Дело № 2-1845/2020
УИД: 23RS0058-01-2020-003477-51
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 26 августа 2020 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Леошик Г.Д.,
при секретаре Паниной А.В.,
с участием: помощника прокурора Хостинского района города Сочи – Посевина Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Карташев И.В., МУП города Сочи «Водоканал», Непосредственное управление об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хостинского района города Сочи обратился в Хостинский районный суд г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Карташев И.В., МУП города Сочи «Водоканал», Непосредственное управление об устранении нарушений, в котором просит признать незаконным бездействие Карташев И.В. по надлежащему подключению к коммунальной инфраструктуре города Сочи систем водоснабжения 9-ти этажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязать МУП г.Сочи «Водоканал» заключить договор подключения (технологического присоединения) сетей водоснабжения, обязать МУП г.Сочи «Водоканал» осуществить подключение (технологического присоединения) многоквартирного дома с правом взыскания произведенных затрат с застройщика Карташев И.В., обязать МУП г.Сочи «Водоканал» заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения с потребляемой нагрузкой 44,64 куб.м. в сутки с собственниками дома и подать абонентам через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную питьевую воду.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просит признать незаконным бездействие Карташев И.В. по надлежащему подключению к коммунальной инфраструктуре города Сочи систем водоснабжения 9-ти этажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать МУП г. Сочи «Водоканал» осуществить подключение (технологическое присоединение) 9-ти этажного многоквартирного дома к централизованной системе холодного водоснабжения составляющей коммунальную инфраструктуру города Сочи с нагрузкой 44,64 куб.м. в сутки по правилам, установленным Федеральным законом от 07.12,2013 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», с правом взыскания произведенных затрат с застройщика Карташева И.В.. Обязать МУП г.Сочи «Водоканал» заключить договор холодного водоснабжения с потребляемой нагрузкой 44,64 куб.м. в сутки с собственниками многоквартирного дома по правилам, установленным Федеральным законом от 07.12.2013 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» и подать абонентам через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную питьевую воду.
Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления возложенных на прокуратуру района функций установлено, что по <адрес> расположен объект капитального строительства 9-ти этажный многоквартирный жилой дом, состоящий из 120 помещений. Застройщиком дома является Карташев И.В., который возвел дом без получения в установленном законом порядке разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Решением Хостинского районного суда города Сочи от 10.10.2013 и от 09.11.2016 указанный объект самовольного строительства сохранен, за Карташевым И.В. признано право собственности на объект капитального строительства. В последующем данный дом вовлечен в хозяйственный оборот, помещения реализованы третьим лицам, которые в нем проживают, управление домом осуществляется путем непосредственного управления. В настоящее время многоквартирный дом не подключен к централизованной системе водоснабжения, требуемая нагрузка составляет 44,64 куб.м.. В соответствии с информацией МУП г. Сочи «Водоканал» для подключения централизованной системе водоснабжения необходимо строительство водопровода Ду50-75 пм на сумму 701 148 рублей, обязательства по строительству водопроводной сети до границ земельного участка выполняются МУП г.Сочи «Водоканал».
Таким образом, при возведении застройщиком Карташев И.В. указанного 9-ти этажного многоквартирного дома, на него возлагалась обязанность строительства инженерных сетей для подключения данного дома к существующей системе коммунальной инфраструктуры города Сочи, в соответствии с требованиями законодательства и обеспечение такого подключения. Однако, надлежащее подключение к сетям водоснабжения и водоотведения Карташев И.В. не выполнил, плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения не внес, квартиры в доме под видом благоустроенных жилых помещений реализовал третьим лицам.
Помощник прокурора Хостинского района города Сочи – Посевин Р.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований на основании изложенных в иске доводов.
Ответчик Карташев И.В. извещен о дате и времени судебного заседания в установленном законом порядке, возражений против иска суду не представил, об отложении не ходатайствовал.
Представитель Непосредственного управления в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя не представил.
Представитель ответчика МУП г.Сочи «Водоканал» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица администрации города Сочи в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
На основании данной нормы закона, учитывая вышеуказанное, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления возложенных на прокуратуру района функций установлено, что по <адрес> расположен объект капитального строительства 9-ти этажный многоквартирный жилой дом, состоящий из 120 помещений.
Застройщиком дома является Карташев И.В., который возвел дом без получения в установленном законом порядке разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Решением Хостинского районного суда города Сочи от 10.10.2013 и от 09.11.2016 указанный объект самовольного строительства сохранен, за Карташев И.В. признано право собственности на объект капитального строительства. В последующем помещения в данном доме реализованы третьим лицам, которые в нем проживают, управление домом осуществляется путем непосредственного управления.
В настоящее время многоквартирный дом не подключен к централизованной системе водоснабжения, требуемая нагрузка составляет 44,64 куб.м..
В соответствии с информацией МУП г. Сочи «Водоканал» для подключения централизованной системе водоснабжения необходимо строительство водопровода Ду50-75 пм на сумму 701 148 рублей, обязательства по строительству водопроводной сети до границ земельного участка выполняются МУП г.Сочи «Водоканал».
По общепринятым правилам, строительство многоквартирных жилых домов осуществляется на основании разрешения на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, удостоверяется разрешением на ввод объекта в эксплуатацию выдаваемым в порядке определенном статьей 55 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.ч. 3, 9, 11.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе необходимы документы, подтверждающие соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; схема, отображающая расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику в случае, если в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
После окончания строительства объекта лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.
В соответствии с пунктами 12, 13 Требований к жилым помещениям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2020 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно- питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы, в том числе водоснабжения и водоотведения, в многоквартирном доме должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Инженерные системы водоснабжения и водоотведения должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Следовательно, указанные инженерные сети многоквартирного дома должны иметь точки подключения к системе коммунальной инфраструктуры.
При этом, в соответствии с пунктом 24 статьи 1 Кодекса система коммунальной инфраструктуры это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Согласно п. 2.1, 2.7, 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 жилые здания должны располагаться в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населенных пунктов. При размещении жилых зданий предусматривается их обеспечение водоснабжением, канализацией, теплоснабжением, электроснабжением. В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки. В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными.
Таким образом, надлежащее подключение 9-ти этажного многоквартирного дома к системам холодного водоснабжения законодателем определено в качестве обязательного критерия.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Закон) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту - Правила).
Согласно частям 1, 2 статьи 18 Закона подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, при возведении застройщиком Карташев И.В. указанного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на него возлагалась обязанность строительства инженерных сетей для подключения данного дома к существующей системе коммунальной инфраструктуры города Сочи, в соответствии с названными требованиями законодательства и обеспечение такого подключения.
Однако надлежащее подключение к сетям водоснабжения Карташев И.В. не выполнил, плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения не внес, квартиры в доме реализовал третьим лицам.
Согласно пункту 88 Правил, орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения.
Карташев И.В. за получением технических условий для подключения 9-ти этажного многоквартирного дома в ресурсоснабжающую организацию не обращался.
В соответствии с постановлением администрации города Сочи №2018 от 11.12.2018 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 19.05.2014 №899 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи» МУП г. Сочи «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи.
МУП г. Сочи «Водоканал» на основании вышеуказанных актов эксплуатирует объекты водопроводно-канализационного хозяйства города Сочи, а также оказывает в пределах границ муниципального образования город-курорт Сочи услуги по водоснабжению и водоотведению.
Пунктами 90, 91, 94, 99, 101 Правил № 644 установлено, что для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением документов, перечень которых утвержден настоящими Правилами.
Для МУП г. Сочи «Водоканал» утверждена инвестиционная программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 8 ст. 2 Закона) постановлением администрации города Сочи от 12.02.2020 №157 «Об утверждении корректировки инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал» по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования город-курорт Сочи на 2018- 2022 годы».
В данной программе отсутствуют мероприятия, касающиеся рассматриваемого многоквартирного дома.
МУП г. Сочи «Водоканал» в администрацию города Сочи с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования не обращался.
Карташев И.В. также не обращался ни в МУП г.Сочи «Водоканал», ни в администрацию города Сочи о включении мероприятий по подключению многоквартирного дома в указанную программу.
В соответствии с частью 15 статьи 18 Закона, а также пунктом 5 Раздела 2 Правил, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Постановлением правительства РФ от 29.07.2013 г. №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».
Договор технологического присоединения отнесен к публичным договорам. Согласно разделу V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также разделу V Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, предусмотрено установление платы и порядок внесения таковой за технологическое присоединение.
Возможности бесплатного (безвозмездного) подключения, а также рассрочки платежей, указанные Типовые договоры не предусматривают.
Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Издание Правительством Российской Федерации Типовых договоров исключает возможность изменения условий таких договоров по соглашению сторон, поскольку иное бы нарушило принцип равенства условий участников публичного договора.
В соответствии с ч. 13 ст. 18 Закона плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения.
Таким образом, подключение объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения является платным и осуществляется за счет средств владельцев таких объектов (заказчиком подключения), что является одним из основополагающих принципов законодательства РФ в сфере подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Иного порядка расчета, равно как и исключений из него, Законом не предусмотрено.
Из изложенного следует, что путем строительства 9-ти этажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> без получения разрешительной документации, Карташев И.В. фактически уклонился от исполнения требований законодательства в сфере водоснабжения, при этом сохранение данного объекта решением суда и признание права не освобождает его от организации выполнения указанных мероприятий в настоящее время.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещению убытков, а также иными способами, предусмотренными законом.
Защита охраняемых прав неопределенного круга лиц возможна только путем возложения на застройщика Карташев И.В. и МУП г.Сочи «Водоканал» обязанностей по надлежащему подключению к коммунальной инфраструктуре города Сочи систем водоснабжения многоквартирного дома.
Ответчиком не представлено доказательств устранения выявленных нарушений. Невыполнение ответчиком требований законодательства создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 237 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Хостинского района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Карташев И.В., МУП города Сочи «Водоканал», Непосредственное управление об устранении нарушений - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Карташев И.В. по надлежащему подключению к коммунальной инфраструктуре города Сочи систем водоснабжения 9 этажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Водоканал» осуществить подключение (технологическое присоединение) 9-ти этажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> к централизованной системе холодного водоснабжения составляющей коммунальную инфраструктуру города Сочи с нагрузкой 44,64 куб.м. в сутки, с правом взыскания произведенных затрат с застройщика Карташев И.В..
Обязать Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Водоканал» заключить договор холодного водоснабжения с потребляемой нагрузкой 44,64 куб.м. в сутки с собственниками 9-ти этажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и подать абонентам через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную питьевую воду.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2020 года.
Судья Хостинского районного суда г. Сочи Г.Д. Леошик
На момент опубликования не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО:СУДЬЯ: