УИД 22RS0005-01-2023-000064-77
№ 2-46/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Бурла 18 сентября 2023 г.
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судья Портновой М.С.,.
при секретаре Ворониной Р.В.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Бурлинского района
Алтайского края Тереньевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бурлинского района Алтайского края к Министерству транспорта Алтайского края, КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края, администрации Бурлинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бурлинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц первоначально обратился в Бурлинский районный суд Алтайского края с иском в суд к Министерству транспорта Алтайского края, администрации Бурлинского района Алтайского края, Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края», ООО «Строительная компания «Электромонтаж- Алтай», в котором просил обязать Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» организовать проведение ремонта автомобильной дороги регионального значения «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской обрасти» в соответствии с нормативной документацией. Возложить обязанность на ООО «Строительная компания «Электромонтаж –Алтай» устранить нарушения в рамках строительства линии освещения на автодороге значения «Змеиногорск - Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской обрасти», проходящей по ул.Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края. Признать бездействие администрации Бурлинского района Алтайского края в части непринятия мер (направление предложений, писем с требованиями проведения ремонта дорог регионального значения) к лицам, обязанным содержать, ремонтировать, устранять нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге строительство линии освещения на автодороге регионального значения «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской обрасти», КГКУ «Алтайавтодор» и ООО «Строительная компания «Электромонтаж-Алтай» незаконным. Обязать Министерство транспорта Алтайского края профинансировать мероприятия, указанные в п.1,2 настоящего иска, установить срок для совершения указанных действий до 01.11.2023 г.
После неоднократных уточнений исковых требований (25.05.2023 г., 16.06.2023 г., 20.07.2023 г.) истец в итоговой редакции от 20.07.2023 г. просил:
1. Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» и Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края «Северо – Западное ДСУ» организовать строительство линии освещения на автодороге «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской обрасти», проходящей по ул. Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края, а также организовать пешеходный переход на перекрестке ул.Комсомольской и переулке Заводском в с.Бурла.
2. Признать бездействие администрации Бурлинского района Алтайского края в части непринятия мер к лицам, обязанным содержать, ремонтировать, устранять нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге строительство линии освещения на автодороге «Алтайавтодороги «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха - Михайловское-Кулунда - Бурла -гр.Новосибирской обрасти»- КГКУ «Алтайавтодор», незаконным.
3. Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края профинансировать мероприятия по строительству линии освещения автомобильной дороги регионального значения «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской обрасти» на участке дороги-улице Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края, а также организации пешеходного перехода на перекрестке ул.Комсомольской и пер.Заводском в с.Бурла. Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 16.06.2023 г. к участию в деле привлечена администрация Бурлинского сельсовета Бурлинского района Алтайского края, принято уточненное исковое заявление (л.д.196 оборот).
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 06.07.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ» «филиал Бурлинский» 9л.д.196 оборот).
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 20.07.2023 г. принято уточненное исковое заявление к производству суда.
18.09.2023 г. до начала судебного заседания прокурором Бурлинского района Алтайского края представлено письменное заявление об отказе от иска в части требований о признании бездействия незаконным к Государственному унитарному предприятию дорожного хозяйства Алтайского края «Северо-Западное ДСУ», ООО «Строительная компания «Электромонтаж»- Алтай», КГКУ «Алтайавтодор» и возложении обязанности организовать пешеходный переход на перекрестке ул.Комсомольской и переулке Заводском в с.Бурла, признании бездействия КГКУ «Алтайавтодор» незаконным по требованию относительно организации строительства линии освещения на автодороге «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда - Бурла-гр.Новосибирской обрасти», проходящей по ул. Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края, а также по требованиям к ответчику Министерству транспорта Алтайского края в части возложения обязанности профинансировать работы по организации пешеходного перехода на перекрестке ул.Комсомольской и пер.Заводском в с.Бурла, просил в указанной части производство по делу прекратить.
В итоговой редакции исковых требований прокурор Бурлинского района Алтайского края просил:
- обязать Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» организовать строительство линии освещения на автодороге «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда - Бурла-гр. Новосибирской обрасти», проходящей по ул. Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края.
- признать бездействие администрации Бурлинского района Алтайского края в части непринятия мер к лицам, обязанным содержать, ремонтировать, устранять нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское - Кулунда-Бурла гр.Новосибирской обрасти», проходящей по ул. Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края незаконным.
- обязать Министерство транспорта Алтайского края профинансировать мероприятия по строительству линии освещения автомобильной дороги регионального значения «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда – Бурла -гр.Новосибирской обрасти», проходящей по ул. Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края.
Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 18.09.2023 г. производство по делу в части требований о признании бездействия незаконным к Государственному унитарному предприятию дорожного хозяйства Алтайского края «Северо-Западное ДСУ», ООО «Строительная компания «Электромонтаж»- Алтай», КГКУ «Алтайавтодор» и возложении обязанности организовать пешеходный переход на перекрестке ул.Комсомольской и переулке Заводском в с.Бурла, признании бездействия КГКУ «Алтайавтодор» незаконным по требованию относительно организации строительства линии освещения на автодороге «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда - Бурла-гр.Новосибирской обрасти», проходящей по ул. Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края, а также по требованиям к ответчику Министерству транспорта Алтайского края в части возложения обязанности профинансировать работы по организации пешеходного перехода на перекрестке ул.Комсомольской и пер.Заводском в с.Бурла, прекращено.
В судебном заседании 18.09.2023 г. помощник прокурора Терентьева К.С. исковые требования в итоговой редакции, с учетом частичного отказа от иска, поддержала, указав, что при исследовании материалов установлены надлежащие ответчики, пешеходный переход в настоящее время оборудован и соответствует требованиям ГОСТа. Учитывая, что в настоящее время КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» проводятся все необходимые работы, в том числе, устройство искусственного электроосвещения, полагает ограничиться требованием о возложении обязанности по организации строительства линии освещения на спорном участке дороги, а на Министерство транспорта Алтайского края необходимо возложить обязанность профинансировать указанные мероприятия, установить срок исполнения требований.
Представитель ответчика администрации Бурлинского района Алтайского края Ломаная Т.А. ранее в судебном заседании указывала, что администрацией неоднократно в устной форме и письменной обращалось внимание на проведение необходимых мероприятий по приведению в соответствии с нормативной документацией автомобильной дороги регионального значения и обеспечения освещения на территории Бурлинского района Алтайского края, и поскольку администрация не имеет полномочий вмешиваться в деятельность КГКУ «Алтайавтодор», то требования в части бездействия администрации являются необоснованными.
Представитель ответчика ООО СК «Электромонтаж-Алтай» в письменном отзыве от 10.05.2023 г. указал, что требования прокурора необоснованны, поскольку ООО СК «Электромонтаж-Алтай» и КГКУ «Алтайавтодор» 02.07.2021 г. заключили государственный контракт по реконструкции и содержанию автомобильной дороги с местом выполнения работ: автомобильная дорога «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда- Бурла –граница Новосибирской области, км 286+050-км 291+000, с.Ключи Ключевского района Алтайского края, то есть данный ответчик принял на себя обязательства выполнения работ по реконструкции и содержанию конкретного участка автодороги в другом районе Алтайского края, Ключевском, что указано в п.1.1 Контракта № 081172000003210069810001 (л.д.131-133).
Представитель ответчика КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» в судебное заседание не явился, отразив ранее свою позицию в ряде письменных отзывов, в том числе, от 03.07.2023 г., указывая, что автомобильные дороги регионального и (или) межмуниципального значения являются собственностью Алтайского края. Фактически, КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» является законным владельцем всех автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Алтайского края на праве оперативного управления на основании Распоряжения ГУ имущественных отношений Алтайского края от 15.08.2006 г. № 579. В настоящее время проводятся все необходимые работы, в том числе, устройство искусственного электроосвещения. Денежные средства расписаны и строго планируются Министерством транспорта Алтайского края. Полномочиями учредителя КГКУ «Алтайавтодор» наделено Министерство транспорта Алтайского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств в отношении ответчика (л.д.52-54). Прокурор не указал, какие права нарушены ответчиком и в чем заключалось бездействие КГКУ «Алтайавтодор» с учетом того, что прокурорская проверка в отношении данного учреждения не проводилась, решение о проведении проверки в отношении КГКУ «Алтайавтодор» не принималось, осмотр, обследование, фактическая проверка с участием ответчика не проводилась. Акт о наличии нарушения законодательства о не принятии КГКУ «Алтайавтодор» мер по обеспечению безопасности дорожного движения не составлялся, представление не выносилось и не предъявляюсь. Представление выносилось в отношении Бурлинского филиала ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ». КГКУ «Алтайавтодор», являясь администратором расходов дорожного фонда, выполняет функции государственного заказчика работ на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения на территории Алтайского края, в объеме выделяемого финансирования. Поскольку денежных средств дорожного фонда не хватает, работы на автодороге «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской области» на участке, проходящем по ул. Комсомольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края запланированы на 2024 г. Пешеходный переход на перекрестке ул.Комсомольской и пер.Заводском в с.Бурла устроен 23.06.2023 г. филиалом «Бурлинский» ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ». С учетом изложенного КГКУ «Алтайавтодор» и Министерство транспорта Алтайского края, по мнению представителя ответчика, бездействия не допустили, просит в иске прокурору Бурлинского района Алтайского края отказать (л.д.177-178).
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 01.08.2023 г. по данному гражданскому делу, с учетом позиции КГКУ «Алтайавтодор» от 03.07.2023 г., произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на надлежащего ответчика- Министерство транспорта Алтайского края.
Представитель ответчика Министерства транспорта Алтайского края в своем отзыве на иск от 26.04.2023 г. отразил, что данное Министерство является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим, в том числе, функции по использованию автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения на территории Алтайского края, является учредителем КГКУ «Алтайавтодор». Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межнационального значения и искусственных сооружений на них. Министерство не имеет полномочий по ремонту и содержанию автомобильных дорог, поскольку указанной деятельностью занимается специально созданное подведомственное учреждение- КГКУ «Алтайавтодор». Работы, связанные с содержанием, ремонтом, строительством автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе, устройством освещения, планируются задолго до осуществления этих работ, решения судов ведут к перераспределению средств, невыполнению плановых показателей в связи с коротким строительным сезоном, в связи с чем, в иске просил отказать (л.д.47-49).
Представитель ответчика администрации Бурлинского района Алтайского края ранее письменно указывал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Дорога «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха –Михайловское-Кулунда-Бурла- гр.Новосибирской области», согласно п.2.1 Положения «О министерстве транспорта Алтайского края» от 20.11.2018 г. № 187 относится к автомобильным дорогам регионального значения, в связи с чем считает администрацию Бурлинского района Алтайского края ненадлежащим ответчиком, который подлежит исключению из числа таковых (л.д.41).
Представитель ответчика ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ» в адресованной суду позиции от 28.08.2023 г. отразил, что ГУП ДХ АК «Северо-Западное» ДСУ» осуществляет работы по содержанию автомобильных дорог, указанных в исковом заявлении, в рамках заключенного с КГКУ «Алтайавтодор» государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Алтайского края и искусственных дорожных сооружений на них в «Северо-Западной зоне в 2023-2024 г. Исходя из буквального толкования, контракт подразумевает выполнение работ по поддержанию уровня текущего состояния (с поправкой на естественный износ и природные факторы) автомобильных дорог в период действия контракта. Собственником автомобильных дорог, указанных в исковом заявлении является Алтайский край. Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения Алтайского края закреплены на праве оперативного управлен6ия за Краевым государственным казенным учреждением «Алтайавтодор». Таким образом, определение сроков и объемов работ по содержанию, ремонту, реконструкции и освещению автомобильных дорог находится в мере ответственности КГКУ «Алтайавтодор», в связи с чем, решение вопросов в сфере обеспечения охраны жизни, здоровья граждан, а так же снижения показателей аварийности, дорожно-транспортного травматизма и социальной защищенности граждан находятся в компетенции КГКУ «Алтайавтодор» (л.д.220).
Представители ответчиков ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ», ООО «Строительная компания «Электромонтаж» - Алтай», КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края», представители третьих лиц Бурлинского сельсовета Алтайского края, ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ «филиал Бурлинский» в судебное заседание не явились, просили рассматривать гражданское дело в свое отсутствие. О дате и месте судебного заседания представители ответчиков и третьих лиц извещены надлежащим образом.
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 18.09.2023 г. суд, в соответствии с положениями главы 22 ГПК РФ, с согласия истца, приступил к рассмотрению гражданского дела в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц по представленным суду доказательствам.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы сторон, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1).
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В целях защиты жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о соблюдении положений нормативных актов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что 27.10.2022 г. прокурором Бурлинского района Алтайского края в адрес начальника Бурлинского филиала ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в котором прокурор сообщает о том, что в рамках проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержания автомобильных дорог, обслуживаемых Бурлинским филиалом ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ» выявлено то, что вопреки ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» Элементы обустройства. Общие требования» улица Комсомольская, находящаяся в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края, не освещается, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. При этом указано, что обстоятельство отсутствия освещения повлекло смерть водителя автомобиля «ВАЗ», который около 21 часа 45 минут 23.08.2022 г. по адресу: с.Бурла, ул.Комсомольская, 33, не справился с управлением, допустив съезд в кювет с последующим опрокидыванием автомобиля и получил травмы, не совместимые с жизнью (л.д.179).
В ответ на запрос прокурора от 08.02.2023 г. ГУП ДХ Алтайского края «Северо-Западное дорожно-строительное управление» сообщает, что содержание представления 13.02.2023 г. посредством электронной почты доведено до КГКУ «Алтайавтодор» (л.д.26 -27).
Согласно информации КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» от 14.02.2023 г., обращение ГУП ДХ Алтайского края «Северо-Западное дорожно-строительное управление» рассмотрено и сообщено, что строительство линии освещения на автодороге «Змеиногорск-Рубцовск-Водлчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской области», проходящей, в том числе, по ул.Комсомольской в с.Бурла Алтайского края, запланировано на 2024 г. (л.д.28).
Согласно перечню участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения по устройству наружного электроосвещения на 2024 г. автомобильная дорога «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Кулунда - Бурла-гр. Новосибирской области», км 5+411-км 10+371, с.Бурла, протяженностью 4,960 км. Числится под №с 7 (л.д.180).
Из содержания информационного письма ГУП ДХ АК «Северо-Западное ДСУ» «филиал Бурлинский» от 30.06.2023 г. следует, что по распоряжению КГКУ «Алтайавтодор» на автодороге Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.НСО (подъезд к с.Бурла) на пересечении ул.Комсомольской и переулка Заводского 23.06.2023 г. был оборудован пешеходный переход, фото приложены (л.д.181-182).
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс мер по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункты 5,12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст с изменениями, утвержденными Приказом Росстандарта от 9 декабря 2013 г. N 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение" (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783).
ГОСТ Р 52766-2007 включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. N 2438-р.
Также согласно пункту 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» определено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
В силу пункта 6 статье 12 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 N 188 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения», автомобильная дорога «Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - граница Новосибирской области», указанная в перечне под № 105, является дорогой регионального значения.
На основании распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 15.08.2006 N 579 автомобильные дороги закреплены за КГКУ «Алтайавтодор» на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом (в частности, пункты 1.3, 2.5, 3.3.8) КГКУ «Алтайавтодор» осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам, осуществляет исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края полномочий управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи в сфере дорожного хозяйства, а также исполняет функции администратора доходов, в том числе, прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в краевой бюджет.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, при этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Указанные мероприятия в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона Алтайского края от 03 декабря 2008 года № 123-ЗС «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае» установлено, что ремонт и содержание автомобильных дорогобщего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения устанавливается постановлением Администрации Алтайского края.
Постановлением Алтайского края от 08 сентября 2011 года №492 утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, где установлено, что организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных работ осуществляет государственный заказчик – получатель средств краевого бюджета (п.2).
Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел о пресечении действий, нарушающих право, является установление факта нарушения ответчиком права, принадлежащего истцу, либо угрозы такого нарушения.
Неисполнение ответчиком возложенных законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожной деятельности может привести к нарушению неимущественных прав на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Как следует из акта проверки от 30.08.2023 г., составленного представителем КГКУ «Алтайавтодор» совместно с и.о. прокурора Бурлинского района Алтайского края, на пересечении улицы Комсомольской и пер.Заводского в с.Бурла Бурлинского района организован пешеходный переход в соответствии с действующим законодательством. На момент проверки освещение по ул.Комсомольской в с. Бурла отсутствует. А.К.Жумабаев пояснил, что в настоящее время проводятся проектные работы по устройству освещения. Устройство освещения на спорном участке запланировано на 2024 г.
Таким образом, выявленные прокурором Бурлинского района Алтайского края недостатки, связанные с отсутствием линии освещения на автодороге «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда –Бурла –гр. Новосибирской области», проходящей по ул.Комсомольской в с.Бурла установлены и нарушают права граждан на безопасность дорожного движения, представляют угрозу их жизни, здоровью и имуществу, провоцируют аварийные ситуации на дороге.
Иных письменных документов сторонами не представлено. При этом представитель ответчика КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» не оспаривал факт отсутствия освещения на указанном в иске прокурора участке.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные прокурором доказательства соответствуют требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
Из изложенного следует, что прокурором подтвержден факт неудовлетворительного состояния автомобильной дороги «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла- гр. Новосибирской области», проходящей по ул.Комсомольской в с.Бурла, связанный с отсутствием линии освещения.
Таким образом, с учетом совокупности исследованных материалов, суд приходит к выводу, что ответственность по организации строительства линии освещения автомобильной дороги «Змеиногорск –Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской области», проходящей по ул. Комсосмольской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края должна быть возложена на КГКУ «Алтайавтодор», поскольку для организации линии освещения на спорном участке дороги необходимо провести диагностику, техническое обследование дороги, разработать проектно-сметную документацию, определить вид работ по организации освещения, выделить финансирование, определить подрядчика и т.д.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что в ходе проверки нарушения устранены, в суд не представлены.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Министерство транспорта Алтайского края создано 28 ноября 2018 года, что подтверждается Положением о Министерстве транспорта Алтайского края, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 20 ноября 2018 года №187, вступившим в силу 24 декабря 2018 года. Данному министерству переданы функции Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края по участию в проведении государственной политики в области транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения на территории Алтайского края. В связи с этим Минтранс Алтайского края является правопреемником Минстройтранса Алтайского края с 25 декабря 2018 года по всем обязательствам в рамках обозначенных полномочий.
Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения являются собственностью Алтайского края. На основании Распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 15 августа 2006 года №579 автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения переданы в оперативное управление краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края».
Министерство транспорта Алтайского края является учредителем КГКУ «Алтайавтодор», финансирует его деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора Бурлинского района в части о возложении обязанности на Министерство транспорта Алтайского края профинансировать мероприятия, связанные с организацией освещения на спорном участке автодороги подлежат удовлетворению.
Довод Министерства транспорта Алтайского края о том, что решения судов ведут к перераспределению средств, невыполнению плановых показателей в связи с коротким строительным сезоном является несостоятельными, поскольку прокурором при подаче иска реализовано процессуальное право обращения с требованием в интересах неопределенного круга лиц.
Цель такого обращения - установка наружного освещения на автомобильной дороге в границах населенного пункта с. Бурла - с очевидностью служит защите прав и интересов граждан и может быть достигнута путем понуждения надлежащего ответчика к исполнению возложенных на него законом обязанностей.
С учетом вышеуказанных требований Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию Бурлинского района возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах сельского поселения. В своих исковых требованиях процессуальный истец просит признать бездействия администрации Бурлинского района в части непринятия мер к лицам, обязанным содержать, ремонтировать, устранять нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дорог «Змеиногорск –Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской области», -незаконными.
Бездействие администрации Бурлинского района может быть признано незаконным, если ответчик имел возможность совершить необходимые действия и применить необходимые меры к лицам, обязанным содержать, ремонтировать, устранять нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на указанной автомобильной дороге, однако не сделал этого без уважительных причин.
Проанализировав представленные доказательства, суд полагает, что ответчиком администрацией Бурлинского района бездействие не допущено, так как КГКУ «Алтайавтодор направлялось обращение устранить нарушения по содержанию указанной дороги. С учетом этого исковые требования процессуального истца в части признания бездействия администрации Бурлинского района незаконным не подлежат удовлетворению.
Таким образом, исковые требования прокурора Бурлинского района Алтайского края подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание сроки, необходимые для организации работ по организации линии строительства линии освещения на автодороге «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла-гр.Новосибирской области, проходящей по ул.Заводской в с.Бурла Бурлинского района Алтайского края, объем работ, их сезонность, а также объемы финансирования и утвержденные лимиты бюджетных обязательств, суд, с учетом позиции КГКУ «Алтайавтодор», мнения прокурора Бурлинского района Алтайского края, устанавливает разумный срок для исполнения решения до 01 сентября 2025 года.
При этом, суд полагает необходимым разъяснить, что ответчик при исполнении судебного акта не лишен возможности обращения в суд за разрешением вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в случае, если в установленные судом сроки не представится возможности осуществить возложенную обязанность..
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Бурлинский район» госпошлина в размере 300 рублей
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бурлинского района Алтайского края к Министерству транспорта Алтайского края, КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края, администрации Бурлинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить частично.
Возложить на Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» обязанность организовать строительство линии освещения на автодороге «Змеиногорск –Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла – граница Новосибирской области», проходящей по ул. Комсомольской в селе Бурла Бурлинского района Алтайского края.
Возложить на Министерство транспорта Алтайского края обязанность профинансировать мероприятия по строительству линии освещения автомобильной дороги «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловское-Кулунда-Бурла –граница Новосибирской области, проходящей по ул. Комсомольской в селе Бурла Бурлинского района Алтайского края.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчикам Министерству транспорта Алтайского края, КГКУ «Алтайавтодор» срок для совершения вышеуказанных действий до 01 сентября 2025 года.
В остальной части исковые требования прокурора Бурлинского района Алтайского края оставить без удовлетворения.
Взыскать с КГКУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» государственную пошлину в пользу бюджета муниципального образования Бурлинский район Алтайского края в размере 300 рублей.
Разъяснить ответчику о праве подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: М.С.Портнова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 сентября 2023 года.