УИД 37RS0010-01-2024-001341-84
Дело № 2-1314/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 мая 2024 года город Иваново
Ленинский районный суд г.Иваново в составе
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Липенцева В.В.,
с участием представителя истца Черемисиной С.А.,
представителя ответчика Администрации города Иванова и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации города Иванова Мироновой Е.Г.,
представителя ответчика МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 192» Ремизовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 192», Администрации города Иванова о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Иваново обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка –детский сад № 192», Администрации города Иванова об обязании совершить определенные действия, мотивировав его следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» г. Иваново. Установлено, что МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192», осуществляет образовательную деятельность в здании по адресу: г. Иваново, ул. Панина, д. 22. Здание, расположенное по указанному адресу, принадлежит на праве оперативного управления МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» г. Иваново, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.08.2010. Со стороны МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» г. Иваново надлежащих мер, направленных на проведение обследования здания образовательного учреждения, не принято. Несвоевременное проведение эксплуатационного контроля ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, а также сотрудников образовательного учреждения. Учредителем МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» г. Иваново и собственником его имущества является муниципальное образование городской округ Иваново. Функции и полномочия учредителя МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 192» г. Иваново от имени городского округа Иваново осуществляет Управление образования Администрации г. Иваново.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать Администрацию г. Иваново в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» г. Иваново в целях выполнения мероприятий для проведения обследования здания по адресу: г. Иваново, ул. Панина, д. 22, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций; обязать МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 192» г. Иваново в течение шести месяцев со дня выделения денежных средств выполнить обследование здания по адресу: г. Иваново, ул. Панина, д. 22, с использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Ленинского района г. Иваново Черемисина С.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 192» Ремизова С.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала при условии выделения учреждению необходимого финансирования.
Представитель ответчика Администрации города Иванова и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации города Иванова Миронова Е.Г. исковые требования признала, полагая необходимым исполнение требований действующего законодательства.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Иваново в ходе проведения проверки деятельности МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 192» (далее – детский сад № 192) выявлены нарушения законодательства при использовании муниципального имущества, законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в период проведения образовательного процесса.
Здание, расположенное по указанному адресу, принадлежит на праве оперативного управления МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» г. Иваново, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.08.2010.
Письмом руководителя дошкольного учреждения факт непроведения технического обследования здания с привлечением специализированных организаций подтвержден.
Пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из пп. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение профилактических мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федераций, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом нё требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружении, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, тёкущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст. 55.24 ГрК РФ).
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатаций здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Как установлено ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ), строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформаций недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территорий; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьей 36 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно пп. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937- 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Госстандарта од 27.12.2012 №1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Федерального закона № 384-ФЗ безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи о настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий, т.е. в том числе документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
По смыслу ч.4 ст. 16,1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» несоблюдение сводов правил, которые применяются на добровольной основе, возможно только в том случае, если выполнение требований технического регламента подтверждено другим способом. Отказ от применения соответствующих стандартов влечем необходимость подтверждения выполнения требований технического регламента применением иных документов, нежели эти.
Согласно ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Правовое положение автономных учреждений, к которым относится МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 192», определено Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 174 автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В соответствии ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Учредителем МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» является Управление образования Администрации города Иванова.
Согласно п.п. 3.2.8-3.2.10 Положения об управлении образования Администрации города Иванова, утвержденного Решением Ивановской городской Думы от 01.11.2006 № 265, Управление составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; утверждает бюджетные сметы подведомственных казенных организаций и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций; на основании мотивированного представления подведомственной организации вносит изменения в бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности организации.
Таким образом, обеспечение финансирования МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 192» по проведению эксплуатационного контроля входит в полномочия ответчика Администрации города Иванова и третьего лица Управления образования Администрации города Иванова.
При таких обстоятельствах требования прокурора Ленинского района г. Иваново, заявленные в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ № 192», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ № 192»░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 22 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░ № 192» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░. 22 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 4.1 ░ 4.3 ░░░░ 31937-2011. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 27.12.2012 № 1984-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.05.2024