Гражданское дело № 2-2610/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2022 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.
при секретаре Миногиной А.В.,
с участием истца Долговой Н.В., представителя ответчика Жулмурзиной Г.Р., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долговой Н.В. к администрации МО Оренбургский район о признании права на соответствующую выплату и обязании в выплате единовременного пособия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что Долгова Н.В. оформила опеку над несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распоряжением заместителя главы г. Оренбурга от 09.09.2021 года № На момент оформления опеки несовершеннолетняя ФИО5 не имела статуса оставшейся без попечения родителей. Решение Оренбургского районного суда по лишению родительских прав матери ФИО6 вступило в законную силу 14.10.2021 года. 01.12.2021 года (в течение шести месяцев) истец обратилась в администрацию МО Оренбургский район с заявлением о выплате Долговой Н.В. единовременного пособия в связи с передачей на воспитание несовершеннолетнего ребенка. Органом опеки и попечительства администрации МО Оренбургский район было подготовлено постановление № от 16.12.2021 года «О назначении и выплате единовременного пособия Долговой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ и передана информация в бухгалтерию Управления образования для проведения оплаты. Однако управлением образования администрации МО Оренбургский район оплата не была произведена в 2021 году, а с 01.01.2022 года назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Истцу не сообщили о том, что выплата единовременного пособия не произведена, лишь в мае 2022 года Долгова Н.В. узнала об этом и сразу же обратилась в Пенсионный фонд. Однако Пенсионный фонд тоже отказал, сославшись на то, что истец обратилась с пропуском срока на подачу документов. Но Долгова Н.В. своевременно обратилась за назначением и выплатой единовременного пособия. На основании вышеизложенного, просит суд признать за Долговой Н.В. право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, обязать администрацию МО Оренбургский район в кратчайшие сроки выплатить единовременное пособие.
Истец Долгова Н.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, пояснив, что обратилась с заявлением 01.12.2021 года, однако, до конца года она не была произведена, несмотря на постановление ответчика от 20.12.2021года.
Представитель ответчика Жулмурзина Г-Б.Р. в судебном заседании возражала против исковых требований, просила отказать в их удовлетворении. В письменном отзыве указала, что назначение и выплата единовременного пособия регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В период до 01.01.2022 года осуществление государственных полномочий по назначению и выплате единовременного пособия возлагалось на органы местного самоуправления. С 01.01.2022 года с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2021 года № 409-ФЗ, назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью осуществляются Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. В связи с тем, что документы на выплату пособия поступили в конце декабря 2021 года, она не была исполнена, так как финансирование по данной статье уже было закрыто.
Представители третьего лица – ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Оренбургской области и органов опеки и попечительства Управления образования Оренбургского района в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения участников процесса определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, огласив исковое заявление, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 12.1 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
Согласно ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами.
В случае, если к указанному заявлению приложены не все необходимые документы, орган, уполномоченный производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, дает лицу, обратившемуся за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью, письменное разъяснение, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через шесть месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления этого заявления.
Приказом Минтруда России от 29.09.2020 года № 668н утверждены Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Ранее, до изменений, внесенных приказом от 20 декабря 2021 года № 896н, на основании п. 33 данного Порядка единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции на 26.05.2021 г.), Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
С 01.01.2022 года в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 года №409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом установлено, решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 06.06.2021 года исковые требования Управления образования администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, исполняющего полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО5 к ФИО6 о лишении родительских прав, взыскании алиментов удовлетворены частично. Суд постановил лишить ФИО6 родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, и передать несовершеннолетнюю ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, для дальнейшего жизнеустройства органу опеки и попечительства Управления образования администрации МО Оренбургский район Оренбургской области.
Согласно распоряжения заместителя главы г. Оренбурга от 09.09.2021 года № установлена опека над несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ оставшейся без попечения родителей, так как она отобрана у одинокой матери ФИО6 на основании постановления администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 09.07.2021 года № «Об отобрании несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ из семьи», опекуном назначена Долгова Н.В., выдано удостоверение опекуна установленного образца.
01.12.2021 года Долгова Н.В. обратилась с заявлением на выплату единовременного пособия в связи с передачей ей на воспитание несовершеннолетнего ребенка ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением заместителя главы г. Оренбурга от 09.09.2021 года №.
Постановлением администрации МО Оренбургский район от 20.12.2021 года № назначена с 14.10.2021 года выплата единовременного пособия Долговой Н.В., принявшей на воспитание несовершеннолетнюю ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ., в размере 21 719,27 рублей, с учетом уральского коэффициента. Истец включена в список лиц, которым выплачено единовременное пособие при формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семье граждан РФ в Оренбургском районе.
21.06.2022 года МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» Оренбургского района Оренбургской области выдало справку истцу о том, что Долгова Н.В. является опекуном и не получала единовременное пособие при формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семье граждан РФ на ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ Заявка на финансирование в министерство образования Оренбургской области на выплату пособий за декабрь 2021 года была подана 04.12.2021 года, а документы на выплату единовременного пособия Долговой Н.В. поступили от отдела опеки в бухгалтерию 21.12.2021 года. Финансирование по данной статье расходов было закрыто с января 2022 года, т.к. с 01.01.2022 года единовременное пособие выплачивает Пенсионный фонд РФ. В связи с этим выплатить единовременное пособие не предоставляется возможным.
В материалы дела представителем третьего лица ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Оренбургской области представлены документы по рассмотрению заявления о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью на Долгову Н.В., из которых следует, что истец обратилась с заявлением на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью от 25.07.2022 года, приложив свидетельство о рождении на ребенка, удостоверение опекуна, распоряжение заместителя главы г. Оренбурга от 09.09.2021 года №. Уведомлением от 27.05.2022 года № ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области истцу отказано в выплате единовременного пособия, поскольку обращение за данным пособием последовало позднее 6 месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства).
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведение сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
С учетом изложенного и представленных документов, суд приходит к выводу, что истец Долгова Н.В. обратилась за выплатой единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью своевременно, в рамках установленного шестимесячного срока – 01.12.2021 года, 16.12.2021 года на основании постановления администрации МО Оренбургский район Оренбургской области истцу назначена единовременного пособия в размере 21 719,27 рублей, контроль за исполнением данного постановления возложена на начальника Управления образования, постановление вступило в силу со дня его подписания. Кроме этого, истцом представлен список лиц, которым выплачено единовременное пособие при формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семье граждан РФ в Оренбургском районе, за подписью начальника Управления образования МО Оренбургский район, однако, фактически сумма в размере 21 719,27 рублей не была выплачена в установленный срок.
Представитель ответчика ссылается на то, что документы на выплату пособия поступили в МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности» Оренбургского района в конце декабря 2021 года, и выплата не была исполнена, так как финансирование по данной статье уже было закрыто в связи с тем, что с 01.01.2022 года с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2021 года № 409-ФЗ, назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью осуществляются Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Данный отказ не правомерен в отношении Долговой Н.В., поскольку она обратилась за выплатой единовременного пособия 01.12.2021 года, то есть до внесения изменений в Федеральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Следовательно, ответственность за нарушение права истца на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью должен нести ответчик.
Таким образом, исковые требования Долговой Н.В. о признании права на соответствующую выплату и обязании в выплате единовременного пособия подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Долговой Н.В. к администрации МО Оренбургский район о признании права на соответствующую выплату и обязании в выплате единовременного пособия, удовлетворить.
Признать за Долговой Н.В.,<данные изъяты> право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Возложить на администрацию муниципального образования Оренбургский район (№) произвести выплату Долговой Н.В., <данные изъяты> единовременное пособие в размере 21 719,27 рублей с учетом уральского коэффициента.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Гончарова Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 12.08.2022 года.