11RS0001-01-2022-000389-58 Дело № 2-2570/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,
при секретаре Чалановой М.В.,
с участием истца Косминчук Т.Ф.,
представителя ответчика Алешихиной А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 мая 2022 года дело по иску Косминчук Татьяны Федоровны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
у с т а н о в и л:
Косминчук Т.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат с учетом уменьшения величины социальной выплаты на разницу между кадастровой стоимостью квартиры по адресу: ... квартиры по адресу: ..., в размере ... руб. В обоснование заявленных требований указала, что состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения за пределы районов Крайнего Севера по категории «...» с ** ** **. Письмом №... от 26.05.2020 Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми уведомило администрацию МР «Печора» и ее о том, что жилищная субсидия может быть предоставлена Косминчук Т.Ф. с уменьшением величины социальной выплаты на сумму, полученную от отчуждения квартиры, расположенной по адресу: .... Указанная квартира 07.06.2019 была отчуждена по договору мены от 03.06.2019, согласно которому в собственность ... Н.Ф. перешла ... квартира, находящаяся по адресу: ..., стоимостью ... руб., в собственность Косминчук Т.Ф. - ... квартира, находящаяся по адресу: ..., стоимостью ... руб. В двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ... отсутствовал ремонт, приборы отопления находились в аварийном состоянии и подлежали замене, проживание в данной квартире без проведения ремонтных работ было невозможно. Кроме того, коммунальные платежи за содержание двухкомнатной квартиры значительно превышали расходы за содержание однокомнатной квартиры. Денежных средств при заключении договора мены не получала, полагает, что размер предоставляемой субсидии должен быть уменьшен на разницу между кадастровой стоимостью квартир, а не на стоимость принадлежащей до заключения договора квартиры.
В судебном заседании истец Косминчук Т.Ф. заявленные требования поддержала. Представитель ответчика Алешихина А.А. требования не признала.
Третье лицо администрация МО МР «Печора» своего представителя не направила, извещена надлежаще.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что Косминчук Т.Ф. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья для переселения за пределы районов Крайнего Севера по категории «...» с ** ** **.
Ранее Косминчук Т.Ф. являлась собственником жилого помещения по адресу: ....
3.06.2019 Косминчук Т.Ф. заключила договор мены с ... Д.В., действующим от имени ... Н.Ф., по которому в собственность ... Н.Ф. перешла ... квартира, находящаяся по адресу: ..., в собственность Косминчук Т.Ф. - ... квартира, находящаяся по адресу: .... Из условий договора следует, что стороны договора оценивают обе квартиры в ... руб. и производят мену без доплаты.
Письмом ... от 26.05.2020 Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми уведомило администрацию МР «Печора» о том, что жилищная субсидия может быть предоставлена с уменьшением величины социальной выплаты на сумму, полученную от отчуждения квартиры, расположенной по адресу: ....
31.01.2022 Косминчук Т.Ф. обратилась в администрацию МР «Печора» с заявлением (рапортом) о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми.
28 января 2022 года Косминчук Т.Ф. подписала обязательство после реализации государственного жилищного сертификата освободить жилое помещение по адресу: ....
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон), Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила, Ведомственная целевая программа).
Статьей 1 Федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Часть 2 статьи 6 указанного Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ предусматривает условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В статье 6 Федерального закона и пункте 15(1) Правил установлено, что в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Таким образом, законодатель, определяя условия выдачи гражданину жилищной субсидии, предусмотрел требование как об обязательном отчуждении в государственную или муниципальную собственность всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности жилых помещений (дача обязательства), так и уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость жилых помещений в случае их отчуждения гражданами иным лицам.
В соответствии с ч. 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Учитывая, что действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих порядок расчета величины жилищной субсидии с учетом уменьшения разницы кадастровой стоимости отчужденных жилых помещений по договору мены, сделка мены квартир была совершена после выражения Косминчук Т.Ф. своего волеизъявления на участие в подпрограмме и признания ее участником, стоимость отчужденного жилого помещения должна учитываться при принятии решения о выдаче истице государственного жилищного сертификата.
Так как установлено, что жилое помещение по адресу: ..., после получения субсидии подлежит освобождению, а кадастровая стоимость этого жилого помещения, полученного Косминчук Т.Ф. в результате сделки мены, меньше кадастровой стоимости ранее принадлежавшего ей на праве собственности жилого помещения, размер социальной выплаты подлежит уменьшению не на кадастровую стоимость отчужденного жилого помещения по адресу ..., а на разницу между кадастровой стоимостью квартиры по адресу: ... квартиры по адресу: ..., в размере ... руб. (на дату его отчуждения ...)
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Косминчук Т.Ф. исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать право Косминчук Татьяны Федоровны на получение государственного жилищного сертификата с учетом уменьшения величины социальной выплаты на разницу между кадастровой стоимостью квартиры по адресу: ... квартиры по адресу: ..., в размере ... руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
** ** **
Судья - Н.Е. Колосова