Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3053/2020 ~ М-3031/2020 от 01.10.2020

Дело № 2-3053 /20                     

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург                      16 декабря 2020 года        

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Воробьевой И.А.

при секретаре Кожушко А.А.

с участием прокурора Лундиной О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в интересах ФИО5 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО5. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о взыскании с ответчика расходов на приобретение лекарственных препаратов на сумму 2971,40 рублей.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что истец является <данные изъяты>, в связи с имеющимся <данные изъяты> по медицинским показаниям необходимо использование препарата <данные изъяты> на который ей был выписан рецепт от 18 мая 2020 года. Рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание в аптеке АО «Петербургские аптеки» 18 мая 2020 года, однако был реализован только 17 июля 2020 года, в связи с чем истец была вынуждена приобретать лекарственные препараты самостоятельно и за свой счет, поскольку использование этого лекарства ей необходимо по жизненным показаниям.

Прокурор указал, что Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи, предусмотренной законами Санкт-Петербурга, для определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, включенных в регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга и АО «Петербургские аптеки».

Прокурор в судебное заседание явился, требования иска поддержал, просил удовлетворить.

Истец в суд не явился, извещена надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, иск не признал.

Третье лицо- Комитетов финансов Правительства Санкт-Петербурга извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил письменные возражения, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица -АО «Петербургские аптеки» извещено надлежащим образом, в суд представителя не направил, представил письменные возражения, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению. При этом суд учитывая принцип единообразия судебной практики, принимает во внимание состоявшиеся судебные акты по аналогичным делам (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2019 N 33-478/2019 по делу N 2-1368/2018; апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 10.05.2018 по делу N 33-2705/2018; апелляционное определение Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 33-47850/2017 и др.).
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

В соответствие со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 10.10.2005 № 478 -73 «О льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий граждан » лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечень которых утвержден федеральным законодательством, отпускаются бесплатно по рецептам, выписанным врачами при амбулаторном лечении.

В соответствие с «Положением о Комитете по здравоохранению», утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 г. № 1673, Комитет в порядке предусмотренном федеральным законодательством организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, организует обеспечение населения закупленными по государственными контрактам лекарственными средствами. Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Согласно п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (ред. от 01.03.2012) в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Согласно п. 6 «Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание):

рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли;

рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

Федеральным законом №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право на получение государственной социально помощи в виде набора социальных услуг. Согласно п.1 ст.6.2 этого же закона, из числа категорий (в тот числе инвалидов), указанных в ст.6.1 данного Федерального закона, в набор социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по соответствующим рецептам.

В настоящем случае установлено, что истец является <данные изъяты>, в связи с имеющимся <данные изъяты> ей по медицинским показаниям необходимо использование препарата <данные изъяты> на который ей был выписан рецепт от 18 мая 2020 года. Рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание в аптеке АО «Петербургские аптеки» 18 мая 2020 года, однако был реализован только 17 июля 2020 года, в связи с чем истец была вынуждена приобретать лекарственные препараты самостоятельно и за свой счет, поскольку использование этого лекарства ей необходимо по жизненным показаниям.

Суд, анализируя представленные доказательства в совокупности, полагает, что Комитетом по здравоохранению не представлено достаточных доказательств того, что административным ответчиком были предприняты все необходимые меры к организации своевременного обеспечения граждан (в том числе и истца) указанным лекарственным средством. Именно образовавшийся дефицит, по мнению суда, привел к тому, что указанный лекарственный препарат приобретался истцом на коммерческой основе и за свой счет.

Суд критически относится к доводу представителя ответчика о том, что «взыскание денежных средств, потраченных самим истцом в период отсутствия льготного обеспечения, приведет к неосновательному обогащению истца», поскольку, как указал Комитет, «истец был впоследствии обеспечен этим же лекарством». При этом, суд учитывает, что ответчик не отрицает тот факт, что спорный препарат (в период его отсутствия в аптечной сети на льготной основе) был необходим истцу по жизненным показаниям, отсутствие данного препарат могло поставить истца в опасность, осложнить течение его заболевания и, поэтому, истец не имел возможности отказаться от приема данного препарата (а соответственно, и от его покупки). В связи с этим суд полагает, что приобретение данного препарата истцом на коммерческой основе (в период отсутствия льготного обеспечения) являлось вынужденной мерой. По мнению суда, противоположная позиция фактически обесценит установленную государством гарантию на обеспечение лекарственными препаратами на льготной основе, поскольку предоставление лекарств должно быть своевременным и полным.

Суд, оценивая представленные доказательства и учитывая компетенцию Комитета по здравоохранения СПб, полагает, что, поскольку обеспечение необходимыми медицинскими изделиями гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, не было проведено своевременно, то понесенные истцом материальные затраты полежат возложению на Комитет.

Факт самостоятельной покупки истицей указанного препарата 08 июня 2020 года на сумму 2971, 40 рублей ответчиком не отрицается, подтвержден чеком. Количество приобретенного препарата соответствует указанному в рецепте. То есть общая сумма денежных средств, затраченная истцом на обеспечение лекарств по выписанному рецепту и составляющая 2971,40 рублей, подлежит возмещению.

Таким образом, иск подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 971,40 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░:    

2-3053/2020 ~ М-3031/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кушнаренко Екатерина Дмитриевна
Прокурор Фрунзенского р-на СПб
Ответчики
Комитет по здравоохранению СПб
Другие
АО Петербургские аптеки
Комитет финансов СПб
Суд
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Воробьева И. А.
Дело на сайте суда
kbs--spb.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2021Дело оформлено
25.10.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее