Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Г.С.,
при секретаре судебного заседания Березовской А.А.,
с участием истца Алоянца А.А., представителя истца – адвоката Устьева Л.Г.,
представителя администрации г.о. Павловский Посад Московской области Орловой А.А., третьего лица Моисеевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-1134/2022 по иску Алоянц Александра Александровича к Администрации городского округа Павловский Посад о признании садового дома жилым, -
у с т а н о в и л :
Алоянц А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Павловский Посад о признании нежилого здания (садовый дом) площадью 88,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> жилым домом пригодным для постоянного проживания с правом регистрации по месту жительства в нем.
Считать решение суда основанием для внесения изменений в ЕГРН в части назначения и наименования объекта недвижимого имущества с назначения : «нежилое здание» на «назначение: жилой дом», с наименования «Садовый дом» на «Жилой дом», ссылаясь на то обстоятельство, что приобретенный им на праве собственности указанный выше садовый дом, фактически является жилым, пригодным для круглогодичного проживания. Истец проживает в нем постоянно, и дом является единственным его местом жительства, признание дома жилым ему необходимо для регистрации места жительства в нем в целях последующей реализации своих конституционных прав. Оформить изменение назначения и статуса постройки во внесудебном порядке он не имеет возможности в виду нарушения противопожарного расстояния при ее расположении по отношению к смежному земельному участку, принадлежащему третьему лицу Моисеевой Е.И. В связи, с чем единственной возможностью реализации своих прав является обращение в суд с настоящим иском.
Истец Алоянц А.А. и его представитель в судебное заседание явились, настаивали на удовлетворении исковых требований. Ответчик в лице его представителя в судебное заседание явился, оставил вопрос об удовлетворении иска в случае согласия с иском третьего лица Моисеевой Е.И. на усмотрение суда. Третье лицо- Моисеева Елена Игоревна в судебное заседание явилась, не возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что не имеет к истцу претензий по вопросу расположения его садового дома. Что этот дом является фактически жилым и истец в нем постоянно проживает. Третье лицо СНТ «Восход» в судебное заседание не явилось, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в его отсутствие не возражало против удовлетворения судом иска.
Представитель администрации г.о. Павловский Посад Московской области Орлова А.А. разрешение иска оставила на усмотрение суда.
Третье лицо межмуниципальный отдел по Орехово-Зуевскому и Павлово-Посадскому районам Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явилось, иск не оспорило, о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Третье лицо Моисеева Е.И. не возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо председатель СНТ «Лесное» в судебное заседание не явился, иск не оспорил, о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав истца и представителя истца, адвоката Устьева Л.Г., представителя ответчика, суд находит, что данное заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям:
Истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № и нежилое здание (садовый дом) с кадастровым номером №, площадью 88,7 кв.м., расположенное по адресу:, <адрес>, что подтверждается представленными истцом выписками из ЕГРН.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Частью 2 и 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 7 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ (редакции от 03 августа 2018 года) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Статьей 23 названного Федерального закона предусмотрено, что предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.
При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости).
Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.
Садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Согласно данному Положению уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан является межведомственная комиссия, создаваемая в этих целях и принимающая решение на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, других актах законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.10 указанного Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Пунктом 12 Положения установлено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
В названном Положении также приведены и иные требования к жилому помещению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года № 1653 в названное Положение введен раздел VI «Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», согласно которому садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) (п. 55).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, противоречит конституционному принципу равенства, нарушает этот принцип, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, что противоречит Конституции Российской Федерации.
Запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает граждан регистрироваться не по месту фактического проживания, либо лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной цели института регистрации - информация гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства, что было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации (ст. 27 часть 1 и ст. 55 часть 3).
Гражданское законодательство не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").
Возможность постоянного круглогодичного проживания в доме обуславливается не только указанием в правоустаналивающих документах на его жилое назначение, но и реальной возможностью проживания в нем вне зависимости от времени года и погодных условий.
Суду представлено техническое заключение специалиста ООО Производственно-техническое предприятие «РУМБ» о возможности использования нежилого здания в качестве жилого дома для постоянного проживания, согласно которому спорный дом является капитальным строением, соответствует требованиям надежности,безопасности и пригоден для постоянного проживания».
Расположение дома с нарушением противопожарных норм по отношению к смежному земельному участку, принадлежащему на праве собственности Моисеенко Е.И. не нарушает ее прав и охраняемых законом интересов, что подтверждается ее показаниями в адрес суда. Представленные заявителем заключения никем не опровергнуты, доказательств размещения садового дома не в соответствии с санитарными, строительными нормами, его эксплуатации с нарушением прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозой жизни и здоровью граждан в деле не имеется.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П указано, что до принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить требования истца в части признания садового дома пригодным для постоянного проживания граждан, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что спорное строение пригодно для постоянного проживания.
Между тем суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части признания права регистрации места жительства истца в спорном жилом доме не подлежит удовлетворению, поскольку суд не является органом миграционного учета граждан и для реализации данного права существует установленный законом административный порядок, предусматривающий внесудебное обращение Алоянца А.А. в органы миграционного учета с соответствующим заявлением, после присвоения жилому дому органом местного самоуправления почтового адреса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Алоянца А.А. удовлетворить частично.
Признать нежилое здание (садовый дом) площадью 88,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> жилым домом пригодным для постоянного проживания.
В части исковых требований о признании за Алоянцом Александром Александровичем права регистрации по месту жительства в жилом доме - отказать.
Считать решение суда основанием для внесения изменений в ЕГРН в части назначения и наименования объекта недвижимого имущества с назначения: «нежилое здание» на «назначение: жилой дом», с наименования «Садовый дом» на «Жилой дом».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца через суд, принявший решение.
Председательствующий Г.С. Комиссарова.