ФИО6 в учебной деятельности. Отец в воспитании сына участия не принимал, успехами в школе не интересовался, связи с учителями в вопросах обучения и воспитания ФИО6 не поддерживал (л.д.35,76).

Из характеристики, выданной Главой Некрасовского сельского поселения Кормиловского муниципального района Омской <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , следует, что Яровой А.Г. проживает в д. Сосновка <адрес>, у сестры ФИО18 более 10 лет. За время проживания на территории поселения зарекомендовал себя с положительной стороны. жалоб со стороны соседей и жителей в отношении Ярового А.Г. в администрацию поселения не поступало (л.д.73). Аналогичная характеристика представлена старшим УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> (л.д.80).

ДД.ММ.ГГГГ приказом Кормиловского районного суда с Ярового А.Г. взысканы алименты в размере 1/3 части всех видов его заработка на содержание двух несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ Кормиловский районным судом Омской <адрес> вынесено определение о выдаче дубликата исполнительного листа судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании алиментов в размере 1/3 части всех видов его заработка на содержание двух несовершеннолетних детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

Судебным приставом – исполнителем УФССП по Омской <адрес> отдел ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о производстве удержаний из заработка должника Ярового А.Г. на основании исполнительного документа - судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, текущих алиментов в пользу Яровой Н.И. (л.д.29).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом –исполнителем УФССП по Омской <адрес> отдел вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника Ярового А.Г. на основании исполнительного документа - судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, текущих алиментов в пользу Яровой Н.И. (л.д.26).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом –исполнителем УФССП по Омской <адрес> отдел вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании исполнительного документа- судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, текущих алиментов в пользу Яровой Н.И., поскольку задолженность погашена в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем УФССП по Омской <адрес> отдел вынесено постановление о направлении исполнительного документа для исполнения по месту работы должника Ярового А.Г. в пользу Яровой Н.И. алиментов на содержание двоих несовершеннолетних детей (л.д.30).

Вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка в Кормиловском судебном районе Омской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Яровой А.Г. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужден за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, с назначением наказания в виде исправительных работ на срок 4 месяца с удержанием ежемесячно 5% заработка в доход государства.

Доказательств добровольного оказания систематической материальной помощи сыну ФИО3 после 2013 года ответчиком Яровым А.Г. в суд не представлено, как и не представлено доказательств выполнения обязанностей родителя или реализации прав на воспитание ребенка, участия в его содержании, в расходах на лечение, проявления иным способом заботы об обучении, здоровье ребенка в вышеуказанный период времени.

Таким образом, согласно нормативным положениям ст. 1, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 1, 2, 4, 5 Федерального закона N 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П, суд учитывает то, что при определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на выплаты в связи с его гибелью, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения таких выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ и в ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и возможности учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических семейных связей.

Суд, оценив установленные по делу обстоятельства с применением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", статей 61, 63, 69, 71, 87 Семейного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, приведенные в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав, исходит из того, что родители погибшего военнослужащего имеют право на получение мер социальной поддержки в равных долях, однако законом предусмотрена возможность лишения такого права родителя в случае уклонения (злостного уклонения) от выполнения им обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста. При разрешении данного дела такие обстоятельства виновного неисполнения Яровым А.Г. родительских обязанностей, в том числе по содержанию сына, способные повлечь для родителя установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав, судом установлены, в связи с чем суд приходит к выводу об утрате ответчиком Яровым А.Г. права на льготы и государственные пособия, выплаты, основанные на факте родства с ребенком ФИО3

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яровой Надежды Ивановны к Яровому Александру Григорьевичу о признании утратившим право на выплаты и пособия в связи с гибелью военнослужащего удовлетворить.

Признать Ярового Александра Григорьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., утратившим право на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; страховой суммы, предусмотренной п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации"; выплаты единовременного пособия, установленного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; единовременной денежной выплаты, предусмотренной Указом Губернатора Омской <адрес> от 11.04.2022г. «О дополнительной мере социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, лиц, поступивших в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции», в связи с гибелью сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения(военнослужащего), погибшего ДД.ММ.ГГГГ в ходе специальной военной операции.

Решение суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд Омской <адрес>.

Судья                                                           У.В. Бочарова

Мотивированное решение суда изготовлено 18 июня 2024 года

Судья                                                         У.В. Бочарова

2-368/2024 ~ М-281/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яровая Надежда Ивановна
Ответчики
Яровой Александр Григорьевич
Другие
Военный комиссариат г. Калачинска, Калачинского, Кормиловского и Оконешниковского районов Омской области
Министерство обороны РФ
Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда по Омской области РФ
Пекревалкина Галина Сергеевна
Министерство труда и социального развития Омской области
Прокуратура Кормиловского района Омской области
Филиал бюджетного учреждения Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Калачинского района Омской области" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кормиловс
АО "СОГАЗ"
Суд
Кормиловский районный суд Омской области
Судья
Бочарова Ульяна Владимировна
Дело на сайте суда
kormilovcourt--oms.sudrf.ru
08.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2024Передача материалов судье
08.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Подготовка дела (собеседование)
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее