Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-9971/2022
УИД: 63RS0039-01-2022-000072-23
Дело № 2а-888/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Яковлевой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ильиной Любови Тимофеевны на решение Ленинского районного суда города Самары от 31 мая 2022 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного истца Ильиной Л.Т. - Леоновой О.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ильина Л.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными заключения межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ года, распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии Ленинского внутригородского района г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № основанным на инженерно-техническом заключении по обследованию здания ООО «ВолгаЭнергоСервис» от ДД.ММ.ГГГГ года, составленном по результатам обследования и оценки технического состояния строительных конструкций здания, выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г<адрес> аварийным и подлежащим сносу. На основании указанного заключения принято распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Административный истец не согласна с выводами заключения межведомственной комиссии, поскольку они содержат неточности и недостоверные факты, которые указывают на то, что осмотр дома не проводился. Выводы о состоянии внутренних конструкций дома не соответствуют действительности. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ года № налагается обязанность на административного истца как собственника нежилого помещения осуществить снос дома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просила суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ года о признании дома аварийным и подлежащим сносу, распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № № о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу жилого дома, расположенного по адресу: г<адрес>
Решением Ленинского районного суда города Самары от 31 мая 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 2 л.д. 81-87).
В апелляционной жалобе Ильина Л.Т. просит отменить решение как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (том 2 л.д. 90-98).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
Как следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ года межведомственной комиссией проведено обследование помещений, расположенных по адресу: <адрес>
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ года № межведомственной комиссией установлены основания для признания жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 102-104).
Административным истцом обжалуется, в том числе, заключение межведомственной комиссии по Ленинскому внутригородскому району г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ года о признании дома аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 9-13).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно положениям части 4 и 5 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 7 Постановления № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Постановления № 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, которая на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Постановления № 7 (пункт 42).
Как следует из материалов дела, межведомственная комиссия Ленинского внутригородского района г. Самара создана в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 18 февраля 2008 года № 107 «О межведомственной комиссии городского округа Самара по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Впоследствии неоднократно в состав комиссии вносились изменения.
Указанное постановление утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с изданием Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года №.
Постановлением администрации Ленинского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № создана межведомственная комиссия по вопросам оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в составе согласно Приложению 1 и утверждено Положение о межведомственной комиссии согласно Приложению 2.
Согласно Положению межведомственная комиссия создана для оценки соответствия жилых помещений и многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского внутригородского района, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в целях признания их жилыми помещениями, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Постановления № 47.
В полномочия указанной комиссии входит: проведение обследования и оценка соответствия помещения и (или) многоквартирного дома требованиям, установленным Постановлением № 47; признание помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания; выявление оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке, а также для признания помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. По окончании работы комиссия принимает решение по форме и в порядке, утвержденном Постановлением № 47. Решение комиссии оформляется в виде заключения либо в виде решения о проведении дополнительного обследования помещения (многоквартирного дома).
В соответствии с пунктом 49 Постановления № 47 на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Пунктом 52 Постановления № 47 предусмотрено право обжалования заинтересованными лицами, как решения органа местного самоуправления, так и заключение межведомственной комиссии, предусмотренного пунктом 47 настоящего Положения, в судебном порядке.
Между тем, межведомственная комиссия Ленинского внутригородского района г. Самара судом к участию в деле в качестве административного ответчика в силу части 5 статьи 41 КАС РФ не привлекалась.
При этом материалами дела установлено, что оспариваемое распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № затрагивает права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме, которые с ДД.ММ.ГГГГ года были осведомлены и знали о том, что спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 165-168).
Согласно положениям части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 47 названного Кодекса заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФИО10 проживающих в квартире <адрес>, права которых затрагиваются вышеуказанным распоряжением, на что указывается ими в возражениях на апелляционную жалобу.
Наличие в административном деле сопроводительного письма о направлении в адрес ФИО11 копии решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 88), не свидетельствует об их привлечении в качестве заинтересованных лиц, поскольку соответствующего определения суда по данному вопросу не выносилось, копии административного иска, извещения о времени и месте судебного заседания в их адрес не направлялись.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку суд первой инстанции фактически разрешил публичный спор о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, судебная коллегия в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 и пунктом 3 статьи 309 КАС РФ считает необходимым отменить решение суда по настоящему делу и направить его на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении суду необходимо определить состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, являющихся участниками спорных правоотношений, в частности, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика межведомственную комиссию Ленинского внутригородского района г. Самара, в качестве заинтересованных лиц – ФИО12; правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела; дать оценку представленным доказательствам и вынести решение с учетом требований закона.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 31 мая 2022 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Ретина М.Н. адм. дело № 33а-9971/2022
УИД: 63RS0039-01-2022-000072-23
Дело № 2а-888/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
13 сентября 2022 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Яковлевой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ильиной Любови Тимофеевны на решение Ленинского районного суда города Самары от 31 мая 2022 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя административного истца Ильиной Л.Т. - Леоновой О.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 31 мая 2022 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: