Дело № 12-496/2020
РЕШЕНИЕ
20 августа 2020 года г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, каб. 306
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Шуминова Н.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица - генерального директора ООО «УК «Буревестник» Анисимова В.В. на постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск № 44/07-05 от 29.01.2020 о привлечении к административной ответственности по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Октябрьского АО г. Мурманска № 44/07-05 от 29.01.2020 должностное лицо – генеральный директор ООО «УК «Буревестник» Анисимов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.
Считая постановление незаконным, Анисимов В.В. обратился в суд с жалобой, в обосновании которой указал, что административным органом не было принято во внимание, что выявленные нарушения при управлении многоквартирным домом № по <адрес> в городе Мурманске устранены, придомовые территории и кровли указанных домов очищены от снега и наледи в кратчайшие сроки. Просит суд отменить постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск № 44/07-05 от 29.01.2020.
Анисимов В.В. и его защитник Макаров Е.А. в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного органа извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором полагал, что жалоба подлежит частичному удовлетворению. Просит изменить постановление в части назначения административного наказания.
Представитель прокуратуры Октябрьского АО г. Мурманска Бугайчук И.И. полагал, что в данном случае жалоба обоснована в виду нарушения процессуальных норм при рассмотрении дела административной комиссией.
С учетом данных о надлежащем уведомлении, нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 1.1, 1.3, 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъекты Российской Федерации принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответственность физических и юридических лиц за нарушение норм, установленных актами органов этих субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Примечанием к указанной статье предусмотрено, что для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Правила благоустройства территории муниципального образования г. Мурманск, утверждены Советом депутатов города Мурманска от 27.10.2017 г. № 40-712.
Из материалов дела следует, что 12.12.2019 в ходе осмотра помощником прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска придомовой территории и крыш многоквартирных домов №, расположенных по <адрес> в г. Мурманске, установлено скопление наледи и сосулек на крышах указанных домов, придомовая территория домов не убрана (зоны для прохода пешеходов и проезда автотранспорта от снежных масс управляющей компанией не очищены).
На основании рапорта помощника прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска от 12.12.2019 постановлением заместителя прокурора округа от 18.12.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях». Копия постановления вручена защитнику должностного лица – Макарову Е.А. 18.12.2019.
Собственниками помещений МКД № 72, 74 по пр. Ленина выбран способ управления домом - ООО «УК «Буревестник» (ИНН №).
Факт правонарушения подтверждается рапортом от 12.12.2019, фотоматериалами от 12.12.2019. Также к материалам дела приобщены документы: схема з/участка, информация с официального сайта ГЖИ МО; выписка из ЕГРЮЛ, копии учредительных документов.
20.12.2019 материалы дела об административном правонарушении направлены заместителем прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в Управление Октябрьского административного округа Администрации г. Мурманска.
По факту выявленных нарушений 29.01.2019 административной комиссией Октябрьского административного округа г. Мурманска вынесено постановление №44/07-05 о привлечении к административной ответственности должностного лица ООО «УК «Буревестник» - Анисимова В.В. по пункту 2 статьи 2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях».
При этом Анисимов В.В., извещенный надлежащим образом, не присутствовал. На заседании комиссии присутствовал защитник должностного лица Макарова Е.А.
На территории муниципального образования г. Мурманск действуют Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск № 40-712 от 27.10.2017 (далее - Правила благоустройства) принятые Советом депутатов города Мурманска.
Правила благоустройства № 40-712 устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - город Мурманск, город), перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.
Согласно пункту 2.59. Правил благоустройства, придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).
Пунктом 2.89. Правил благоустройства установлено, что уборка территории – комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи, трупов погибших (павших) животных, отходов производства и потребления с последующим их сбором и вызовом в специально отведенные для этого места.
Согласно пункту 10.1.3. Правил благоустройства, правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.
Согласно пункту 10.2.1. Правил благоустройства, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
Согласно пункту 10.2.3.10. Правил благоустройства, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.
Согласно пункту 10.2.5.1. Правил благоустройства, в осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований, удаление снега с улиц, дорог, тротуаров.
Согласно пункту 10.2.5.15. Правил благоустройства, для предотвращения образования и схода сосулек и наледи с крыш, выступающих конструктивных элементов зданий, сооружений должна незамедлительно выполняться их очистка от снега с обеспечением мер безопасности, а также незамедлительная очистка территорий от сброшенного снега и наледи.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2.3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В пункте 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме указано, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее по тексту - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, обязательства по управлению МКД № по <адрес> в городе Мурманск, в том числе по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, приняло на себя ООО «УК «Буревестник».
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью ООО «УК «Буревестник» (согласно выписке ЕГРЮЛ), в обязанности которого входит организация исполнения Обществом обязательств по соблюдению действующих норм и требований, в том числе Правил благоустройства, является единоличный исполнительный орган Общества - генеральный директор Анисимов В.В.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом согласно примечанию, к указанной статье, лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Из содержания части 4 статьи 32 и статьи 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 следует, что Анисимов В.В. руководит текущей деятельностью ООО «УК «Буревестник», обладает организационно-распорядительными полномочиями.
Таким образом, Анисимов В.В. является должностным лицом, и сферой его непосредственной обязанности и ответственности является организация деятельности Общества таким образом, чтобы обеспечить соблюдение Обществом действующего законодательства, в том числе в сфере благоустройства.
05 июня 2019 года административной комиссией Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск вынесено постановление о привлечении Анисимова В.В. - генерального директора ООО «УК «Буревестник» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.
В данном случае бездействие Анисимова В.В. квалифицировано административной комиссией по пункту 2 статьи 2 ЗМО «Об административных правонарушениях». В то же время, как следует из материалов дела, постановлением заместителя прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска от 18 декабря 2019 в отношении генерального директора ООО «УК «Буревестник» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
Таким образом, административной комиссией Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск было фактически ухудшено положение генерального директора ООО «УК «Буревестник», совершенное им административное правонарушение подлежит квалификации по п. 1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу, поскольку вопрос вины Анисимова В.В. не может обсуждаться за пределами срока давности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – генерального директора ООО «УК «Буревестник» Анисимова В.В. – удовлетворить, постановление Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск № № 44/07-05 от 29 января 2020 года о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «УК «Буревестник» Анисимова В.В. к административной ответственности по п. 2 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» – отменить, производство по делу - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней с момента вручения (получения) копии решения.
Судья: Н.В. Шуминова