Дело №2-101/2024
УИД 61RS0041-01-2023-001946-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2024 года п. Матвеев Курган
Матвеево-Курганский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Коркишко А.И.
при секретаре Сидоровой С.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Федоренко О.А. к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Федоренко О.С. обратилась в районный суд с иском к ответчику администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (третье лицо: Карманов А.В.), в котором просит снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
В обоснование заявленных требований представителем истца указано, что Федоренко О.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4100 кв.м., и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>. С целью уточнения местоположения границ своего земельного участка она обратилась к кадастровому инженеру, которым было выявлено, что границы смежного земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № пересекают фактические границы принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером №, площадь пересечения составляет 379,70 кв.м. При натурном обследовании ее земельного участка кадастровым инженером было выявлено, что границы, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не совпадают с фактически существующими на местности границами искусственного происхождения, то есть сведения о границах земельного участка были ранее внесены в ГКН, а затем воспроизведены в ЕГРН, по ошибочным данным землеустроительных работ. Из этого следует, что границы земельного участка с кадастровым номером № установлены с реестровой ошибкой, без учета фактически существующих на местности ограничений и особенностей местности. Данный факт препятствует ей в постановке на кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № находится в государственной собственности и на основании договора аренды №68 от 01.04.2020 передан в аренду Карманову А.В. В адрес ответчика было направлено заявление, в котором просили снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №. От ответчика получен ответ, согласно которому администрация района не возражает против снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, указав, что участок снимается с государственного кадастрового учета в судебном порядке.
Истец Федоренко О.С., будучи надлежащим образом извещенной, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не заявлено, дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности Тищенко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям и доводам, приведенным в иске, просил удовлетворить.
Ответчик – администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении дела не заявлено, дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третье лицо: Карманов А.В., будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, об отложении дела не заявлено, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Из статьи 68 Земельного кодекса РФ следует, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.
Согласно статье 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.7 ст.69 Земельного кодекса РФ).
В силу статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, при этом к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно части 4 данной статьи к числу основных сведений об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости, относится описание местоположения границ земельного участка (п.3).
Статьей 14 Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 настоящей статьи, к числу которых относятся: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 6); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Частью 3 статьи 70 Закона о регистрации предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Требования к межевому плану установлены статьей 22 Закона о регистрации, согласно которой межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Из части 8 данной статьи следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
В соответствии с ч.3 ст.61 Закона о регистрации воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4).
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела Федоренко О.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Администрацией Матвеево-Курганского района сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью 3000 кв.м., местоположение: <адрес>, переданный в аренду Карманову А.В. по договору аренды №68 от 01.04.2020.
С целью уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № Федоренко О.С. обратилась к кадастровому инженеру, которым в результате проведения кадастровых работ было выявлено, что границы смежного земельного участка по адресу: х<адрес> с кадастровым номером № пересекают фактические границы принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №, площадь пересечения составляет 379,70 кв.м.
Представитель истца обратился в администрацию Матвеево-Курганского района с просьбой снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
В ответе на данное обращение администрация Матвеево-Курганского района не возражала против снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, указав, что участок снимается с государственного кадастрового учета в судебном порядке.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером № был сформирован ответчиком и поставлен на кадастровый учет с реестровой ошибкой в связи с тем, что данный земельный участок накладывается на принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером №, при этом площадь пересечения (наложения) составляет 379,70 кв.м., что является препятствием для истца в завершении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №.
Поскольку материалы дела содержат доказательства несоответствия зафиксированных в ЕГРН границ земельных участков сторон фактическим границам, что не оспаривается ответчиком, то следует признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о характерных точках границ земельного участка с кадастровым номером №, допущенной при выполнении кадастровых работ в отношении данного земельного участка, следовательно, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № являются недействительными, а границы этого земельного участка не установленными.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования Федоренко О.С. являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, полагая необходимым снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, адрес: Ростовская <адрес>, исключив из ЕГРН сведения о местоположении границ данного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федоренко О.А. удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Матвеево-Курганский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 19 января 2024 года.
Судья А.И. Коркишко