дело №2-3258/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 ноября 2023 г. с. Иглино
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Тарасовой Н.Г.,
при секретаре Костровой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: РБ, <адрес>. При этом, ДД.ММ.ГГГГ жилой дом уничтожен огнем. Ответчик обещала истцу в течение № перевести на ее счет денежную сумму в размере № № руб. Поскольку фактически подразумевалась купля-продажа имущества, но сделка была оформлена как дарение, то договор дарения является ничтожным, а сложившиеся между сторонами отношения являются отношениями купли-продажи. Соответственно, если договор признан недействительным, одаряемый должен вернуть то, что получил в дар.
Истец просит суд признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 к ФИО2 недействительным, восстановить право собственности ФИО1 на жилой дом с кадастровым номером № общей площадью № кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м, расположенные по адресу: РБ, <адрес>.
Не явившиеся в судебное заседание стороны о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредствам направления почтовой корреспонденции, о причинах неявки суд не известили, в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ч.1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор дарения, по условиям которого, истец передал в собственность ответчика следующее имущество: жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м, расположенные по адресу: РБ, <адрес>.
На основании данного договора дарения ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрация права за ответчиком в Управлении Росреестра по РБ вышеперечисленных объектов недвижимости.
Оспаривая вышеуказанную сделку дарения, истец ссылается на то, что фактически указанная сделка подразумевала под собой встречное исполнение обязательств в виде выплаты за спорные объекты недвижимости денежных средств в размере №.
Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу п. 2 ст. 575 ГК РФ, обязательным признаком договора дарения должно служить очевидное намерение передать имущество в качестве дара.
Согласно справке №.2019, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РБ, <адрес>, в результате пожара огнем уничтожен жилой дом, имущество, бытовая техника в доме, гараж, легковой автомобиль марки №
В то время, как договор дарения был заключен ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, до судебного заседания от ответчика поступило заявление о признании исковых требований истца в полном объеме.
Суд, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами права, полагает, что действия сторон фактически подразумевали под собой не заключение договора дарения, а были направлены на заключение договора купли-продажи, так как фактически даритель должен был получить от одаряемых денежные средства за спорное недвижимое имущество, и, учитывая признание ответчиком исковых требований истца, приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании недействительным договора дарения.
С учетом того, что договор дарения признан судом недействительным, суд полагает необходимым применить последствия недействительности указанной сделки, путем аннулирования записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственных регистрациях прав собственности, связанных с регистрацией перехода права в собственность за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, сделанные на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО2.
Руководствуясь положениями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 №) удовлетворить.
Признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 №) и ФИО2 (№), недействительным.
Аннулировать записи в Едином государственном реестре недвижимости о государственных регистрациях прав собственности, связанных с регистрацией перехода права в собственность за ФИО2 (№) ДД.ММ.ГГГГ, сделанные на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 № и ФИО2 (№).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Тарасова
Мотивированное решение изготовлено 21.11.2023 г.