Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-151/2023 ~ М-138/2023 от 11.04.2023

22RS0044-01-2023-000177-96        Дело № 2-151/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рубцовск            08 июня 2023 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сорокиной Е.Г.,

при секретаре Лагуновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-151/2023 по иску краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Локтевскому району» к Аверьянову Александру Александровичу о взыскании денежных средств социальной помощи на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Истец КГКУ «Управление социальной защиты населения по Локтевскому району» (далее - Управление) обратилось в суд с указанным иском, в котором просит взыскать с Аверьянова Александра Александровича в пользу КГКУ УСЗН по Локтевскому району неосновательно приобретённые денежные средства социальной помощи на основании социального контракта в сумме 86 350 руб., полученные в результате заключения социального контракта.

В обоснование заявленных требований указало на то, что Аверьянов Александр Александрович состоял на учете в Управлении и являлся получателем материальной помощи на основании социального контракта по направлению - развитие предпринимательской деятельности в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017г. № 430 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи» (далее - Порядок).

Аверьянов А.А. обратился 29.11.2021 в Управление с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта. Так, п.4 Порядка устанавливает среди прочих видов материальной помощи материальную помощь малоимущих гражданам и семьям на основании социального контракта. П.20.1. Порядка в свою очередь устанавливает виды материальной помощи на основании социального контракта: ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата.

Аверьяновым А.А. было выбрано получение услуги по оказанию материальной помощи на основании социального контракта в виде получения единовременной выплаты по направлению - развитие предпринимательской деятельности. В соответствии с предоставленным бизнес-планом им была заявлена деятельность по выращиванию грибов вешенка.

При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов Управление руководствовалось положениями Порядка.

В соответствии с абз.4 п.20.1 Порядка, размер единовременной денежной выплаты определяется с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и, как было выше упомянуто, не может превышать, в случае оказания помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе гражданам, являющимся самозанятыми, - 250 000 руб.

Так как размер единовременной денежной выплаты определяется с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, то при определении объема денежных средств, необходимых гражданину для осуществления, в частности, предпринимательской деятельности, Управление, помимо лимитов, определенных Министерством социальной защиты населения Алтайского края для данного вида материальной помощи, опирается на тот объём денежных средств, который гражданин обозначает в своем бизнес-плане. Бизнес-план является одной из составляющих программы социальной адаптации семьи.

Аверьянов А.А. в своём бизнес плане обозначил и обосновал объём денежных средств, необходимый ему для осуществления предпринимательской деятельности, в размере 86 350 руб. В результате межведомственная комиссия показанию материальной помощи на основании социального контракта приняла решение от 08.12.2021 об оказании Аверьянову А.А. материальной помощи в 100% от заявленного и обоснованного бизнес-планом объема денежных средств, а именно в размере 86 350 руб.

В результате между Управлением и Аверьяновым А.А. был заключён 29.11.2021 социальный контракт № 76 (далее - Социальный контракт).

В соответствии с п.2.4. Социального контракта, Аверьянов А.А. обязался приобрести в период действия Социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, представить в Управление подтверждающие документы, а также ежемесячно предоставлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации.

В результате, по истечении 11 месяцев действия указанного Социального контракта, с 01.11.2021 по 30.09.2021, со стороны заявителя - Аверьянова А.А. - были выполнены не все его условия. В частности, Аверьяновым А.А. представлены документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств социального контракта, не на всю предоставленную в рамках социального контракта сумму.

Специалист неоднократно осуществлял телефонные звонки Аверьянову А.А. с целью указания на обязательность выполнения мероприятий условий Социального контракта (в частности, ежемесячный отчет о ведении индивидуальной предпринимательской деятельности). Аверьянову А.А. было дано время на выполнение данных условий. Нро после установленного по договоренности между Управлением и Аверьяновым А.А. срока Аверьяновым А.А. так и не были устранены ранее указанные нарушения Социального контракта.

Тогда Управлением, в соответствии с п.3.4. Социального контракта, было принято решение о досрочном прекращении социального контракта с Аверьяновым А.А. по основанию частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин (заключение от 30.09.2022). О данном факте и об обязательстве предоставить отчетные документы, подтверждающие приобретение материалов, оборудования для ведения предпринимательской деятельности на сумму не менее 57 673 руб. 15 коп. (сумма, целевое расходование которой осталось неподтвержденным), а случае их не предоставления - о возврате поной суммы, предоставленной ему в рамках Социального контракта, Аверьянов был уведомлен письменно.

После получения уведомления от Аверьянова А.А. в Управление никакого ответа по существу уведомления не поступало.

Тогда Управлением было принято решение о подаче в отношении Аверьянова А.А. искового заявления в суд.

Представитель истца в судебном заседании отсутствовал. Извещался о дате и времени судебного заседания в надлежащем порядке. Просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

Суд, счёл возможным рассмотреть дело при данной явке, что не противоречит положениям статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик Аверьянов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что на основании того, что расписка от частного лица не может быть принята в дело, у него соцзащита не взяла расписку, что ответчик покупал солому, заказывал мицелий из г.Новосибирска. Кроме того, истец не учитывал, что ответчик покупал уголь, использовал свет.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 78-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Следует отметить, что с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно части 1-3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Аверьянов Александр Александрович состоял на учете в Управлении и являлся получателем материальной помощи на основании социального контракта по направлению - развитие предпринимательской деятельности в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 5 октября 2017г. № 430 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи» (далее - Порядок).

Аверьянов А.А. обратился 29.11.2021 в Управление с заявлением об оказании материальной помощи на основании социального контракта. Так, п.4 Порядка устанавливает среди прочих видов материальной помощи материальную помощь малоимущих гражданам и семьям на основании социального контракта. П.20.1. Порядка в свою очередь устанавливает виды материальной помощи на основании социального контракта: ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата.

Аверьяновым А.А. было выбрано получение услуги по оказанию материальной помощи на основании социального контракта в виде получения единовременной выплаты по направлению - развитие предпринимательской деятельности. В соответствии с предоставленным бизнес-планом им была заявлена деятельность по выращиванию грибов вешенка.

При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов Управление руководствовалось положениями Порядка.

В соответствии с абз.4 п.20.1 Порядка, размер единовременной денежной выплаты определяется с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, и, как было выше упомянуто, не может превышать, в случае оказания помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе гражданам, являющимся самозанятыми, - 250 000 руб.

Так как размер единовременной денежной выплаты определяется с учетом мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, то при определении объема денежных средств, необходимых гражданину для осуществления, в частности, предпринимательской деятельности, Управление, помимо лимитов, определенных Министерством социальной защиты населения Алтайского края для данного вида материальной помощи, опирается на тот объём денежных средств, который гражданин обозначает в своем бизнес-плане. Бизнес-план является одной из составляющих программы социальной адаптации семьи.

Аверьянов А.А. в своём бизнес плане обозначил и обосновал объём денежных средств, необходимый ему для осуществления предпринимательской деятельности, в размере 86 350 руб. В результате межведомственная комиссия показанию материальной помощи на основании социального контракта приняла решение от 08.12.2021 об оказании Аверьянову А.А. материальной помощи в 100% от заявленного и обоснованного бизнес-планом объема денежных средств, а именно в размере 86 350 руб.

В результате между Управлением и Аверьяновым А.А. был заключён 29.11.2021 социальный контракт № 76 (далее - Социальный контракт).

В соответствии с п.2.4. Социального контракта, Аверьянов А.А. обязался приобрести в период действия Социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, представить в Управление подтверждающие документы, а также ежемесячно предоставлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации.

В результате, по истечении 11 месяцев действия указанного Социального контракта, с 01.11.2021 по 30.09.2021, со стороны заявителя - Аверьянова А.А. - были выполнены не все его условия. В частности, Аверьяновым А.А. представлены документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств социального контракта, не на всю предоставленную в рамках социального контракта сумму.

Аверьянову А.А. было дано время на выполнение данных условий. Но после установленного по договоренности между Управлением и Аверьяновым А.А. срока Аверьяновым А.А. так и не были устранены ранее указанные нарушения Социального контракта.

Тогда Управлением, в соответствии с п.3.4. Социального контракта, было принято решение о досрочном прекращении социального контракта с Аверьяновым А.А. по основанию частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин (заключение от 30.09.2022). О данном факте и об обязательстве предоставить отчетные документы, подтверждающие приобретение материалов, оборудования для ведения предпринимательской деятельности на сумму не менее 57 673 руб. 15 коп. (сумма, целевое расходование которой осталось неподтвержденным), а случае их не предоставления - о возврате поной суммы, предоставленной ему в рамках Социального контракта, Аверьянов был уведомлен письменно.

После получения уведомления от Аверьянова А.А. в Управление никакого ответа по существу уведомления не поступало.

Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства подтверждающие факт выполнения программы - не представлены документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств социального контракта на всю представленную сумму в рамках социального контракта. Таким образом, условия социального контракта ответчиком не были исполнены в полном объеме.

Сведений о том, что ответчик Аверьянов А.А. возвратил полностью или частично денежные средства, полученные от Управления в размере 86 350 руб. суду не представлено.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

На основании вышеизложенного, учитывая, что ответчиком в судебное заседание в соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств того, вышеуказанная задолженность возвращена истцу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 790 руб. 50 коп., от уплаты, которой истец был освобождён при обращении в суд за защитой нарушенного права, в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Локтевскому району» удовлетворить.

Взыскать с Аверьянова Александра Александровича (ИНН: ) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Локтевскому району» (ИНН: 2225068499) денежные средства социальной помощи на основании социального контракта в сумме 86 350 руб., полученные в результате заключения социального контракта.

Взыскать с Аверьянова Александра Александровича (ИНН: ) в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края государственную пошлину в размере 2 790 руб. 50 коп.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий     Е.Г. Сорокина

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2023.

2-151/2023 ~ М-138/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Локтевскому району" (КГКУ УСЗН по Локтевскому району)
Ответчики
Аверьянов Александр Александрович
Суд
Рубцовский районный суд Алтайского края
Судья
Сорокина Екатерина Геннадьевна
Дело на сайте суда
rubcovsky--alt.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2023Дело оформлено
30.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее