Материал № 13а-35/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 октября 2023 г. село Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего – судьи Лиджиева М.А.,
при секретаре – Теперик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия об отсрочке исполнения решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №<данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Администрация Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее по тексту – Администрация Яшалтинского РМО РК) обратилась в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ФИО10 земельный участок как лицу, имеющему трех и более детей, в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 09.04.2010 №177-IV-З «О регулировании земельных отношений». В настоящее время на основании договора заключенного между Администрацией и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Обществом ведутся работы по разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки Ульяновского СМО РК, изменения в который необходимо утвердить на публичных слушаниях. Лишь только после проведения указанных работ будут сформированы и отмежеваны земельные участки для лиц, состоящих на учете на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 09.04.2010 №177-IV-З «О регулировании земельных отношений» и Законом Республики Калмыкия от 02.11.2005 №223-III-З «О социальной поддержке многодетных семей». Срок выполнения работ по договору заключенному с <данные изъяты> обозначен в договоре до ДД.ММ.ГГГГ Полагают, что исполнение решения в течение 3 месяцев с момента его вступления в законную силу невозможно по объективным и не зависящим от Администрации причинам. С учетом характера и сложности работ, направленных на формирование земельного участка, осуществления работ по разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки Ульяновского СМО РК просит суд предоставить отсрочку исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев.
Представитель Администрации Яшалтинского РМО РК – и.о. главы Яшалтинского районного муниципального образования Шараев П.В., просил рассмотреть заявление в его отсутствие, требования удовлетворить.
Прокурор Яшалтинского района Манджиев М.Б. против заявленных Администрацией Яшалтинского РМО РК требований не возражал.
Заинтересованное лицо ФИО10 извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, причина неявки суду не известна.
Судебный пристав – исполнитель ОСП по Городовиковскому и Яшалтинскому районам УФССП России по РК Боваева К.А. просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Перечень оснований предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона №229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие администрации Яшалтинского РМО РК, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по предоставлению земельного участка многодетной семье. На Администрацию Яшалтинского РМО РК возложена обязанность в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить ФИО10 земельный участок как лицу, имеющему трех и более детей, в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 09.04.2010 №177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия».
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Городовиковскому и Яшалтинскому районам УФССП России по РК на основании электронного исполнительного листа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Яшалтинского РМО РК возбуждено исполнительное производство <данные изъяты>, предметом исполнения которого является предоставление земельного участка ФИО10 как лицу, имеющему трех и более детей, в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 09.04.2010 №177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 10 статьи 5.1 Закона РК от 09.04.2010 №177-IV-З уполномоченный орган либо орган местного самоуправления в соответствии с земельным и градостроительным законодательством формирует земельные участки и утверждает перечень земельных участков с указанием в нем кадастровых номеров, местоположения, площади, разрешенного использования земельных участков. Перечень земельных участков подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней со дня утверждения перечня земельных участков.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают необходимость формирования земельного участка, при котором осуществляются работы по межеванию, проведению кадастровых работ и государственному кадастровому учету.
Порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован в статьей 11.3 Земельного кодекса РФ, согласно которой образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с ГрадостроительнымкодексомРоссийской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотренастатьей 11.10настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 41 ГрК РФ, проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Межевание земельного участка должно проводиться обязательно, если образуется новый участок (участки) или уточняются границы уже существующего, проводится путем выполнения кадастровых работ, по результатам которых составляется межевой план, на основании которого осуществляется постановка участка на кадастровый учет, а для ранее учтенных земельных участков уточняются их границы (ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона О государственной регистрации недвижимости).
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление Администрации Яшалтинского РМО РК о предоставлении отсрочки исполнения решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 6 месяцев, по причине наличия обстоятельств, затрудняющих его исполнение, поскольку формирование земельных участков с целью предоставления их многодетным семьям, возможно лишь после окончания работ <данные изъяты> по разработке Генерального Плана и Правил землепользования и застройки Ульяновского сельского муниципального образования Республики Калмыкия и утверждения изменений вносимых в Генеральный План и Правила землепользования и застройки Ульяновского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на публичном слушании.
По общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования обязательны для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы поселений (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Содержание вышеназванных норм права, свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Судом установлено, что Администрацией ЯРМО РК заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> о проведении работ по разработке Генерального Плана и Правил землепользования и застройки Ульяновского СМО РК для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с Техническим заданием. Стоимость работ по настоящему заданию составляет <данные изъяты> рублей. Срок выполнения работ с момента подписания договора по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, заявителем представлены допустимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о принятии должником необходимых и зависящих от него мер, направленных для исполнения решения суда, а также подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению судебного акта.
Объем работ, выполненных во исполнение вступившего в законную силу решения суда, также свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не уклоняется от исполнения судебного акта.
Учитывая характер возложенного обязательства, порядок формирования, межевания и предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющим право на бесплатное их получение, а также то, что выполнение оставшейся части работ, предусматривает значительные финансовые затраты, суд считает необходимым удовлетворить требования администрации Яшалтинского РМО РК об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ
По мнению суда, отсрочка исполнения решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия не будет противоречить общим принципам и задачам административного судопроизводства, не нарушит права неопределенного круга лиц, а, напротив, будет способствовать обеспечению баланса прав и законных интересов взыскателя и должника.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 189, 358, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия об отсрочке исполнения решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.
Отсрочить исполнение решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу <данные изъяты> по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района РК в интересах ФИО10 к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок, сроком на 06 месяцев.
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 15 дней со дня вынесения через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Судья М.А. Лиджиев
Копия верна: Судья М.А. Лиджиев