Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-14/2024 (7р-266/2023;) от 13.12.2023

Судья Сабирьянов Р.Я. Дело № 7р-14/2024

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 26 января 2024 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
30 ноября 2023 года, которым отменено постановление первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. от
17 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении замещавшего должность министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Герасименко А. А., <дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
<адрес>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. от 17 октября 2023 года министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Герасименко А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 года постановление должностного лица административного органа отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Марий Эл.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, просит решение судьи отменить, указывая, что копия протокола об административном правонарушении направлена Герасименко А.А. заказным письмом по адресу его регистрации, отсутствие на почтовом уведомлении сведений о содержимом конверта не свидетельствует о нарушении и не опровергает факт направления именно копии протокола. О дате рассмотрения дела и вынесении постановления Герасименко А.А. извещался путем направления уведомления на электронную почту и почтового отправления по месту его работы в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, которые были получены. При таких обстоятельствах полагают, что указанные в решении судьи процессуальные нарушения не подтверждаются материалами дела.

В судебное заседание Герасименко А.А., извещенный о рассмотрении дела не явился, представил письменные пояснения, в которых указал, что копию протокола получил, о дне рассмотрения дела должностным лицом был извещен, поскольку получил копию определения о назначении времени и места рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах с учетом положений статьи 25.1 КоАП РФ полагаю, что дело может быть рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения допущенного к участию в деле защитника Желонкина А.М., просившего решение судьи отменить, дело возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу поданной
Герасименко А.А. жалобы, поскольку нарушений, о которых указано в решении судьи от 30 ноября 2023 года, не было допущено, объяснения представителя административного органа Токтауловой М.В., опрошенной по правилам для опроса свидетелей, поддержавшей жалобу, изучив доводы жалобы, поступивших письменных пояснений Герасименко А.А., проверив материалы дела об административном правонарушении № 14-10/2023-22, дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении №12-686/2023, прихожу к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Из материалов дела следует, что 4 октября 2023 года должностным лицом Министерства финансов по Республики Марий Эл в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Герасименко А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно протоколу Министерством финансов по Республики Марий Эл проведено контрольное мероприятие - выездная проверка, по результатам которой в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл направлено представление № 07-09/91 от
2 августа 2023 года, содержащее обязательные для исполнения в срок до
4 сентября 2023 года требования о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений, выразившихся в несоблюдении требований, установленных:

- пунктом 13 Порядка предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение затрат, возникающих в результате реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания мостовых сооружений, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2020 года № 7, а именно, получателем субсидии – ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстрой» в 2021 году не предоставлялись ежемесячно в Минтранс Республики Марий Эл отчеты о проведенных мероприятиях по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений по восьми соглашениям;

- пунктом 18 Порядка предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл Государственному унитарному казенному предприятию Республики Марий Эл «Мостремстрой» на возмещение затрат, возникающих в результате приведения в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 февраля 2022 года № 85 (далее – Порядок предоставления субсидии от 26 февраля 2022 года № 85), а именно, получателем субсидии – ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстрой» в 2022 году не предоставлялись ежемесячно в Минтранс Республики Марий Эл отчеты о проведенных мероприятиях по капитальному ремонту, ремонту мостовых сооружений по двум соглашениям;

- пунктом 26 Порядка предоставления субсидии от 26 февраля 2022 года № 85, пунктом 4.3.3.1 Соглашения от 10 марта 2022 года № 10-2022000430, а именно, ГУКП Республики Марий Эл «Мостремстрой» в 2022 году представлены с использованием государственной интегрированной информационной системой «Электронный бюджет» отчеты Минтрансу Республики Марий Эл о достижении значений результатов предоставления субсидии за 1-й, 2-й, 3-й кварталы 2022 года с нарушением установленного срока. Предложено разработать План мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений, с указанием срока исполнения и ответственных должностных лиц учреждения, обеспечить его выполнение.

Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих их исполнение, необходимо было представить в Министерство финансов по Республики Марий Эл не позднее 4 сентября 2023 года.

Представление от 2 августа 2023 года № 07-09/91 вручено министру транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Герасименко А.А. 4 августа 2023 года.

4 сентября 2023 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл в адрес Министерства финансов по Республики Марий Эл предоставлен ответ (исходящий № 04-5329), из которого следует, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл принято решение по внесению изменений в формулировку пункта 13 постановления Правительства Республики Марий Эл от 22 января 2020 года № 7 и пункта 18 постановления Правительства Республики Марий Эл от 26 февраля 2022 года № 85, а именно, в части изменения сроков представления отчетов (слова «ежемесячно, до 15 числа, следующего за отчетным» заменены словами «по факту исполнения работ»). Также сообщено, что проект постановления Правительства Республики Марий Эл «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» находится на согласовании, проектом предусмотрено вступление в силу изменений с 1 сентября 2023 года.

Должностным лицом административного органа установлено, что постановление Правительства Республики Марий Эл от
22 января 2020 года № 7, которым утвержден Порядок предоставления субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение затрат, возникающих в результате реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания мостовых сооружений, и в которое, согласно информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл вносятся изменения, утратило силу 18 февраля 2022 года. В связи с чем, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл не исполнены требования пунктов 1, 2 Представления от 2 августа 2023 года № 07-09/91, а именно, не приняты меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений, не разработан план мероприятий по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений, с указанием срока исполнения и ответственных должностных лиц учреждения, а также не представлены копии документов, подтверждающих исполнение представления.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Герасименко А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы Герасименко А.А. на постановление должностного лица административного органа судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл пришел к выводу о допущенных должностным лицом административного органа процессуальных нарушениях, выразившихся в невручении Герасименко А.А. копии протокола об административном правонарушении и в рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Герасименко А.А. в отсутствии сведений о его надлежащем извещении, что повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Посчитав данные нарушения существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, принимая во внимание положение пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья городского суда постановление должностного лица административного органа отменил, дело возвратил на новое рассмотрение.

Между тем с выводами судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ определено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Исходя из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Из материалов дела следует и последовательно указывалось представителем административного органа на то, что определение о назначение административного дела к рассмотрению вынесено 5 октября 2023 года и в этот же день направлено по электронной почте в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл для вручения министру Герасименко А.А.

6 октября 2023 года копия данного определения направлена также заказным письмом с уведомлением в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.

Согласно телефонограмме от 10 октября 2023 года административный орган известил представителя Герасименко А.А. по доверенности – Желонкина А.М. о времени и месте рассмотрения административного дела в отношении Герасименко А.А.

Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес Герасименко А.А. по месту его жительства (<адрес>) и по месту работы – юридическому адресу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (<адрес> Копию протокола об административном правонарушении Герасименко А.А. получил по месту работы 10 октября 2023 года, по месту жительства – 11 октября 2023 года.

Письменными пояснениями от 19 января 2024 года, данными при рассмотрении настоящей жалобе в Верховном Суде Республики Марий Эл, Герасименко А.А. подтвердил данные обстоятельства и сообщил, что протокол об административном правонарушении получен им по месту работы – в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл 10 октября 2023 года, а также почтовым отправлением по месту жительства 11 октября 2023 года. Копия определения о назначении времени и места рассмотрения протокола об административном правонарушении получена им также по месту работы. Также 10 октября 2023 года о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении был извещен его защитник Желонкин А.М.

Обстоятельства дела с учетом имеющихся письменных доказательств свидетельствуют о том, что должностным лицом административного органа приняты все необходимые и достаточные меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и направлении ему копии протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании при рассмотрении жалобы административного органа защитник Желонкин А.М. пояснил, что указанные в решении судьи процессуальные нарушения допущены не были, о данных нарушениях они не заявляли, настаивали на рассмотрении дела по существу.

При такой позиции защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья не был лишен возможности при наличии сомнений удостовериться в исполнении административным органом требований о направлении копии протокола и извещении Герасименко А.А. о дне, времени и месте рассмотрении дела. Более того, положения КоАП РФ возлагают обязанность по объективному, всестороннему и полному выяснению всех обстоятельств рассматриваемого судьей дела.

При таких обстоятельствах следует признать, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда соблюдены не были, в связи с чем решение подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ составляет 1 год и на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек, в связи с чем жалоба первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 года подлежит возвращению в Йошкар-Олинский городского суд Республики Марий Эл на новое рассмотрение по существу.

При новом рассмотрении жалобы судье городского суда следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ, проверить доводы поданной жалобы и материалы дела в полном объеме с изложением обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 ноября 2023 года отменить, дело по жалобе Герасименко А. А. на постановление заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. от 17 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Герасименко А. А. направить на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Судья И.Н. Смышляева

7р-14/2024 (7р-266/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Герасименко Александр Анатольевич
Другие
Желонкин Александр Михайлович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Смышляева Ирина Николаевна
Статьи

ст.19.5 ч.20 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--mari.sudrf.ru
13.12.2023Материалы переданы в производство судье
16.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024Дело оформлено
31.01.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее