ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 07 июня 2021 года № 7а-301/2021
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В. при секретаре Федосеевой С.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «МИКС» Костылевой Е.Д., действующей на основании доверенности, на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 09.03.2021, которым общество с ограниченной ответственностью «МИКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
установила:
08.10.2020 в ходе проведения должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Вологодской области совместно с сотрудниками полиции осмотра в организации общественного питания общества с ограниченной ответственностью «МИКС» (далее – ООО «МИКС», общество) по адресу: <адрес>, выявлено, что юридическим лицом не соблюдаются требования статей 11, 15, 17, 32, 34, 36 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ); пунктов 5.1, 5.2, 6.11, 6.14, 8.4, 8.5, 8.9, 8.19, 9.3, 13.1, 13.3, 14.1, 15.1, 15.2, СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья» (далее – СП 2.3.6.1079-01), действовавших на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, пункта 9.9 СП 3.1.7.2817-10 «Профилактика листериоза у людей» (далее – СП 3.1.7.2817-10), пункта 8.9 СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза» (далее – СП 3.1.7.2616-10),
а именно:
1. набор и площади помещений организации общественного питания не соответствуют мощности организации и не обеспечивают соблюдение санитарных правил: в ассортимент реализуемой продукции в организации включены салаты, первые и вторые горячие блюда, напитки, при этом мясной цех отсутствует (мойка и обработка сырого мяса, мяса птицы осуществляется в горячем цехе, где производится приготовление блюд), что является нарушением статьи 11, части 1 статьи 17 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктов 5.1, 5.2, 8.4, 8.5 СП 2.3.6.1079-01;
2. в организации согласно меню осуществляется выработка холодных закусок (салатов), при этом для их порционирования отсутствует помещение (холодный цех) с температурой воздуха не выше плюс 16°С (приготовление и порционирование холодных закусок (салатов) осуществляется в горячем цехе), что является нарушением статьи 11, части 1 статьи 17 Федерального закона от № 52-ФЗ, пунктов 5.2, 9.3 СП 2.3.6.1079-01;
3. для порционирования холодных закусок (салатов) отсутствуют столы с охлаждаемой рабочей поверхностью, что является нарушением статьи 11, части 1 статьи 17 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 9.3 СП 2.3.6.1079-01;
4. отсутствует отдельный производственный стол для обработки сырой птицы, что является нарушением статьи 11, части 1 статьи 17 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктов 8.9, 15.2 СП 2.3.6.1079-01;
5. в организации общественного питания не осуществляется обработка яиц, используемых при приготовлении блюд, а именно: отсутствует специально отведенное место и специально промаркированные емкости для обработки яиц, что является нарушением части 5 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 8.19 СП 2.3.6.1079-01;
6. для мытья столовой и кухонной посуды имеется трехсекционная раковина, вместо трехсекционной ванны для столовой посуды и двухсекционной – для стеклянной посуды и столовых приборов, что является нарушением части 5 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона №52-ФЗ, пункта 6.11 СП 2.3.6.1079-01;
7. для ополаскивания столовой посуды в третьей секции моечной ванны отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой, что является нарушением части 5 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона №52-ФЗ, пункта 6.14 СанПиН 2.3.6.1079-01;
8. своевременно не обеспечено прохождение медицинского осмотра и гигиенической подготовки и аттестации повара организации общественного питания (медицинская книжка повара отсутствует), что является нарушением статьи 11, части 1 статьи 17, статьи 34, статьи 36 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктов 13.1, 13.3,15.1 СП 2.3.6.1079-01;
9. не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных испытаний в соответствии с требованиями санитарных правил (программа производственного контроля, протоколы лабораторных испытаний за 2019 год, истекший период 2020 года не представлены), что является нарушением статьи 11, части 5 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 32 Федерального закона №52-ФЗ, пунктов 14.1, 15.1 СП 2.3.6.1079-01; пункта 9.9 СП 3.1.7.2817-10; пункта 8.9 СП 3.1.7.2616-10.
29.12.2020 специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в отношении ООО «МИКС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебное заседание защитник ООО «МИКС» не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судьей вынесено приведенное постановление.
В жалобе защитник ООО «МИКС» Костылева Е.Д. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность административного правонарушения, либо заменить административное наказание предупреждением.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «МИКС» Ноговицыну О.Н., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со статьей 32 названного Федерального закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями пункта 1 статьи 34 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (пункт 4 статьи 34 Федерального закона № 52-ФЗ).
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», разработанными с целью предотвращения возникновения и распространения неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющими основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников, действовавшими на дату совершения административного правонарушения, предусмотрено, что они распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (пункты 1.1., 1.2 СП 2.3.6.1079-01).
Пункт 5.1 СП 2.3.6.1079-01 устанавливает, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.
В силу пункта 6.11 СП 2.3.6.1079-01 механическая мойка посуды на специализированных моечных машинах производится в соответствии с прилагающимися инструкциями по их эксплуатации. Для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные - для стеклянной посуды и столовых приборов. Мытье столовой посуды и приборов в двухсекционной ванне допускается в организациях с ограниченным ассортиментом.
Согласно пункту 6.14 СП 2.3.6.1079-01 мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:
- механическое удаление остатков пищи;
- мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны;
- мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40 град. C и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны;
- ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;
- просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.
В силу пунктов 8.4, 8.5, 8.9, 8.19 СП 2.3.6.1079-01 обработка сырых и готовых продуктов производится раздельно в специально оборудованных цехах. В организациях, не имеющих цехового деления, с ограниченным ассортиментом выпускаемых блюд допускается обработка сырья и готовой продукции в одном помещении на разных столах.
Мясо дефростируют двумя способами. Медленное размораживание проводится в дефростере при температуре от 0 до +6 град. C, при отсутствии дефростера - в мясном цехе на производственных столах. Мясо в воде или около плиты не размораживают. Повторное замораживание дефростированного мяса не допускается (пункт 8.5).
Тушки птицы размораживают на воздухе, затем промывают проточной водой и укладывают разрезом вниз для стекания воды. Для обработки сырой птицы выделяют отдельные столы, разделочный и производственный инвентарь (пункт 8.9).
Обработка яйца, используемого для приготовления блюд, осуществляется в отведенном месте в специальных промаркированных емкостях в следующей последовательности: теплым 1-2-процентным раствором кальцинированной соды, 0,5-процентным раствором хлорамина или другими разрешенными для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, после чего ополаскивают холодной проточной водой. Чистое яйцо выкладывают в чистую промаркированную посуду. Хранение необработанных яиц в кассетах, коробах в производственных цехах не допускается (пункт 8.19).Согласно пункту 9.3 СП 2.3.6.1079-01 готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2-3 ч с момента изготовления. Салаты, винегреты, гастрономические продукты, другие холодные блюда и напитки должны выставляться в порционированном виде в охлаждаемый прилавок-витрину и реализовываться в течение одного часа. Порционирование готовых блюд, холодных закусок должно производиться в помещении с температурой воздуха не выше +16 °C на столах с охлаждаемой рабочей поверхностью. В соответствии с пунктом 13.1 СП 2.3.6.1079-01 лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (пункт 13.3 СП 2.3.6.1079-01). В соответствии с пунктом 14.1. СП 2.3.6.1079-01 во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В силу пункта 15.1 СП 2.3.6.1079-01 руководитель организации обеспечивает, в том числе своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками.Согласно пункту 8.9 СП 3.1.7.2616-10 на предприятиях общественного питания в рамках производственного контроля наличие патогенных микроорганизмов определяется 1 раз в 6 месяцев, при этом проверке подлежат 30% от каждого вида блюд.В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Факт совершения ООО «МИКС» административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.12.2020 №..., протоколом осмотра помещений, территорий от 08.10.2020 и другими материалами дела, оцененными судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности ООО «МИКС» в совершении инкриминируемого ему деяния, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину юридического лица, а потому обоснованно признаны достоверными относительно обстоятельств правонарушения и имеющими доказательственную силу. Действия ООО «МИКС» по статье 6.6 КоАП РФ квалифицированы верно. Доводы жалобы о допущенных при производстве по делу нарушениях процессуальных требований КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения при рассмотрении жалобы.Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены назначенного ООО «МИКС» административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, не усматриваю. Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи. Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО «МИКС» административного штрафа предупреждением в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Учитывая, что выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организациям общественного питания, в связи с чем создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется. Довод жалобы о малозначительности административного правонарушения также подлежат отклонению. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Выявленные же при изложенных выше обстоятельствах нарушения ООО «МИКС» как организации общественного питания являются грубым нарушением санитарно-эпидемиологических требований, действующих в Российской Федерации, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.Дело об административном правонарушении обоснованно рассмотрено судьей без участия защитника лица, привлекаемого к административной ответственности. В соответствии со статьей 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. В соответствии разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзаце 2 пункта 6 постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.2005 № 343 (признаны утратившими силу 05.12.2014).
Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 № 423-п утверждены «Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» (далее – Особые условия от 05.12.2014).
Согласно пункту 3.6 Особых условий от 05.12.2014 не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» по истечении 7 календарных дней, исчисляемых со следующего дня после поступления почтового отправления в адресное отделение почтовой связи, подлежат возврату по обратному адресу. В праздничные дни исчисление срока хранения должно производиться с последующего дня после праздничного.
Из материалов настоящего дела следует, что о времени и месте судебного заседания 04.03.2021 в 09 часов 50 минут ООО «МИКС» и защитник юридического лица Коновалов Д.С. извещались судебными повестками, направленными по адресу юридического лица (<адрес>, помещение 6) и по месту регистрации защитника Коновалова Д.С. (<адрес>). Судебные извещения были возвращены в суд с отметками «истек срок хранения» (л.д. 39-41).
При таких обстоятельствах, судья городского суда правомерно рассмотрел 04.03.2021 дело отсутствие защитника ООО «МИКС» (мотивированное постановление составлено 09.03.2021).
Административное наказание назначено ООО «МИКС» в пределах санкции статьи 6.6. КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ООО «МИКС» к административной ответственности соблюдены.
Ссылка защитника на то, что СП 2.3.6.1079-01 на дату вынесения судьей постановления утратили силу, правового значения для квалификации действий юридического лица не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Несмотря на то, что СП 2.3.6.1079-01, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности, на дату вынесения постановления утратили силу, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется, поскольку новыми санитарными правилами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» установлены аналогичные требования.
Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 09.03.2021 оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «МИКС» Костылевой Е.Д. – без удовлетворения.
Судья
Вологодского областного суд Н.В. Мещерякова