Дело № 2-2311/2022
Р Е Ш Е Н И Е
заочное
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2022 года г. Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Рожковой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Рыжковой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Храмова Н.В. к индивидуальному предпринимателю Хаджиолова М.О. об установлении факта трудовых отношений,
УСТАНОВИЛ:
Храмова Н.В. обратилась в суд с иском к ИП Хаджиолова М.О. об установлении факта трудовых отношений.
Свои требования мотивирует тем, что 11 апреля 2022 года истец договорилась по объявлению с Авито о приезде на работу в <адрес>. Приехала на место 11 апреля, на работу вышла 12 апреля, а 15 апреля между истцом и ответчиком был подписан договор № б/н подряда на выполнение сельскохозяйственных работ от 12 апреля 2022 г., в соответствии с которым истец выполняла для ответчика уходные работы и работы на производстве (упаковка, сортировка яблок).
Истец работала в составе одной большой бригады от ИП Хаджиолова М.О. во главе с бригадиром Татьяной Фирсовой на местном ЗАО "Агрофирма имени 15 лет Октября". Мастера от агрофирмы вели учёт проделанной работы каждым работником из бригады ИП Хаджиолова М.О..
По условиям указанного договора подряда истцу было предоставлено определенное рабочее место - в складском помещении, в паре с другой работницей, где истец вручную перебирала, сортировала и укладывали яблоки из привозимых из холодильника контейнеров в ящики и коробки. Истцу за выполненную работу ответчиком было выплачено следующее денежное вознаграждение: 16 апреля 2022 г. - аванс – 2 000 рублей (выдавали всем работникам через отработанных 5 рабочих смен) и 29 апреля 2022 г. - первая зарплата – 5 475 рублей за 3 дня работы (12, 13 и 14 апреля). Платить обещали 15 и 30 числа каждого месяца, т.е. выплата носила регулярный характер и не совпадала с датой окончания срока действия договора подряда. Выплачиваемое вознаграждение являлось для истца единственным источником дохода.
Работы, которые истец выполняла для ответчика по указанному договору подряда, характеризуются однородностью, определённостью выполняемых функций, поскольку надо было брать каждое яблоко из привезенного контейнера, осматривать его на наличие порчи, измерять его размер и далее класть либо в определенные ящики (сортировать), либо в коробку.
Также, выполняемая истцом работа на протяжении действия заключенного с ответчиком договора подряда, осуществлялась с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка: рабочий день у всех работников в бригаде был один: с 8 до 20 часов. В течение дня все делалось по расписанию: обед с 12 до 13 часов, полдник с 17:15 до 17:30. Вся работа делалась под руководством и контролем мастеров или бригадиров от агрофирмы. В течение рабочего дня истца кормили в столовой на рабочей территории. В другое время кормили в общежитии. Общежитие предоставляли согласно договора подряда, бесплатно. Выходной день у всех работников в бригаде был воскресенье. Каждую субботу был короткий рабочий день, после чего все работники и Истец в том числе, занимались генеральной уборкой своих рабочих мест: мыли стены, полы, ящики, окна, ворота.
Истец считает, что в период с 12.04.2022 года по 01.05.2022 года состояла в трудовых отношениях с ответчиком.
Просит суд: установить факт трудовых отношений между Храмова Н.В. и ИП Хаджиолова М.О. в период с 12 апреля 2022 года по 01 мая 2022 года.
Истец Храмова Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Ответчик ИП Хаджиолова М.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
В соответствии с частью 1 статьей 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации приведены требования к содержанию трудового договора, в котором, в частности, указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор, место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (часть 1 статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть 1 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (часть 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 19 мая 2009 г. N 597-О-О, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Данная норма Трудового кодекса Российской Федерации направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (статья 1, часть 1; статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).
Указанный судебный порядок разрешения споров о признании заключенного между работодателем и лицом договора трудовым договором призван исключить неопределенность в характере отношений сторон таких договоров и их правовом положении, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан. Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации. Из приведенных в этих статьях определений понятий "трудовые отношения" и "трудовой договор" не вытекает, что единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем, - наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.
Таким образом, по смыслу статей 11, 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положением части второй статьи 67 названного кодекса, согласно которому трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, отсутствие в штатном расписании должности само по себе не исключает возможности признания в каждом конкретном случае отношений между работником, заключившим договор и исполняющим трудовые обязанности с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовыми - при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.
В силу части 3 статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 8 и в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приведенные нормы трудового законодательства, определяющие понятие трудовых отношений, их отличительные признаки и особенности, форму трудового договора и его содержание, механизмы осуществления прав работника при разрешении споров с работодателем по квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых, судами первой и апелляционной инстанций применены неправильно, без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 19 мая 2009 г. N 597-О-О, и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2.
Судом установлено, что 12.04.2022 года между Храмова Н.В. и ИП Хаджиолова М.О. заключен договор б/н подряда на выполнение сельскохозяйственных работ без указания срока договора.
На основании указанного договора, истец работала у ИП Хаджиолова М.О. на ЗАО "Агрофирма имени 15 лет Октября" в период с 12 апреля 2022 года по 01 мая 2022 года.
В обязанности истца входило: перебор, сортировка и укладывание яблок из привозимых из холодильника контейнеров в ящики и коробки.
Согласно договору подряда заказчик обеспечивает подрядчика на время выполнения работ проживанием и трехразовым питанием. Заказчик предоставляет подрядчику проживание в общежитии безвозмездно. Заказчик предоставляет подрядчику инструменты и материалы, необходимые для выполнения работ. Кроме того, заказчик предоставляет подрядчику бесплатный трансфер от места проживания до фактического места выполнения работ.
Денежные средства за работу истцу выплачены 16 апреля 2022 г. - аванс – 2 000 рублей, и 29 апреля 2022 г. – 5 475 рублей за 3 дня работы (12, 13 и 14 апреля).
01.05.2022г. истец прекратила работу.
Указанные обстоятельства подтверждаются договором, перепиской между сторонами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Представленные суду доказательства в своей совокупности свидетельствуют, что отношения сторон носили трудовой характер.
Руководствуясь положениями указанных выше статей Трудового Кодекса РФ, дав в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценку исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам, суд считает, что между сторонами Храмова Н.В. и ИП Хаджиолова М.О. в период с 12 апреля 2022 года по 01 мая 2022 года возникли трудовые отношения.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Храмова Н.В. об установлении факта трудовых отношений с ответчиком ИП Хаджиолова М.О. в период с 12 апреля 2022 года по 01 мая 2022 года удовлетворить.
В силу ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Храмова Н.В. к индивидуальному предпринимателю Хаджиолова М.О. об установлении факта трудовых отношений, удовлетворить.
Установить факт трудовых отношений между Храмова Н.В. и индивидуальным предпринимателем Хаджиолова М.О. в период с 12 апреля 2022 года по 01 мая 2022 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Хаджиолова М.О. в доход местного бюджета госпошлину 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения изготовлен 17 августа 2022 года.
Судья: Рожкова Е.Е.