К делу № 11-99/20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2020 года город Краснодар
Первомайский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего Фоменко Е. Г., при секретаре Гуляевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи судебного участка № 62 Центрального внутригородского округа города Краснодара от 28.01.2020 по делу по иску Морозова В. П. к министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Решением мирового судьи судебного участка № 62 Центрального внутригородского округа города Краснодара от 28.01.2020 исковые требования Морозова В. П. к министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании убытков удовлетворены в части. Мировой судья постановил взыскать с министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Морозова В. П. убытки в размере 11311 рублей 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 16311 рублей 60 копеек. Решение мирового судьи в апелляционном порядке обжаловано ответчиком. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что ответчиком с целью проведения процедуры закупки лекарственного препарата «Ривароксабан», закупаемого за счет средств федерального бюджета, 26 ноября и 7 декабря 2018 года информация о закупке включена в план- график, сформированы заявки на определение поставщика путем проведения электронных аукционов, которые состоялись 17 и 18 января 2019 года. По итогам электронных аукционов 7 и 8 февраля 2019 года были заключены государственные контракты на поставку лекарственного препарата «Ривароксабан». Поставка препарата на склад в соответствии с условиями государственных контрактов осуществлена в первой декаде февраля 2019 года в полном объеме. Дополнительно министерством закупался лекарственный препарат «Ривароксабан» для обеспечения граждан в рамках федеральной льготы, контракт был заключен 19 августа 2019 года. Кроме того, с целью проведения процедуры закупки лекарственного препарата «Ривароксабан», закупаемого за счет средств территориального бюджета, 13 февраля 2019 года информация о закупке включена в план-график, сформированы заявки на определение поставщика путем проведения электронных аукционов, которые были назначены на 14 и 18 марта 2019 года. Аукцион, назначенный на 14 марта 2019, не состоялся, повторно был размещен, и состоялся 15 апреля 2019 года.
По данным лицевого счета за истекший период 2019 года истцу отпущены лекарственные препараты по тридцати семи льготным рецептам на сумму 28 308 рублей 68 копеек за счет средств федерального и краевого бюджетов, в том числе препарат «Ривароксабан» под торговым наименованием «Ксарелто» в количестве семи упаковок, последний отпуск осуществлен 5 декабря 2019 года.
На момент нахождения рецептов на отсроченном обеспечении, врачом- кардиологом истцу неоднократно разъяснялся порядок льготного лекарственного обеспечения, в том числе возможность синонимической замены препаратов в рамках одного МНН и которые имелись в наличии в аптечной организации. Предлагалось обеспечение рекомендованными препаратами, а также аналогами вышеуказанного препарата, однако истец категорически отказывался, ссылаясь на возникновение побочных явлений, настаивал на обеспечении исключительно препаратом «Ксарелто». Ввиду изложенного, министерство полагает, что доводы истца о нарушении его прав на получение льготного лекарственного препарата являются необоснованными.
Кроме того, относительно взысканной компенсации морального вреда отмечено, что судом не дана оценка степени нравственных и физических страданий, понесенных истцом. Согласно медицинскому заключению врача-кардиолога ГБУЗ «НИИ Краевая клиническая больница № 1 им. профессора С.В. Очаповского» Морозову В.П. рекомендован к приему препарат «Ривароксабан» в целях профилактики, в связи с чем, не своевременное обеспечение указанным препаратом истца не несло угрозу жизни и здоровью истца и не могло способствовать развитию душевных и нравственных страданий.
В связи с изложенным, представитель ответчика просит решение мирового судьи отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание 29.04.2020 Морозов В.П. не явился, о дне, времени и месте слушания извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика - министерства здравоохранения Краснодарского края не явился, о дне, времени и месте слушания извещен надлежащим образом, никаких заявлений или ходатайств не представил.
Вследствие чего, суд полагает возможным рассмотреть судебное заседание в отсутствие не явившихся участников, учитывая их надлежащее извещение, в связи с безотлагательным характером требований, как связанных с защитой права гражданина на охрану его здоровья.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 названного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанные основания для отмены или изменения решения мирового судьи установлены не были.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Морозов В.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом 3 группы (заболевание получено в период военной службы), и входит в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
Согласно врачебному заключению от 21.07.2017 врачом-кардиологом ГБУЗ «НИИ - Краевая клиническая больница №1 им. профессора С.В. Очаповского» М3 КК Морозову В.П. рекомендован к приему препарат «Ривароксабан» длительно, для профилактики тромбоэмболии.
Мировым судьей было установлено, что лекарственный препарат «Ривароксабан» Морозов В.П. получал не регулярно. Так в аптеке ему не выдали «Ривароксабан» по льготному рецепту в декабре 2018 года; в январе, феврале, марте, июле, августе, сентябре 2109 года.
Из приложенных кассовых чеков от 28.12.2018, 17.01.2019, 31.01.2019, 25.02.2019, 14.02.2019, 18.10.2019, 06.10.2019, 12.09.2019, 22.09.2019 следует, что истец приобретал лекарственный препарат «Ксарелто» в аптеках, за счет собственных средств, потратив на покупку лекарства 11 311 рублей 60 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из пунктов 3, 5, 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Кроме того, в силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В силу Закона Краснодарского края от 19.12.2016 № 3525-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Морозов В.П. входит в число лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, которым лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, указано, что военнослужащим лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Положением о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742, установлено, что министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае (пункт 1.1). На Министерство возложена обязанность по реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению инвалидов бесплатно лекарственными препаратами на основании рецептов врачей возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится Министерство здравоохранения Краснодарского края.
Из ответа территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 26.03.2019 № на обращение Морозова В.П. следует, что установлен факт отсутствия обеспечения льготными лекарственными препаратами в полном объеме Морозова В.П. с декабря 2018 года.
Таким образом, мировым судьей правомерно установлено невыполнение министерством здравоохранения Краснодарского края возложенных на него обязанностей по обеспечению Морозова В.П. бесплатными необходимыми лекарственными препаратами, и с учетом части 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ взыскана сумма понесенных им убытков в размере 11311 рублей 60 копеек.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка степени нравственных и физических страданий, понесенных истцом, как основания для взыскания компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным, ввиду того, что, по мнению, мирового судьи, истцу были причинены нравственные страдания неправомерными действиями ответчика, так как он испытывал переживания в связи с опасностью прогрессирования заболевания.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 62 Центрального внутригородского округа города Краснодара от 28.01.2020 по делу по иску Морозова В. П. к министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании убытков - оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Е. Г. Фоменко