Дело № 2-321/2023
УИД 75RS0016-01-2023-000608-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча 08 июня 2023 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Вишняковой Е.Н.,
при секретаре Барсуковой О.Г.,
с участием ответчика Федорцы В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Федорцы Вадиму Александровичу о взыскании ущерба, причиненного преступлением,
установил:
первый заместитель Министерства природных ресурсов Забайкальского края, действующий на основании доверенности ФИО4 обратился в суд с иском к Федорцы В.А. о взыскании ущерба, причиненного преступлением лесному фонду Забайкальского края в бюджет муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» в размере <данные изъяты> рублей, ссылаясь на следующее. В период с ДД.ММ.ГГГГ. Федорцы В.А. неоднократно выезжал в лесной массив, расположенный в <адрес> <адрес>, где производил незаконную вырубку лесных насаждений. Всего в указанный период ответчик незаконно срубил 102 сырорастущих лиственницы причинив лесному фонду ущерб на указанную сумму. В отношении Федорцы В.А. было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого был подан гражданский иск. ДД.ММ.ГГГГ. приговором Могочинского районного суда Федорцы В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 УК РФ. Гражданский иск передан на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район».
Истец -представитель Министерства природных ресурсов Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Ответчик Федорцы В.А. в судебном заседании иск не признал, не оспаривал, что совершил незаконную рубку лесных насаждений, однако считает размер ущерба завышенным, при этом приговор не обжаловал.
Третье лицо - представитель администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений, ходатайств не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц не имеется.
Заслушав ответчика Федорцы В.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Лесного кодекса РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
Заготовка древесины осуществляется с применением способов и технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная, хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами заготовки древесины.
Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно статье 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Приговором Могочинского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ. по уголовному делу №, Федорцы В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере) с назначением наказания в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. Гражданский иск передан на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства (л.д.30-46).
Данным приговором было установлено, что Федорцы В.А., неоднократно в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на автомобиле марки «ЗИЛ 131», государственный регистрационный знак К 400 СМ 75 РУС, совместно с другими лицами, не подозревающими о преступных намерениях Федорцы В.А., неоднократно приезжал в лесной массив, расположенный в <адрес> <адрес>, где не имея в наличии договора купли-продажи лесных насаждений, разрешающих документов на заготовку древесины на указанном лесном участке, то есть нарушая нормы Лесного Кодекса РФ, выбрал подходящие, по его мнению, для совершения незаконной рубки сырорастущие деревья породы лиственница, после чего, путем спиливания произвел незаконную рубку 102 деревьев породы лиственница сырорастущая.
ДД.ММ.ГГГГ на место незаконной рубки прибыли сотрудники Тунгиро - Олекминского участкового лесничества Могочинского лесничества и зафиксировали факт совершения незаконной рубки в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6-8).
Своими умышленными действиями Федорцы В.А. совершил незаконную рубку лесных насаждений в общем количестве 102 деревьев породы лиственница сырорастущая, общим объемом 109,56 м3, причинив ущерб материальный ущерб государству в особо крупном размере на общую сумму <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч.2,4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговор Могочинского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ. по уголовному делу № обжалован не был и вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства являются установленными, Федорцы В.А. совершил незаконную рубку лесных насаждений, а именно деревьев породы лиственница сырорастущая в общем количестве 102 дерева общим объемом 109,56 м3, тем самым причинил вред лесному фонду.
Также согласно протокола о лесонарушении № (л.д.6-8), ведомости пересчета деревьев,, схемы, отчета о проведении мероприятий по контролю в лесах № (л.д.9,11,12) заключению лесопатологической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ., (л.д.13-19)участок, незаконной рубки расположен в <адрес>. Образцы древесины, представленные на экспертизу в виде пней в количестве 143 штук относятся к хвойной породе дерева, виду Лиственница Гмелина или Даурская. Общий объем исследованной древесины составил 150, 097 метров кубических. Объем жизнеспособной древесины 109, 56 метров кубических
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, вследствие причинения вреда другому лицу, вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч.1,2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.
Федорцы В.А. является лицом, причинившим вред, что подтверждается указанным приговором.
Частью 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно ч.1 ст. 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Размер возмещения имущественного вреда, причиненного лесным участкам и имущественным правам, возникающим при использовании лесов, определяется на основе оценки лесов, осуществляемой в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса.
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2-4 ст. 100 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730, утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. Так, за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан (в том числе в случае самовольной заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников): деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более; деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см предусмотрена 50-кратная стоимость древесины таких деревьев, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Пунктами 2,4,5,6 Методики определения размера возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, установлено, что объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется путем сплошного перечета по породам с распределением на срубленные, поврежденные до степени прекращения роста и поврежденные не до степени прекращения роста.
Объем срубленных сухостойных деревьев, а также буреломных и ветровальных деревьев определяется сплошным перечетом.
При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится, применяется ставка платы, установленная в отношении деловой средней древесины и вывозки древесины на расстояние до 10 километров. Для пород деревьев, по которым отсутствуют ставки платы за единицу объема древесины, применяются ставки платы, установленные для пород (видов) деревьев, у которых совпадают морфологический, физиолого-биохимический, генетико-репродуктивный, географический критерии уникальности.
Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется с точностью до 1 рубля.
Размер такс подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с незаконными рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемыми в ноябре – январе.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2021 году применяются с коэффициентом 2,72, в 2022 году - с коэффициентом 2,83, в 2023 году - с коэффициентом 2,94.
Предоставленный истцом расчет причинённого ущерба (л.д.10) выполнен с учетом вышеуказанных правовых норм, взят объем незаконной порубки лиственницы сырорастущей – 109,56 куб.м. (вид вырубленных деревьев и объем установлен вышеуказанным приговором) умножен на ставку 104,43 руб. (36,9 ставка * 2,83 коэффициент), помножен на 50 кратную стоимость незаконно срубленной сырорастущей древесины и умножен на 2 раза в связи с незаконными рубкой в январе и получена сумма в размере 1 144 135,08 рублей.
Ответчиком Федорцы В.А. в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено доказательств добровольного возмещения причиненного ущерба, а также своего расчета ущерба.
Суд, проверив расчет истца признает его верным и соглашается с ним.
Доводы ответчика о тяжелом материалом положении не могут служить основанием для уменьшения суммы ущерба или освобождения от выплаты ущерба.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что факт осуществления ответчиком незаконной рубки лиственницы сырорастущей без разрешительных документов в указанном объеме, установлен, также как и факт причинения ущерба в установленном размере лесному фонду Забайкальского края, а именно в Тунгиро-Олекминском районе.
Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
Таким образом, заявленные исковые требования о возмещении ущерба, причиненного преступлением лесному фонду Забайкальского края в бюджет муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд, подлежит взыскания с Федорцы В.А. в доход местного бюджета в размере 13 920,68 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Федорцы Вадиму Александровичу – удовлетворить.
Взыскать с Федорцы Вадима Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № в доход бюджета муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» денежные средства в счёт возмещения ущерба причинённого преступлением лесному фонду в сумме <данные изъяты>
Взыскать с Федорцы Вадима Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд Забайкальского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Н. Вишнякова
Решение изготовлено в окончательной форме 08 июня 2023г.