Дело № 2-473/2023
45RS0004-01-2023-000497-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Далматово
Курганская область 2 августа 2023 года
Далматовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Пшеничниковой С.В.
при секретаре судебного заседания Черных С.Е.,
участием представителя истца помощника прокурора Далматовского района Курганской области Возрожденного Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению «Далматовская центральная районная больница» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми заявлениями к государственному бюджетному учреждению «Далматовская центральная районная больница» (далее – ГБУ «Далматовская ЦРБ») о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе анализа состояния законности в сфере исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения в деятельности ГБУ «Далматовская ЦРБ» выявлены нарушения закона. Установлено, что ГБУ «Далматовская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность в фельдшерско-акушерских пунктах в с. Широковское, с. Юровка, с. Новопетропавловское Далматовского района Курганской области, которые являются объектом 4 категории опасности. В нарушение пп. «б» п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 объекты не оборудованы системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца. Указанные обстоятельства существенным образом нарушают конституционное право граждан, в том числе несовершеннолетних на охрану здоровья и обеспечения безопасности личности, а также создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании положений Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит обязать ГБУ «Далматовская ЦРБ» в срок до 01.01.2024 оборудовать фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в с. Широковское, с. Юровка, с. Новопетропавловское Далматовского района Курганской области, системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Прокурором Далматовского района иски к ГБУ «Далматовская ЦРБ» были предъявлены самостоятельно по каждому фельдшерско-акушерскому пункту. Определением от 19.07.2023 гражданские дела объединены в одно производство.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета споры, привлечен Департамент здравоохранения Курганской области.
Представитель истца помощник прокурора Далматовского района Курганской области Возрожденный Е.Е. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГБУ «Далматовская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии. В суд представил письменный отзыв, в котором с исковыми требованиями в части возложении обязанности по оборудованию фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения согласился. Вместе с тем, полагал, что в срок до 01.01.2024 исполнить данную обязанность невозможно, т.к. объем средств областного бюджета на 2023 год для ГБУ «Далматовская ЦРБ» утвержден в 2022 году. Финансирование на оборудование фельдшерско-акушерских пунктов в с. Широковское, с. Юровка, с. Новопетропавловское Далматовского района Курганской области не предусмотрено. Просил в удовлетворении исковых требований данной части отказать.
Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд представил письменный отзыв, в котором указал, что ГБУ «Далматовская ЦРБ» согласно Уставу является самостоятельным юридическим лицом, имеет свой баланс, лицевые счета, открытые для учета операций по исполнению доходов и расходов областного бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности. В 2022 году утверждены паспорта безопасности фельдшерско-акушерских пунктов, в том числе в с. Широковское, с. Юровка, с. Новопетропавловское. Полагал, что ответчиком предпринимаются меры антитеррористической защищенности объектов (территорий).
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации провозглашено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях медицинских организаций должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
При этом медицинские учреждения и аптеки руководствуются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минздрава.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 4).
Для целей настоящих Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются (п. 2 Требований):
- Минздрав, ФМБА, Росздравнадзор, ФФОМС, подведомственные им организации;
- минздравы субъектов РФ и подведомственные им организации, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
- иные организации, которые занимаются медицинской и фармацевтической деятельностью и являются правообладателями объектов (территорий).
Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.
Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований). К объектам (территориям) четвертой категории относятся объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - менее 30 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в частности, следующие мероприятия:
- определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);
- оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее месяца;
- поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);
- организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии, МВД по вопросам противодействия терроризму;
- разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
- обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.
Из материалов гражданского дела следует, что ГБУ «Далматовская ЦРБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета лицевые счета, открытые для учета операций по исполнению доходов и расходов областного бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности и т.д. (пункт 1.5 Устава).
Предметом и целями деятельности ГБУ «Далматовская ЦРБ» являются: обеспечение прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь; оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе на дому, специализированной медицинской помощи, организация и проведение комплекса профилактических и противоэпидемиологических мероприятий; лечебно-профилактическая работа и оказание доврачебной помощи в образовательных учреждениях; проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности, повышение качества оказания медицинской помощи и т.д. (пункт 2.1 Устава).
Для достижения указанных целей ГБУ «Далматовская ЦРБ» осуществляет следующие основные виды деятельности: медицинскую, фармацевтическую, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, иные виды деятельности, направленные на достижение цели создания учреждения (пункт. 2.3 Устава).
Ответчик осуществляет свою деятельность в структурных подразделениях, находящихся, в том числе, по адресам: Курганская область, Далматовский район, с. Широковское (ул. Свердлова, д. 50); Курганская область, Далматовский район, с. Юровка (ул. Центральная, д. 40 кв. 2); Курганская область, Далматовский район, с. Новопетропавловское, (ул. Первая ГРП, д. 1/1) (п. 2.6 Устава, выписка из реестра лицензий по состоянию 10.01.2023).
В целях выполнения требований к антитеррористической безопасности объектов ответчиком разработаны и утверждены паспорта безопасности фельдшерско-акушерских пунктов ГБУ «Далматовская ЦРБ» в с. Широковское, с. Юровка, с. Новопетропавловское.
По результатам обследования состояния антитеррористической защищенности объекта указанным объектам здравоохранения присвоена 4 категория.
Здания фельдшерско-акушерских пунктов в с. Широковское и с. Новопетропавловское стоят на балансе ГБУ «Далматовская ЦРБ».
Для размещения фельдшерско-акушерского пункта в с. Юровка между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района и ГБУ «Далматовская ЦРБ» заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением, расположенным по адресу: Курганская область, Далматовский район, с. Юровка, ул. Центральная, д. 40 кв. 2.
Прокурором Далматовского района Курганской области 18.05.2023 и.о. главного врача ГБУ «Далматовская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе по факту отсутствия оборудования фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
Во исполнение представления прокурора и.о. главного врача ГБУ «Далматовская ЦРБ» представлена информация, согласно которой фельдшерско-акушерские пункты не оборудованы системой видеонаблюдения в связи с отсутствием финансирования от Департамента здравоохранения Курганской области. Иных финансовых средств для разрешения указанных задач не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 № 8, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в собственности и в пользовании ответчика, возложена на ГБУ «Далматовская ЦРБ», однако мероприятия по антитеррористической защищенности фельдшерско-акушерских пунктов ответчиком не выполнены.
Допущенные нарушения законодательства о противодействии терроризму не обеспечивают антитеррористическую безопасность фельдшерско-акушерских пунктов ГБУ «Далматовская ЦРБ» и создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Достижение цели обеспечения безопасности посетителей во время пребывания в организации, осуществляющей медицинскую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в медицинском учреждении, должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Отсутствие финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанности оборудовать фельдшерско-акушерские пункты в с. Широковское, с. Юровка, с. Новопетропавловское Далматовского района Курганской области, системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что заявленный прокурором срок (до 01.01.2024) является объективно недостаточным для исполнения обязанности по оборудованию фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения, в связи с чем считает необходимым установить срок исполнения – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины.
При подаче заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для организаций составляет для физических лиц – 300 руб., для организаций – 6000 руб. (статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что прокурором заявлен иск в интересах неопределенного круга физических лиц, с ГБУ «Далматовская ЦРБ» в бюджет муниципального образованияДалматовский муниципальный округ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению «Далматовская центральная районная больница» о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать государственное бюджетное учреждение «Далматовская центральная районная больница» оборудовать фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в с. Широковское, с. Юровка, с. Новопетропавловское Далматовского района Курганской области, системами видеонаблюдения, позволяющими с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее одного месяца, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения «Далматовская центральная районная больница» (ОГРН 1024501455318) в доход бюджета муниципального образования Далматовский муниципальный округ государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Курганском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья С.В. Пшеничникова
Мотивированное решение составлено 03.08.2023.