Дело № 2-447/2024
УИД: 22RS0012-01-2024-000696-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Косых С.И.
при секретаре Белкиной С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.Т.Н., Е.Е.В. и Е.И.В. к администрации муниципального округа город Славгород Алтайского края о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Е.Т.Н., Е.Е.В. и Е.И.В. обратились в суд с названным иском, указав в обоснование своих требований, что они являются наследниками первой очереди к имуществу Е.В.Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истцы отразили, что наследодателю при жизни принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором была произведена реконструкция, однако Е.В.Г. при жизни не успел зарегистрировать право собственности на указанный объект.
Истцы обратились к нотариусу за заявлениями об оформлении наследственных прав и получили свидетельства о праве на наследство на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> при этом в отношении жилого дома по данному адресу нотариусом было вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, в связи с несоответствием площади дома в данных кадастрового учета и в ранее выданном свидетельстве о праве на наследство по закону.
Истцы отразили, что на осуществленную реконструкцию имелись разрешительные документы, в связи с чем просили суд: Признать в порядке наследования: за Е.Т.Н. право общей долевой собственности на 1\ 4 доли, за Е.И.В. на 1\4 доли и за Е.Е.В. на 1\2 в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 116,3 кв., расположенный по адресу: <адрес>.
Определением суда от 24 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет по имущественным отношениям администрации МО г. Славгород Алтайского края, а также Щ.Г.В.
Представители администрации МО г. Славгород и Комитета по имущественным отношениям администрации МО г. Славгород, а также третье лицо Щ.Г.В. в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании истцы и их представитель истцов поддержали доводы и требования иска.
Заслушав пояснения истцов, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. В силу ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ст. ст. 1153, 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом должностному лицу либо совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В силу ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст.219 ГК РФ).
Е.В.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127). При жизни указанному наследодателю принадлежали жилой дом (л.д.14) и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.15).
Однако, право собственности на указанный жилой дом не было зарегистрировано в установленном законом порядке, сведения о Е.В.Г. как правообладателе данного объекта в ЕГРН отсутствуют (л.д. 139-140).
По смыслу разъяснений, данных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из представленного суду наследственного дела следует, что наследниками, своевременно подавшим заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство Е.В.Г. являются: супруга – истица Е.Т.Н. (л.д. 83, 86), сын – истец Е.Е.В. (л.д. 82, 87), сын – истец Е.И.В. (л.д. 85, 88) и дочь - Щ.Г.В. (л.д. 84). В дальнейшем Щ.Г.В. отказалась от причитающейся ей доли в пользу Е.Е.В. (л.д. 89).
Сведений о принятии наследства иными лицами, по делу не имеется.
В судебном заседании установлено, что истицей Е.Т.Н. было получено свидетельство о праве на наследство по закону на 1/4 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 97 оборот).
Истцом Е.Е.В. получено свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 98).
Истцом Е.И.В. получено свидетельство о праве на наследство по закону на 1/4 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 98 оборот).
При этом в выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> нотариусом было отказано (л.д.104), поскольку по свидетельству о праве на наследство по закону от 09 июля 2009 года, Е.В.Г. принял наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 30,42 кв.м.
В дальнейшем, в результате реконструкции площадь жилого дома увеличилась и согласно технического плана составила 116,3 кв.м. (л.д. 28), о чем были внесены сведения в ЕГРН (л.д. 42). Однако, наследодатель Е.В.Г. при жизни не успел осуществить государственную регистрацию своего права собственности на реконструированный жилой дом.
Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что 29 августа 2018 года Е.В.Г. было получено разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома (л.д. 16-37). Таким образом, реконструкция жилого дома была осуществлена наследодателем на законных основаниях.
Как указано в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом. Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (абзац 1 пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указывалось ранее, земельный участок, на котором расположено спорное строение, в настоящее время находится в общей долевой собственности истцов (л.д. 137-140).
Поскольку истцы как наследники первой очереди приняли наследство, открывшееся после смерти Е.В.Г., земельный участок перешел в их собственность, при этом реконструкция жилого помещения была осуществлена на законных основаниях, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, суд считает, что иск Е.Т.Н., Е.Е.В. и Е.И.В. подлежит удовлетворению, а поэтому признает за истцами в порядке наследования право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (по 1\4 за Е.Т.Н. и Е.И.В. и 1\2 доли за Е.Е.В.)
Относительно имеющейся в ЕГРН записи о принятии указанного жилого дома как бесхозяйного объект недвижимости с 29.11.2023, на основании заявления Комитета по имущественным отношениям администрации г.Славгорода (л.д.139-оборт), суд отмечает, что в соответствии с пунктом 19 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", установленным Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086, независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, собственник этого имущества, от прав на который он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение в соответствии с требованиями, установленными пунктом 8 настоящего Порядка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Е.Т.Н., Е.Е.В. и Е.И.В. удовлетворить.
Признать за Е.Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
Признать за Е.И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, право собственности на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №;
Признать за Е.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт №, право собственности на 1\2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий: С.И. Косых