55RS0016-01-2021-000636-25 Дело № 2-426/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кормиловка 13 июля 2021 года
Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1, помощнике судьи ФИО2,
с участием старшего помощника прокурора Кормиловского района Иванова Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних лиц к МДОУ «Кормиловский детский сад №2», Комитету по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кормиловского района обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере соблюдения прав детей на охрану их жизни и здоровья в период пребывания в образовательном учреждении, исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МДОУ «Кормиловский детский сад №2», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства подготовка и переподготовка должностных лиц Учреждения по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности в Учреждении не осуществлялась. С учетом изложенного, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору Учреждения внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения. Из полученного ответа на представление следует, что в комитет по образованию Кормиловского района направлена заявка на выделение денежных средств для прохождения подготовки. По информации Комитета по образованию Кормиловского района подготовка и переподготовка должностных лиц (работников) образовательных учреждений, подведомственных Комитету, по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности, не проводилась. Финансовые средства на проведение указанной подготовки и переподготовки отсутствуют. Таким образом, образовательным учреждением не исполнены требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере образования, что не позволяет должным образом обеспечить безопасные условия нахождения граждан, в том числе несовершеннолетних, в здании и на территории Учреждения. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества учредителем данного бюджетного образовательного учреждения является комитет образования администрации Кормиловского муниципального района. Необеспечение в образовательном учреждении соблюдения требований антитеррористической защищенности отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в этом учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних воспитанников МДОУ «Кормиловский детский сад №2». Просил возложить на МДОУ «Кормиловский детский сад №2» обязанность обеспечить проведение подготовки (переподготовки) должностных лиц образовательного учреждения по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности в учреждении в срок до 01.12.2021; обязать Комитет по образованию Кормиловского муниципального района Омской области обеспечить финансирование мероприятий по проведению подготовки (переподготовки) должностных лиц МДОУ «Кормиловский детский сад №2» по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Иванов Д.В., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков МДОУ «Кормиловский детский сад №2», Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по доверенности Арутюнян М.А. в судебном заседании, заявленные исковые требования признала, пояснив суду, что допущенные нарушения действительно существуют. В настоящее время, денежные средства для выполнения данного требования выделены.
Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчиков, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п.п. 2, 15 ч.3, п. 2. ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п.п. 1,7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, среди которых обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (п.1) и приоритет мер предупреждения терроризма (п.7).
Президентом Российской Федерации 05.10.2009 утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, в соответствии с которой, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно пп. «д» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 (далее – требования) антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе, на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии с пп. «г» п. 22 Требований обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), достигается в том числе, посредством подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131 ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают в том числе таким полномочием, как создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В судебном заседании установлено, что в результате проведения прокуратурой района проверки деятельности МДОУ «Кормиловский детский сад №2» было выявлено, что подготовка и переподготовка должностных лиц МДОУ «Кормиловский детский сад №2» по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности в МДОУ «Кормиловский детский сад №2» не осуществлялась, данный факт не оспаривался представителем ответчиков и нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Необеспечение в образовательном учреждении соблюдения требований антитеррористической защищенности отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в этом учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может способствовать совершению противоправных действий в отношении несовершеннолетних обучающихся.
Учредителем МДОУ «Кормиловский детский сад №2» является комитет образования администрации Кормиловского муниципального района Омской области.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, воспитанников МДОУ «Кормиловский детский сад №2» обусловлено необходимостью обеспечения их прав в сфере антитеррористической защищенности.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №2» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.12.2021 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №2» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ №2» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2021 ░.