Адм. дело №12-26/2020
УИД 04RS0009-01-2020-000379-98
РЕШЕНИЕ
г. Закаменск 22 июля 2020 года
Судья Закаменского районного суда Республики Бурятия Субботина Т.А., при секретаре Цыбиковой С.А., с участием
представителя администрации МО СП «Хуртагинское» Намдакова А.А.,
главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В.,
рассмотрев жалобу представителя администрации МО СП «Хуртагинское» Намдакова А.А. на постановление главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от 7 мая 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от 7 мая 2020 года администрация МО СП «Хуртагинское» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Административное правонарушение было совершено АМО СП «Хуртагинское» при обстоятельствах, изложенных в описательной части обжалуемого постановления.
В жалобе представитель администрации МО СП «Хуртагинское» ставит вопрос об изменении обжалуемого постановления в части назначенного наказания. При этом в своей жалобе указывает на то, что не согласен с нарушением, указанным в пункте 1 указанного постановления. Согласно ст.19 Федерального закона от 19.12.2004 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, добровольная пожарная охрана является общественной организацией добровольного характера и желающих участвовать в такой организации в сельском поселении нет, поэтому обязанности по пожарной безопасности возложены на главу сельского поселения и работников администрации.
По поводу отсутствия достаточного объема наружного водоснабжения в у.Хуртага, указал, что меры по обеспечению населенного пункта водоснабжением для противопожарных целей принимаются. Так, сельским поселением было согласовано выделение земельных участков под строительство пожарных резервуаров при строительстве ФАПа на территории у. Хуртага. Кроме этого, ... из республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций поступил ответ о том, что рабочей группой подготовлена бюджетная заявка на выделение из республиканского бюджета дополнительного финансирования на разработку типовой проектной документации для источников наружного противопожарного водоснабжения. Кроме этого сельским поселением создаются условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения. Кроме того, указал, что не согласен с нарушением, указанным в п.3 постановления, так как проходил обучение по охране труда. Также указывает, что не согласен с пунктом 4 обжалуемого постановления, так как администрацией сельского поселения разработаны распорядительные акты в области противопожарной безопасности. С нарушением, указанным в п. 5 обжалуемого постановления согласен. Обжалуемое постановление Намдаков А.А просил изменить, назначить АМО «Хуртагинское» наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании представитель Намдаков А.А. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил постановление главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от ... изменить, назначить наказание в виде предупреждения, при этом просил учесть, что оставшаяся на текущую дату сумма денежных средств, предназначена для выплаты денежных средств сотрудникам администрации, и назначенная сумма штрафа для сельского поселения является значительной.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный государственный инспектор Закаменского района по пожарному надзору Шайдуров М.В. пояснил, что с доводами, изложенными в жалобе, а также приведенными Намдаковым А.А., он не согласен. Пояснил, что на момент проверки какие-либо мероприятия для обеспечения условий по созданию добровольной пожарной охраны администрацией сельского поселения не предприняты, в частности, не организовано социальное и денежное стимулирование граждан, не разработаны соответствующие документы. По пожарному водоснабжению мер со стороны сельского поселения также не принято. Так, имеющийся на территории сельского поселения противопожарный резервуар является ведомственным и предназначен для тушения школы. На территории поселения проживает значительное количество жителей, его протяженность составляет 3 км, одного резервуара для тушения пожаров недостаточно, и в случае одновременного возгорания в нескольких местах отсутствие резервуаров может повлечь серьезные последствия. Протекающая по территории сельского поселения река, является горной, зачастую уровень воды в ней бывает низким, а зимой река промерзает. Указанные обстоятельства не позволяют круглогодично использовать указанный водоём для средств пожаротушения. По обучению по программам пожарно-технического минимума – на момент проверки обучение главой поселения пройдено не было. Прохождение по охране труда не включает в себя обучение по пожарно-техническому минимуму.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением ... от ... главным государственным инспектором Закаменского района по пожарному надзору Шайдуровым М.В. в период со ... проведена внеплановая проверка МО СП «Хуртагинское» на предмет исполнения законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров, а также в целях подготовки объектов и территорий к летнему пожароопасному сезону 2020 года, по результатам которой были выявлены допущенные МО СП «Хуртагинское» нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, а именно не проведены организационные мероприятия по созданию ДПО: отсутствуют учредительные документы (положение об общественном учреждении при администрации поселения, протокол учредительного собрания, заявления членов, регистрация в едином реестре ДПО Закаменский район);
в нарушение пункта 78 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019), статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не выполнен противопожарный разрыв шириной не менее 15 метров от грнаиц застройки улуса Хуртага по ул. Молодежная с юго-западной стороны;
в нарушение статей 6, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018), пункта 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019), пунктов 5.1, 6.3, 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 (ред. от 09.12.2010), статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не в полном объеме имеется наружное противопожарное водоснабжение у.Хуртага,;
в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений;
в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019), статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018) не организована разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
в нарушение п. 39 Приказа МЧС России от 12.12.2007 г. №645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций, п.3 ПП РФ №390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме» не организовано обучение специальным программам пожарно-технического минимума руководителя (глава поселения), работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
На основании выявленных нарушений постановлением №22 главного государственного инспектора Закаменского района по пожарному надзору Шайдурова М.В., вынесенным 7 мая 2020 года, АМО СП «Хуртагинское» подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Вина АМО СП «Хуртагинское» в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом постановлении, которые соотносятся между собой, являются допустимыми, а в своей совокупности достаточными для принятия решения о привлечении к административной ответственности.
Доводы представителя АМО СП «Хуртагинское» о том, что требование должностного лица о необходимости установления на территории сельского поселения наружных источников водоснабжения в виде пожарных водоемов являются незаконными, являются необоснованными, так как противоречат требованиям законодательства в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе, питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ и противопожарные резервуары. При этом поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом (ч. 3 ст. 68). В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. №178 утвержден Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009».
В соответствии с п. 1.1 СП 8.13130.2009 настоящий Свод правил разработан в соответствии со ст.ст. 68 и 99 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является нормативным документом добровольного применения, устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Пунктами 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009 предусмотрены требования, предъявляемые к размещению пожарных гидрантов и пожарных водоемов.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации утверждается, опубликовывается и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
Приказом Росстандарта от 16.04.2014 г. № 474 указанный СП 8.13130.2009 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Так, в указанный перечень был включен СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", в том числе, в части применения п. 5.10.
Согласно п. 5.10 СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.
В постановлении должностного лица установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ст.ст. 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.5.1, 6.3 и 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 178), администрацией СП «Хуртагинское» не обеспечила первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, а именно наличие наружных источников пожаротушения, соответствующих предъявляемым требованиям.
Наличие на территории МО СП «Хуртагинское» резервуара МАОУ «Хуртагинская СОШ» о принятии таких мер не свидетельствует, поскольку указанный водоем предназначен для нужд образовательного учреждения.
Изучив дело в полном объеме, суд, учитывая, что должностным лицом в постановлении о привлечении к административной ответственности АМО СП «Хуртагинское» не конкретизировано какие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не урегулированы нормативными актами МО СП «Хуртагинское», а также не указано какие конкретно мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должны быть предусмотрены в планах и программах развития территории, какие источники противопожарного водоснабжения, а также какие средства обеспечения пожарной безопасности и в каких жилых и общественных зданиях, находящихся в муниципальной собственности, содержатся в неисправном состоянии (пункт 4 Постановления), нарушения, указанные в пункте 4 постановления о привлечении АМО СП «Хуртагинское» от 7 мая 2020 подлежат исключению.
Доказательств, опровергающих наличие на момент проверки иных нарушений требований законодательства в области противопожарной безопасности, указанных в постановлении о привлечении АМО СП «Хуртагинское» к административной ответственности, его представителем не представлено, в связи с чем доводы жалобы суд признает необоснованными.
Характер выявленных нарушений, допущенных АМО СП «Хуртагинское» при осуществлении своей непосредственной деятельности, свидетельствует о том, что нарушения требований пожарной безопасности могут создать препятствия к тушению пожара, затруднят подачу средств пожаротушения, таким образом, влекут возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Вывод главного государственного инспектора Закаменского района по пожарному надзору Шайдурова М.В. о наличии в действиях АМО СП «Хуртагинское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела в отношении МО СП «Хуртагинское», влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было.
Постановление о привлечении АМО СП «Хуртагинское» к административной ответственности было вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обращаясь с жалобой, глава АМО СП «Хуртагинское» просил изменить состоявшееся постановление в части назначенного наказания, при этом просил назначить АМО СП «Хуртагинское» наказание в виде предупреждения.
С доводами жалобы о необходимости замены назначенного наказания со штрафа на предупреждение нельзя согласиться.
Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Следовательно, исходя из обстоятельств дела, за совершение данного правонарушения обществу не подлежит назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку обществом создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Вместе с тем наложение административного штрафа в установленных санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пределах в размере 150 000 рублей в данном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
При вынесении постановления о привлечении АМО СП «Хуртагинское» должностным лицом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При этом в ходе рассмотрения жалобы представителем АМО СП «Хуртагинское» в подтверждение сложного финансового положения муниципального образования был представлен отчет об исполнении бюджета муниципального образования, согласно которому МО СП «Хуртагинское» имеет неисполненные бюджетные назначения, большую часть которых составляют расходы на выплату денежного содержания персоналу муниципальных учреждений.
Как видно из оспариваемого постановления при решении вопроса о виде и размере наказания, назначаемого АМО СП «Хуртагинское» возможность применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении привлекаемому юридическому лицу наказания в виде штрафа не обсуждалась.
Учитывая положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением МО СП «Хуртагинское», привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 80000 рублей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от 07 мая 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица - администрации МО СП «Хуртагинское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, изменить:
- исключить нарушения, указанные в пункте 4 постановления;
- снизить размер назначенного муниципальному образованию сельское поселение «Хуртагинское» административного штрафа до 75 000 рублей
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя администрации МО СП «Хуртагинское» Намдакова А.А. – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья: Т.А. Субботина