УИД: 61RS0033-01-2023-002192-61
дело №2-202/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зерноград 15 января 2024 года
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Исаяна Э.А., при секретаре судебного заседания Гусевой А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Кагальницкого района Ростовской области Измайловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кагальницкого района в интересах неопределенного круга лиц к Батлаеву А. П., третьему лицу Управлению ветеринарии Ростовской области, ГБУ РО «Азовская межрайонная СББЖ» об обязании предоставить животных для мониторингового обследования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кагальницкого района Ростовской области обратился в суд с данным иском, в котором указал следующее. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства при проведении оздоровительных мероприятий по АЧС. В ходе проверки установлено, что у ответчика имеется личное подсобное хозяйство состоящее из 25 голов свиней, однако в нарушение правил № 37 по осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, не предоставлены свиньи для мониторингового исследования. Непредставление животных для мониторингового исследования препятствует снятию карантина по АЧС, ограничивает права граждан, подвергая экономической и физической угрозе личные подсобные хозяйства жителей района, в связи с чем прокурор просит обязать Батлаева А. П. предоставить ветеринарным специалистам ГБУ РО «Азовская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных» 15 голов свиней для мониторингового исследования на африканскую чуму свиней.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кагальницкого района Ростовской области Измайлова А.В. поддержала иск в полном объёме и просила его удовлетворить.
В судебное заседание ответчик не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании исковых требований в полном объёме.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Дело в отношении не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию.
В силу ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждения болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно с. 9 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор), являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям; привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.
Пунктом 4 Перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденного приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476, африканская чума свиней отнесена к особо опасным болезням животных.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.01.2021 № 37 утверждены Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней (далее – Правила № 37), в которых установлены обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней.
В соответствии с п. 5 Правил № 37 источником возбудителя являются больные, а также переболевшие, находящиеся в инкубационном периоде, не имеющие клинических признаков и выделяющие возбудитель во внешнюю среду свиньи и дикие кабаны.
В целях предотвращения возникновения и распространения АЧС физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками (владельцами) свиней (далее - владельцы свиней), обязаны предоставлять по требованиям специалистов органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, свиней для осмотра; выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном хозяйстве, крестьянском (фермерском) хозяйстве, в хозяйстве индивидуального предпринимателя, в организациях, в которых содержатся свиньи (далее - хозяйства), противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами (п. 7 Правил № 37).
В целях доказательства отсутствия циркуляции возбудителя на территории соответствующего субъекта Российской Федерации специалистами госветслужбы должен осуществляться отбор и направление в лабораторию (испытательный центр) органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации для исследования на АЧС проб биологического и (или) патологического материала от свиней, кроме свиней на неблагополучной территории, - 2 раза в год из не менее чем 25% хозяйств субъекта Российской Федерации; от свиней на неблагополучной территории - 1 Проба от каждой партии животных, поступивших на убой.
Количество свиней, от которых отбираются пробы в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, определяется следующим образом: для хозяйств, насчитывающих от 1 до 15 свиней, пробы отбираются от каждого животного; для хозяйств, насчитывающих от 16 до 50 свиней, пробы отбираются от 15 свиней; для хозяйств, насчитывающих от 51 до 100 свиней, пробы отбираются от 22 свиней; для хозяйств, насчитывающих от 101 до 500 свиней, пробы отбираются от 25 свиней; для хозяйств, насчитывающих 501 свинью и более, пробы отбираются от 30 свиней (п. 13 Правил № 37).
В силу п. 63 Правил № 37 в зоне наблюдения с целью доказательства отсутствия циркуляции вируса АЧС осуществляется наблюдение за состоянием здоровья свиней; обследование охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания дикого кабана, в целях выявления захоронений павших свиней в природной среде, а также случаев падежа диких кабанов; отбор Проб для проведения лабораторных исследований на АЧС из всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств (не менее одного обследования за период карантина всех имеющихся в зоне наблюдения хозяйств) в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Отмена карантина осуществляется после проведения мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами, но не ранее чем через 30 календарных дней после уничтожения свиней и (или) диких кабанов в эпизоотическом очаге и убоя (уничтожения) свиней в угрожаемой зоне, за исключением хозяйств, отнесенных к компартменту IV и исключенных из угрожаемой зоны в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил (п. 64 Правил № 37).
В течение 180 календарных дней со дня установления диагноза на АЧС на неблагополучной территории осуществляется наблюдение за состоянием здоровья свиней и диких кабанов, отбор Проб и их лабораторные исследования на АЧС, которые должны проводиться не менее двух раз (в период от 1 до 5 месяцев со дня установления диагноза на АЧС). Количество свиней, от которых отбираются Пробы, определяется в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил (п. 67 Правил № 37).
Распоряжением главы администрации Кагальницкого района от 14.08.2023 № 123 «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» для органов управления и сил муниципального звена, территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кагальницкого района» на территории хутора Первомайский Хомутовского сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области с 17 час. 00 мин. 14.08.2023 и до особого распоряжения введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» в связи с подтверждением диагноза африканской чумы свиней на основании исследований (экспертиза ГБУ РО Ростовская областная ветеринарная лаборатория № 2-9871 от 14.08.2023).
Установлены ограничительные мероприятия на территории муниципального образования «Кагальницкий район», а также утвержден состав оперативного штаба по ликвидации.
Распоряжением управления ветеринарии РО от 14.08.2023 № 146 утвержден план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага АЧС и предотвращению распространения возбудителя на территории Кагальницкого района.
Распоряжением Губернатора РО от 17.08.2023 № 190 установлены ограничительные мероприятия (карантин) по АЧС на отдельных территориях Кагальницкого района.
В судебном заседании установлено следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства при проведении оздоровительных мероприятий по АЧС. В ходе проверки установлено, что у ответчика имеется личное подсобное хозяйство, состоящее из 25 голов свиней.
В нарушение правил № 37 по осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространение и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, ответчик не предоставил свиньей для мониторингового исследования, что подтверждается актом.
От ответчика поступило признание исковых требований в полном объеме.
В силу части 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно абзацу 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Пунктом 3 ст. 173 ГПК РФ предусмотрено, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд, изучив материалы дела, а также поступившее признание исковых требований ответчиком, считает, что признание ответчиком исковых требований основано на свободном волеизъявлении ответчика, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд принимает признание иска ответчиком, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Доказательств свидетельствующих о значительном ущербе для взыскателя или невозможности исполнения решения суду не представлено, в связи с чем оснований для обращения решения к немедленному исполнению не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» 15 ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░░░░.