Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2945/2023 от 22.05.2023

<данные изъяты>

<данные изъяты>                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 сентября 2023 года                  г.Пермь

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Будиловой О.В.

при секретаре ФИО2,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Министерства строительства <Адрес> ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства <Адрес>, администрации Гайнского муниципального округа <Адрес> о признании решения незаконным,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом измененных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований к администрации Гайнского муниципального округа <Адрес>, Министерству строительства <Адрес> о признании незаконным решения Министерства строительства <Адрес> об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата (л.д.3-4, 39).

В обоснование заявленных требований истец указала, что с 03.12.1999г. состоит в очереди на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В 2023г. подошла очередь на получение жилищного сертификата, однако в получении жилищного сертификата ей (истцу) было отказано в связи с тем, что в период с 26.06.2019г. по 05.12.2019г. у нее (истца) в собственности находилось жилое помещение площадью 24,3 кв.м по адресу: <Адрес>35. Данная квартира была получена ею (истцом) в качестве наследства после смерти матери ФИО4 Наследниками являлись все дети ФИО4ФИО5, ФИО6, ФИО7 и она (истец). Чтобы упростить процедуру вступления в наследство, ФИО5, ФИО6, ФИО7 написали заявления об отказе от наследства в ее (истца) пользу, так как она (истец) занималась всеми делами ФИО4 после ее смерти. В указанной квартире она (истец) не проживала, площадь квартиры меньше площади жилья учетной нормы для четырех наследников. В декабре 2019г. квартира была продана по договоренности с другими наследниками, сумма от продажи квартиры поделена между всеми наследниками в равных долях. Она (истец) постоянно проживает в <Адрес>, приравненного к районам Крайнего Севера, работает в Гайнской ЦРБ в 1981г. фельдшером Серебрянского ФАП, правомерно состоит в очереди на получение жилья в связи с переселением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Она (истец) прекращала работу в связи с выходом на пенсию с 22.11.2019г. по 30.05.2021г., но затем по производственной необходимости снова стала работать фельдшером Серебрянского ФАП.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске

Представитель ответчика Министерства строительства <Адрес> в судебном заседании иск признал по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.24-26).

Представитель ответчика администрации Гайнского муниципального округа <Адрес>, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представитель ответчика просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.82).

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело ФИО1, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – Федеральный закон №125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.3 Федерального закона №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

На основании ст.4 Федерального закона №125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Положение ), в соответствии с пп.«и» п.21 которого граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Согласно п.22 указанного Положения снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.

В случае если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

В силу п.32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-35-01-97-311 утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов (далее – Порядок от ДД.ММ.ГГГГ), согласно п.2 которого оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется специалистами отдела обеспечения жильем отдельных категорий граждан управления жилищной политики (далее - специалисты отдела) Министерства строительства <Адрес> (далее - Министерство).

Органы местного самоуправления ежегодно в срок до 25 января передают по акту приема-передачи специалистам отдела учетные дела граждан, включенных в сводный список получателей сертификатов (далее - учетное дело) (п.3.2 Порядка).

Согласно п.3.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ специалисты отдела в течение 15 рабочих дней со дня получения учетных дел осуществляют проверку учетных дел на предмет соответствия требованиям, установленным пунктами 19, 44, 44(1), 44(2), 45 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ : принимают решение об оформлении и выдаче или отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата (п.3.4.2).

На основании п.3.6 Порядка в случае принятия решения об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата специалисты отдела в течение 5 рабочих дней со дня принятия данного решения направляют в орган местного самоуправления письмо об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата с указанием причины отказа.

Судом из письменных доказательств по делу установлено, участвующими в деле лицами не оспаривается, что в соответствии с решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Гайнского муниципального района <Адрес> от 17.08.2018г. ФИО1 поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, с 03.12.1999г., категория «работающие».

Согласно имеющемуся в учетном деле ФИО1 заявлению от 16.03.2018г. истец просила включить ее (истца) в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2019 год составом семьи 2 человека, в том числе ФИО8 – сын.

Согласно заявлению ФИО1 от 14.04.2022г. истец просила включить в состав участников подпрограммы на 2023 год составом семьи 3 человека, в том числе, ФИО9 – муж, ФИО8 – сын.

24.01.2023г. администрацией Гайнского муниципального округа <Адрес> в адрес Министерства строительства <Адрес> направлено гарантийное письмо о выдаче ГЖС ФИО1, согласно которому учетное дело ФИО1 рассмотрено на заседании рабочей комиссии, ФИО1 состоит на жилищном учете в администрации Гайнского муниципального округа с 03.12.1999г., учетный номер очередности в 2023 году по общему списку – 1. Заявление на участие в программе было подано 20.06.2006г., на планируемый 2023 год – 14.04.2022г., состав семьи 2 человека, в том числе ФИО9 – муж. Рабочая комиссии утвердила кандидатуру ФИО1 на получение государственного жилищного сертификата в составом семьи 2 человека (учетное дело).

По результатам рассмотрения учетного дела ФИО1 Министерством строительства <Адрес> в адрес администрации Гайнского муниципального округа <Адрес> направлен ответ от 28.02.2023г., согласно которому Министерством строительства <Адрес> на основании п.3.4.2 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> от 21.10.2015г. №СЭД-38-01-97-311, принято решение об отказе в оформлении и выдаче жилищного сертификата ФИО1, поскольку из материалов учетного дела следует, что ФИО1 в период с 26.06.2019г. по 05.12.2029г. являлась собственником жилого помещения площадью 24,3 кв.м по адресу: <Адрес>35, <Адрес>, т.е. жилое помещение находилось за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Данное обстоятельство противоречит требованиям ст.1 Федерального закона №125-ФЗ (до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").

Кроме того, исходя из документов, подтверждающих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следует, что ФИО1 прекращала трудовую деятельность с 22.11.2019г. по 30.05.2021г., но при этом находилась на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «работающие».

Таким образом, ФИО1 неправомерно состояла с 26.06.2019г. на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ (л.д.7-8).

В связи с указанными обстоятельствами Министерство строительства <Адрес> также просило рассмотреть правомерность нахождения ФИО1 на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «работающие».

Согласно документам наследственного дела ФИО4, умершей 18.12.2018г. (л.д.57-63), 05.06.2019г. ФИО1 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО4

Остальные наследники по закону – ФИО7, ФИО5, ФИО6 отказались от причитающегося наследства, оставшегося после смерти матери ФИО4

25.06.2019г. ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоящего из однокомнатной квартиры общей площадью 24,3 кв.м, по адресу: <Адрес>35; прав на денежные средства, размещенные во вкладе ПАО «Сбербанк России», компенсации к денежным вкладам (л.д.63).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 26.06.2019г. зарегистрировано право собственности ФИО1 в отношении жилого помещения площадью 24,3 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>, Сылвенское с/п, <Адрес>35, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 25.06.2019г. (учетное дело).

05.12.2019г. прекращено право собственности ФИО1 в отношении указанного жилого помещения на основании договора купли-продажи квартиры от 02.12.2019г. (л.д.31-32).

Оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашли объективное подтверждение обстоятельства утраты истцом оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поскольку после постановки на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии истец приобрела в собственность жилое помещение на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что не соответствует требованиям ст.1 Федерального закона №125-ФЗ в редакции закона, действовавшей на дату приобретения в собственность указанного жилого помещения – 26.06.2019г., согласно которой право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Кроме того, и применительно к действующей редакции указанной нормы (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №228-ФЗ) истец также не соответствовала требованиям ст.1 Федерального закона №125-ФЗ, поскольку, как установлено и указано судом ранее, на 2019 год (на дату приобретения в собственность жилого помещения), и на 2023г. (на дату рассмотрения вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с гарантийным письмом о выдаче ГЖС 24.01.2023г.) истец состояла на учете составом семьи 2 человека.

В силу ст.1 Федерального закона №125-ФЗ для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Пунктом 1 решения Совета депутатов Сылвенского сельского поселения от 24.04.2007г. «О реализации на территории Сылвенского сельского поселения законов <Адрес> от 30.11.2005г. и » установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (норма предоставления), 11 кв.м общей площади на одного человека. Соответственно, ФИО1, являясь собственником жилого помещения общей площадью 24,3 кв.м, была обеспечена с членом семьи жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенным за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (11 кв.м х 2 человека = 22 кв.м, что менее площади жилого помещения, находившегося в собственности истца).

Таким образом, в связи с указанными обстоятельствами истец 26.06.2019г. утратила право на получение рассматриваемой жилищной субсидии и подлежала снятию с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, на основании пп.«и» п.21 Положения .

Вместе с тем, как следует из материалов учетного дела, объяснений истца в судебном заседании в 2019г. после приобретения в собственность жилого помещения с заявлением в соответствии с п.17(1) Положения , согласно которому в случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление, в администрацию Гайнского муниципального округа <Адрес> истец не обращалась.

Доводы истца по поводу основания, обстоятельств приобретения жилого помещения в собственность правового значения при разрешении настоящего спора не имеют, поскольку в силу п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, истец самостоятельно распорядилась принадлежащим правом принятия наследства и в установленной законом порядке приобрела в собственность жилое помещение на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает каких-либо исключений для оснований приобретения гражданами, имеющими права на получение жилищной субсидии, жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Также не имеет правового значения отчуждение истцом впоследствии указанного жилого помещения на основании договора купли-продажи от 02.12.2019г., поскольку с даты приобретения жилого помещения истец утратила право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона №125-ФЗ.

В силу вышеизложенного, решение Министерства строительства <Адрес> об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата ФИО1 является законным и обоснованным, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 (паспорт <данные изъяты>) к Министерству строительства <Адрес> (ИНН 5902293210), администрации Гайнского муниципального округа <Адрес> (ИНН 5981008110) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись    

Копия верна.

Судья -     О.В. Будилова

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах гражданского дела Ленинского районного суда <Адрес>.

2-2945/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гуляева Тамара Степановна
Ответчики
Министерство строительства Пермского края
Администрация Гайнского муниципального округа
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Будилова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
lenin--perm.sudrf.ru
22.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.07.2023Предварительное судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2023Дело оформлено
13.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее