Дело № 2-3889/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 14 июня 2023 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе
председательствующего Главатских Л.Н.,
при секретаре ФИО6.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района г. Челябинска в интересах Васильевой А.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области об обязании включить в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Центрального района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах Васильевой А.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области об обязании включить ее в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Челябинскому городскому округу, в связи с переменой места жительства путем исключения ее из списка по прежнему месту жительства на территории Сафакулевского района Курганской области.
В обосновании иска указал, что Васильева А.А. относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования Сафакулевского района Курганской области от 06.02.2019г. № 33 Васильева А.А. включена в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сафакулевского района. В настоящее время истица является студенткой первого курса очной формы обучения факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» со сроком обучения с 01.09.2022г. по 31.08.2027г. Зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> Решением МСО Челябинской области № 1839 от 21.12.2022г. ей отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку законный представитель до совершеннолетия истца с заявлением о включении в список по новому месту жительства не обращался.
Представитель истца Табаков И.Н. в судебном заседании иск поддержал.
Истица Васильева А.А. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие.
Суд, заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что Васильева А.А., ДД.ММ.ГГГГ. рождения относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением администрации муниципального образования Сафакулевского района Курганской области от 06.02.2019г. № 33, решением МСО Челябинской области от 21.12.2022г.
Зарегистрирована по адресу <адрес>.
С 05.09.2022г. по 01.07.2027г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес> что подтверждается свидетельством о регистрации.
Согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.03.2023г. сведения о наличии недвижимости у Васильевой А.А. в реестре отсутствуют.
Постановлением администрации муниципального образования Сафакулевского района Курганской области от 06.02.2019г. № 33 Васильева А.А. включена в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сафакулевского района.
На основании решения МСО Челябинской области от 21.12.2022г. № 1839 Васильевой А.А. отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Челябинскому городскому округу в связи с тем, что местом ее жительства являлся Сафакулевский район и поскольку право ее на обеспечение по новому месту жительства до совершеннолетия не возникло. Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.
В соответствии с.п. 2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как установлено п. 1, п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанным Федеральным законом был принят Закон Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-З0 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье», который устанавливает на территории Челябинской области меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.
Как установлено ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-З0 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» в редакции Закона Челябинской области от 27 ноября 2014 года № 68-ЗО порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа определяется Правительством Челябинской области.
Как следует из положений ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» государственными полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу пункта 7 статьи 52 ЖК РФ отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации.
В целях реализации статьи 17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» Правительство Челябинской области Постановлением от 15 апреля 2013 года № 136-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» утвердило Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Согласно указанного Порядка, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот по их заявлению.
Решения о предоставлении лицам из числа детей-сирот жилых помещений принимаются органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В Список включаются лица, указанные в абзаце 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ.
21.12.2022г. Васильева А.А. в возрасте 18 лет обратилась с заявлением в МСО Челябинской области о включении ее в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту пребывания в г. Челябинске. Однако решением МСО Челябинской области от 21.12.2022г. Васильевой А.А. было отказано, поскольку заявитель до совершеннолетия с заявлением о включении в Список на обеспечение по новому месту жительства не обращалась.
В соответствии с пунктом 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…», при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
В соответствии с п. 35 Правил Решение об отказе во включении в список по новому месту жительства принимается в случае: наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
В соответствии с п. 38 Правил орган по новому месту жительства включает детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список.
Приведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что изменение места жительства лица из числа указанных в Законе N 159-ФЗ категорий граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица. При этом, никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Закон № 159-ФЗ, ни Правила не содержат.
В соответствии со ст. 3, 20 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).
К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (ст. 40), согласно которой каждый имеет право на жилище.
Право на жилище, определяющее достойный уровень жизни каждого человека, гарантировано Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 (ст. 11).
К основным правам человека относится и право на заботу о детях (ст. 38 Конституции). Обеспечение государственной поддержки детства отнесено к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 7 Конституции) и элементам социальной политики государства. Особая поддержка детства гарантирована международными нормами (ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ст. 23 - 24 Международного пакта о гражданских и политических правах), являющимися согласно ст. 15 Конституции составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой ст. 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Это связано с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
Восполнение реализации вышеуказанных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Таким образом, то обстоятельство, что Васильева А.А. состояла на учете в списке нуждающихся в получении жилого помещения в Сафакулевском районе и не изменила до 18 лет место учета на г. Челябинск, само по себе не означает, что истец не может обратиться к уполномоченному органу о включении в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Тем более это не влияет на право такого лица на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, которое было приобретено и реализовано истцом до исполнения им 18 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Центрального района г. Челябинска в интересах Васильевой А.А. к Министерству социальных отношений Челябинской области об обязании включить в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить.
Обязать Министерство социальных отношений Челябинской области включить Васильеву А.А. в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Челябинскому городскому округу путем исключения ее из Списка по прежнему месту жительства на территории Сафакулевского района Курганской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Центральный районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Л.Н. Главатских
Мотивированное решение изготовлено 19.06.2023г.
74RS0002-01-2023-001617-97
2-3889/2023
Центральный районный суд г. Челябинска
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Л.Н.Главатских
Секретарь ФИО4
Решение вступило в законную силу « » _________________ 2023 г.