Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-235/2023 (2-3645/2022;) ~ М-3492/2022 от 01.12.2022

79RS0002-01-2022-006742-04

Дело № 2-235/2023 (2-3645/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2023 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Шелепановой И. Г.,

при секретаре Чернышовой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску прокуратуры города Биробиджана в интересах Вишневской Стефании Сергеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура города Биробиджана обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Вишневской Стефании Сергеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области организовать обеспечение Вишневской Стефании Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> лекарственным препаратом <данные изъяты>, в количестве 1 упаковки. Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Вишневской Стефании Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Определением суда от 08.12.2022 по делу привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика ОГБУЗ «Областная районная больница».

В судебном заседании истец Виневская С. С., отказалась от требований в части требования об обязании обеспечить лекарственными препаратами, в связи с их получением. Требование о компенсации морального вреда поддерживает.

В судебном заседании представитель истца пом. прокурора Грига Е. А., поддержала заявление о прекращении производства по требованиям об обязании обеспечить лекарственными препаратами, в связи с их получением. Требование о компенсации морального вреда поддерживает.

В судебном заседании представитель ответчика Цыбукеева Е. А., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что истец лекарственные препараты получил, не возражает против прекращения производства по делу. Считает, что моральный вред завышенным.

В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав представляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

На основании ч. 5 ст. 6.3 указанного Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В судебном заседании установлено, что истец Вишневская С. С. является получателем лекарственных препаратов по льготной основе, ей выписан рецепт от 19.08.2022 на лекарственный препарат <данные изъяты>, в количестве 1 упаковки. Обслужен он был только 07.11.2022.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Статьей 3 Закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» предусмотрено, что обеспечение лекарственными средствам, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средсвта и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в порядке, установленном правительством области.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 №152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области (далее - область), осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Пунктами 2.1.14 указанного Положения предусмотрено, что департамент здравоохранения осуществляет организацию обеспечения населения лекарственных препаратов для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Постановлением правительства ЕАО от 24.05.2018 № 184-пп утвержден порядок организации обеспечения лекарственным препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания в Еврейской автономной области.

Потребность в лекарственных препаратов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи по льготным рецептам, формируется департаментом здравоохранения правительства ЕАО на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения.

При этом организация обеспечения лекарственными средствами препаратов на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, непосредственное обеспечение - на ГП ЕАО «Фармация».

В нарушение вышеизложенного пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепт истца обслужен.

Необеспечение истца в срок необходимыми лекарственным препаратом, прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права материального истца на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 установлена обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Управление здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти ЕАО по реализации закона ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения (пункт 1 постановления правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения» (далее - постановление правительства от 16.07.2013 № 339-пп)).

Пунктом 2.1, пунктом 2.2 указанного постановления управление здравоохранения правительства ЕАО обязано организовывать размещение заказа на оказание услуг по хранению и отпуску лекарственным препаратом и (или) изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком, а также организовать размещение заказа на поставку лекарственным препаратом и изделий медицинского назначения для льготных групп населения в соответствии с установленным законодательством порядком

В соответствии с пунктом 11 Порядка льготного обеспечения лекарственным препаратом и (или) изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп, аптечные организации в обязательном порядке осуществляют ежедневный учет и обмен информацией с управлением здравоохранения правительства ЕАО об отпущенных рецептах и рецептах, принятых на отсроченное обеспечение.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по контролю за своевременным и достаточным обеспечением льготными лекарственными препаратами отдельных групп населения возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении истца исполнил ненадлежащим образом.

В судебном заседании департамент здравоохранения правительства ЕАО не представил доказательств того, что во исполнение возложенных на него функций, контролировало закупку, отпуск необходимых лекарственным препаратом и медицинских изделий в срок по отсроченному рецепту, и предпринял все возможные меры для своевременного обеспечения материального истца, лекарственным препаратом по рецепту от 19.08.2022.

Суд считает, что вина департамента здравоохранения ЕАО в причинении истцу морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку департаментом здравоохранения правительства ЕАО обязанность по приобретению, контролю за отпуском лекарств и предоставлении лекарственного препарата в установленные сроки не выполнена, что повлекло несвоевременное обеспечение истцом лекарственным препаратом, наличием в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из- за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых по жизненным показаниям, невозможностью своевременно отслеживать соответствующие медицинские показатели организма.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание возраст истца, его диагноз, период, в течение которого он не был обеспечен назначенными ему лекарственным препаратом, степень вины департамента здравоохранения правительства ЕАО, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда не соответствует принципу разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с ответчика – департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Вишневской С. С. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

В судебное заседание предоставлено заявление о прекращении производства по делу в части исковых требований к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании обеспечить лекарственным препаратом <данные изъяты>, в количестве 1 упаковки по рецепту от 19.08.2022, в связи с тем, что обеспечен истец данными лекарственными препаратами.

Суд принимает отказ истца от иска в части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокуратуры города Биробиджана в интересах Вишневской Стефании Сергеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ИНН ОГРН ) в пользу Вишневской Стефании Сергеевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ) компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей 00 копеек.

Прекратить производство по исковым прокуратуры города Биробиджана в интересах Вишневской Стефании Сергеевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить по рецептурным бланкам от 19.08.2022 серия на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 1 упаковки, в связи с отказом истца от иска в данной части.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И. Г.Шелепанова

2-235/2023 (2-3645/2022;) ~ М-3492/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Биробиджана А.В. Толстихин
Вишневская Стефания Сергеевна
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Фармация, ГП ЕАО
Правительство ЕАО
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная больница».
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Шелепанова Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Подготовка дела (собеседование)
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2023Дело оформлено
24.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее