50RS0027-01-2023-002937-68
Гр. дело №2-1954/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 декабря 2023 года г. Можайск
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Беловой Е.В.,
при секретаре Коробовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова Александра Сергеевича к Администрации Можайского городского округа Московской области, 3-е лицо Министерство имущественных отношений Московской области о признании права на предоставление земельного участка в собственность, -
у с т а н о в и л:
Емельянов А. С. обратился в суд с указанным иском, к Администрации Можайского ГО МО, обосновывая свои требования тем, что ему Истцу на основании Договора аренды земельного участка от 11.11.2019 года №З.4598/А/2019 на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 80050 кв.м категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, адрес объекта: <адрес> (далее Земельный участок). Право аренды зарегистрировано в ЕГРН 21.11.2019 г. за № № Истцом через портал госуслуг Мосрег.ру в администрацию Можайского городского округа Московской области было направлено заявление о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Решением об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые неразграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от 13.10.2023 № P001-1756186627-77202318 истцу отказано в данном праве. В виде основания указано, что «Установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не соответствует его фактическому использованию».
Истец в суд не явился. Представитель Истца Азаров А. В. В своем письменном заявлении в адрес суда настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - администрации Можайского ГО МО в суд не явилась, просив суд о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивая на письменных возражениях, направленных суду ранее, где просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований, суть которых сводится к тому, что ответчик не наделен собственными исключительными полномочиями по распоряжению земельными участками, ссылаясь на согласование Министерством имущественных отношений Московской области отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги, поскольку истцом используется арендованный участок не в соответствии с его видом разрешенного использования.
Третье лицо- Минмособлимущество, своего представителя в суд не направил, возражений на уточненный иск суду не представило.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон по совокупности, считает иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании из материалов дела судом установлено, что истец на основании договора №З.4598/А/2019 от 11.11.2019 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, площадь 80050 кв.м, адрес объекта: <адрес>. Право аренды зарегистрировано в ЕГРН 21.11.2019 г. за № №
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 названной статьи без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Из системного толкования вышеприведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 101-ФЗ следует, что предусмотренный этими нормами специальный механизм приобретения в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения установлен законодателем для тех арендаторов, которые на протяжении длительного срока (более трех лет) надлежаще используют без нарушений земельного законодательства предоставленные им земельные участки, в целях их дальнейшего использования для сельскохозяйственного производства.
Как следует из правовой позиции, содержащейся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случае продажи участка его арендатору без торгов, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
В материалы дела ответчиком представлен акт №6/99 от 27.06.2023 года в котором указано, что при проведении проверки на земельном участке Истца с к. н. №, нарушений земельного законодательства не выявлено, участок используется для сенокошения, выпаса мелкого рогатого скота.
Сведений об ограничении оборотоспособности спорного земельного участка материалы дела не содержат.
Срок действия договора Аренды земельного участка №З.4598/А/2019 составляет с 11 ноября 2019 года до 10 ноября 2028 года, в связи с чем, истцом соблюдены сроки для обращения за выкупом к ответчику, предусмотренные подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что на момент подачи Истцом заявления о выкупе арендуемого земельного участка у Администрации отсутствовали предусмотренные земельным законодательством основания для отказа истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), тем не менее, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними (статья 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 2 Закона Московской области от 7 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", действующего в редакции на момент принятия оспариваемого отказа, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают иные решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом и иными законами Московской области. Аналогичные положения содержатся в пункте 3 части 2 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 названного Кодекса, а также утвержденном распоряжением Минмособлимущества от 31 мая 2021 года N 15ВР-883 Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" (далее также - Регламент).
Согласно пунктам 13.2.1, 13.2.16 Регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являются в том числе несоответствие категории Заявителя кругу лиц, указанных в подразделе 2 данного Административного регламента; установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Перечень лиц, наделенных правом на выкуп земельного участка перечислены в пункте 2.2 Регламента и в приложении 1 к Регламенту - в том числе гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства.
Таким образом суд, исходя из изложенного, относится критически к доводам о администрации Можайского городского округа о своей несамостоятельности в принятии решений, при этом именно на ответчике лежит обязанность по обоснованию и предоставлению соответствующих доказательства использования истцом арендованного земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования. При этом истец реализовал свое право на обращение к ответчику во вне судебном регламентированном порядке с заявлением о выкупе арендуемого им более трех лет земельного участка, исчерпав внесудебные возможности по реализации своего права.
Учитывая изложенное, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает требование Истца о признании за ним права на приобретение в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:18:0090419:212, площадью 80050 кв.м категория земель: сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение сельскохозяйственного производства, адрес объекта: Московская область, Можайский район, д. Елево - законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, -
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░ №, ░░░░░ №, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 80050 ░░.░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░____________
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.