Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-90/2023 ~ М-94/2023 от 20.04.2023

Дело №2-90/2023

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

с.Быстрый Исток                                                                                                 11 мая 2023 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                 Вдовенко А.В.

при секретаре                         Булавкиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быстроистокского района Алтайского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приобская общеобразовательная средняя (полная) школа» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Быстроистокского района Алтайского края, действуя в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Приобская общеобразовательная средняя (полная) школа» (далее – МБОУ, Приобская ОСШ) с требованием обязать данное учреждение поставить на государственный учёт нежилые здания – котельные, расположенные по адресам: <адрес>а; <адрес>а; <адрес>, в порядке, установленном ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в срок не позднее 01.07.2023.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в результате проведённой проверки соблюдения МБОУ требований законодательства об охране атмосферного воздуха в своей деятельности выявлено, что используемые данным образовательным учреждением для отопления зданий котельные, расположенные по адресам: <адрес>, и <адрес>, не состоят на обязательном государственном учёте в порядке, регламентированном отдельными положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в то время как, будучи действующими котельными, данные объекты недвижимого имущества являются источником выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что негативным образом может сказываться на здоровье неопределённого круга лиц, проживающих (пребывающих) вблизи от зданий обозначенных котельных.

В качестве предпринятых мер прокурорского реагирования в адрес МБОУ было направлено соответствующее представление об устранении нарушений федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Истец – помощник прокурора Быстроистокского района Алтайского края Новгородский М.А. – в судебном заседании на иске настаивал, просил его удовлетворить по изложенным в нём доводам.

Представитель ответчика – директор Приобской ОСШ Баженова О.В., будучи надлежаще извещённой, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, а также о своём согласии с заявленными исковыми требованиями.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – отдел администрации Быстроистокского района по образованию и молодёжной политике, администрация Быстроистокского района Алтайского края, Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, будучи надлежаще извещёнными, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки таковых суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело на дату 11.05.2023 при явке в судебное заседание истца и в отсутствие остальных участников процесса.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст.ст.17, 18, 42 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон №96-ФЗ), атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Загрязнение атмосферного воздуха – это поступление в атмосферный воздух или образование в нём загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

В соответствии с п.1 ст.22 Закона №96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Как следует из положений ст.1 Федерального закона от 10.02.2022 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.07.2022) (далее – Закон №7-ФЗ), объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), являются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединённые единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно ст.4.2 Закона №7-ФЗ, объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на объекты I, II, III и IV категории. Критерии отнесения тех или иных объектов НВОС к определённой категории утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2398 (в ред. от 07.10.2021).

Материалами дела установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что котельные, расположенные по адресам: <адрес>а; <адрес>а; <адрес>, принадлежат администрации Быстроистокского района Алтайского края на праве собственности, которые переданы в пользу МБОУ в оперативное управление на основании распоряжений главы Быстроистокского района от ДД.ММ.ГГГГ -р, от ДД.ММ.ГГГГ р.

В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия собственника.

Толкование вышеприведённой нормы Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

Согласно положениям статьи 69.1 Закона №7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учёт юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учёт, которая подаётся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Форма заявки о постановке на государственный учёт, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учёт обязан осуществить постановку на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учёт этого объекта.

В соответствии с Общими положениями Устава МБОУ, Приобская ОСШ является юридическим лицом в форме учреждения, осуществляющей образовательную деятельность по адресам: <адрес>, и <адрес>, учредителем указанного МБОУ является администрация Быстроистокского района Алтайского края, от имени которого выступает отдел администрации Быстроистокского района Алтайского края по образованию и молодёжной политике.

Котельные, переданные в оперативное управление МБОУ, являются действующими и используемыми по назначению – для отопления зданий упомянутого образовательного учреждения, что подтверждается представленными стороной истца письменными сведениями о приобретении угля в 2022 году, а также не оспаривалось и стороной ответчика.

Согласно отдельным положениям, содержащимся в Сборнике методик по расчёту выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами (УНВ Госкомгидромета СССР, 1986 ), продуктами сгорания угля и дров являются загрязняющие вещества: твёрдые частицы летучей золы и недогоревшего топлива, оксид серы, оксид углерода (угарный газ), оксид азота, диоксид азота, зола, угольная пыль и др.

Факт того, что при горении угля и дров образуются загрязняющие вещества в виде золы (шлака), пыли, сажи, угарного газа, кем-либо из участвующих по делу лиц не оспаривался, является общеизвестным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при эксплуатации вышеобозначенных котельных МБОУ осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников – объектов НВОС.

Факт непостановки до настоящего времени МБОУ на государственный учёт вышеобозначенных котельных установлен в результате проведённой прокуратурой Быстроистокского района Алтайского края проверки, что отражено в соответствующем направленном в адрес стороны ответчика по делу представлении от 06.03.2023, которое на дату 14.03.2023 было рассмотрено и признано обоснованным. В настоящее время каких-либо контраргументов относительно устранения выявленных нарушений федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха стороной ответчика не представлено, вследствие чего суд приходит к выводу об имеющемся длящимся характере допущенных выявленных нарушений обозначенного плана.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные исковые требования относительно возложения на ответчика обязанности поставить имеющиеся эксплуатируемые по своему прямому назначению здания котельных на государственный учёт в порядке, предусмотренном ст.69.2 Закона №7-ФЗ, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда – не позднее 01.07.2023, который, по мнению суда, является разумным, достаточным и необходимым с учётом всех обстоятельств дела. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (в ред. от 22.06.2021), на основании судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре выдаётся отдельный исполнительный лист. При этом, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем.

Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приобская общеобразовательная средняя (полная) школа» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) обязанность поставить на государственный учёт нежилые здания – котельные, расположенные по адресам: <адрес>а; <адрес>а; <адрес>, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьёй 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в срок не позднее 01 июля 2023 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Быстроистокский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2023 года.

Председательствующий                                                                      А.В. Вдовенко

2-90/2023 ~ М-94/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Быстроистокского района
Ответчики
МБОУ "Приобская общеобразовательная средняя (полная) школа"
Другие
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Администрация Быстроистокского района Алтайского края
отдел Администрации Быстроистокского района по образованию и молодежной политике.
Суд
Быстроистокский районный суд Алтайского края
Судья
Вдовенко Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
istoksky--alt.sudrf.ru
20.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
08.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее