Судья Андрианова О.Н. дело № 33а-5443/2020 (2а-811/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 23 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Вачковой И.Г.
судей- Лазаревой М.А., Берац К.А.
при секретаре- Петровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Сенечева Д.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 04 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сенечев Д.А. обратился в суд с административным иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. Самара о признании Распоряжения г. Самара незаконным в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований указал, что он является ветераном боевых действий и в соответствии с действующим законодательством РФ, ст. 16 Федерального Закона «О ветеранах», признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ из Департамента опеки, попечительства и социальной поддержке Администрации <адрес> получено письмо, согласно которому был подтвержден его статус ветерана боевых действий и установлен номер в списке инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ из Департамента опеки, попечительства и социальной поддержке Администрации <адрес> получено еще одно письмо, в соответствии с которым Администрация <адрес> согласно своему Распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ исключила его из списка инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Считает, что исключение его из вышеуказанного списка ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным. Он и его семья, состоящая из жены и трех детей, проживают в доме, расположенном по адресу: <адрес>. Данное строение было возведено согласно кредитному договору №-HKJ1 (ипотека) от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, который также находится в залоге у банка до момента полного расчета с банком. Таким образом, на сегодняшний момент, собственником как земельного участка, так и строения является Сбербанк РФ. До ДД.ММ.ГГГГ он проживал с женой и двумя детьми в квартире площадью 69 кв.м., где помимо его семьи еще проживали его мать, сестра с мужем и брат с женой и ребенком. Ипотека была вынужденной мерой, поскольку иных возможностей улучшить жилищные условия у его семьи нет.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Сенечев Д.А. просил суд признать незаконным Распоряжение Администрации г. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Сенечева Д.А. из списка инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию <адрес> внести Сенечева Д.А. в список инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий с возвращением порядкового номера в очереди на улучшение жилищных условий на момент исключения.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 04 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований Сенечева Д.А. к Администрации г.о. Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержке Администрации г. Самара о признании Распоряжения г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным в части исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Сенечев Д.А. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Сенечев Д.А. и его представитель Кочетков Ю.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара по доверенности Муравьева А.О. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение требований нормативных правовых актов, полномочия органа, основания принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Материалами дела подтверждается, что Сенечев Д.А., является ветераном боевых действий, и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД, что подтверждается удостоверением, в том числе, и на обеспечение жилым помещением.
Обеспечение отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления социальных выплат из средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений.
С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по учету отдельных категорий граждан, в том числе и ветеранов боевых действий, а также по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения, вышеуказанной категории граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ, переданы Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа на основании решения Думы городского округа Самара от 28.05.2009 года № 754 (в редакции от 22.12.2017 года).
Одним из основных условий возникновения права на получение жилого помещения (выплаты) является нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 1.9 Положения «О порядке управления распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного Думой городского округа Самара от 28.05.2009 года № 754 Департамент управления имуществом городского округа Самара обеспечивает ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
В ДД.ММ.ГГГГ сформирован единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу <адрес>, в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
Установлено, что Сенечев Д.А. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, и с указанного времени включен в список на первоочередное предоставление жилья как ветеран боевых действий.
В связи с вступлением в силу Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» были сформированы списки отдельных категорий граждан (в т.ч. и ветеранов боевых действий), имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и Законом Самарской области 87- ГД, куда Сенечев Д.А., как ветеран боевых действий, включен с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005г.,обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жильем указанных категорий граждан, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, осуществляется путем предоставления социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Порядок предоставления социальных выплат определен Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 77 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», согласно данного порядка, предоставление социальных выплат осуществляется органом местного самоуправления по спискам граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, сформированным в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях районов по месту жительства.
По имеющимся сведениям, номер Сенечева Д.А. в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - №.
Как усматривается из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки и подтверждении права административного истца на получение социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, Сенечевым Д.А. представлены документы, в частности: свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, домовая книга, справка с места жительства.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, Сенечев Д.А. исключен из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, на основании ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на обеспечение жилым помещением (в связи с обеспеченностью жилой площадью более 9,0 кв.м., на человека).
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.
Учетная норма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и членов его семьи- нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичные требования при определении нуждаемости предусмотрены и п.2 ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Данная норма установлена п.п. «а» п 25 Постановления исполнительного Комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов и ОблСовПрофа от 11.12.1984 года № 530 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области».
Установлено, что Сенечев Д.А. и члены его семьи: супруга- ФИО1, сын - ФИО2, дочь- ФИО3, зарегистрированы и проживают в принадлежащем супруге истца- ФИО1 жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 154,5 кв.м., жилой-41,8 кв.м.
Таким образом, на каждого члена семьи Сенечева Д.А. приходится по 10,45 кв.м. (41,8:4=10,45 кв.м.), что превышает установленную учетную норму 9 кв.м., на что верно указано судом первой инстанции.
Положениями части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в том числе, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Сенечев Д.А. исключен из списка лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, поскольку он и члены его семьи обеспечены жилой площадью более 9,0 кв.м. на человека, однако до настоящего времени продолжает состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Департаменте управления имуществом г.о. Самара, что не оспаривалось административным истцом.
Принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным Распоряжения Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Сенечева Д.А. из списка инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснованно отказал Сенечеву Д.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Положениями ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования по существу, также указал на пропуск срока обращения в суд Сенечевым Д.А., поскольку извещение об исключении из списка ветеранов боевых действий Сенечеву Д.А. направлено простой почтой ДД.ММ.ГГГГ исх. №ж, при этом ДД.ММ.ГГГГ указанные сведения доведены до него в устной беседе, что следует из содержания письменного разъяснения на обращение истца по вопросу исключения из списка ветеранов боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы г.о. Самара в адрес Сенечева Д.А., которое также было направлено истцу простой почтой, что подтверждается реестром почтовых отправлений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 154,5 кв.м., жилой - 41,8 кв.м. является незавершенным объектом, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ нет сведений о незавершенности объекта недвижимости.
Ссылки на технический паспорт объекта от ДД.ММ.ГГГГ с процентом готовности дома 33 %, являются несостоятельными, поскольку в настоящее время процент готовности дома не исследовался.
Ссылка административного истца на ипотечное кредитование указанного объекта недвижимости, не влияет на законность вынесенного решения.
Довод в жалобе об отсутствии пропуска срока на обжалование, также не влияет на решение суда, поскольку требования судом рассмотрены по существу.
Судебная коллегия, обсуждая доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 04 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сенечева Д.А. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи