72RS0№-83
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 ноября 2022 года город Тюмень
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи: Дубровина Е.А.,
при секретаре: Кузнецовой В.В.,
с применением средств аудиопротоколирования хода судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Ютэйр-Инжиниринг» о признании действий не законными, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Архангельский транспортный прокурор, действующий в отношении неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконными действий по эксплуатации аэродрома «Варандей» в отсутствии сертификата оператора аэродрома гражданской авиации, обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации «Варандей», расположенного в Ненецком автономном округе пос. Варандей.
Исковые требования мотивированы тем, что по состоянию на 1 октября 2021 года аэродром «Варандей» на основании свидетельства о государственной регистрации аэродрома от 8 декабря 2000 года №№ включен в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, класс аэродрома «Г», эксплуатантом которого является АО «ЮТэйр-Инжиниринг». АО «ЮТэйр-Инжиниринг» Архангельском МТУ Росавиации 28 декабря 2017 года выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации «Варандей» №. По результатам плановой проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения, не позволяющие выполнять функции оператора аэродрома гражданской авиации «Варандей», а именно установлен факт отсутствия ведомственной пожарной охраны (пожарно-спасательного расчета) у оператора аэродрома «Варандей». 20 марта 2020 года Архангельским МТУ Росавиации принято решение № об аннулировании сертификата оператора аэродрома гражданской авиации №, выданного Росавиацией 28 декабря 2017 года и признании его недействительным. Вместе с тем до настоящего времени распоряжение Правительства Российской Федерации о закрытии аэродрома гражданской авиации «Варандей» для обслуживания воздушных судов и об исключении аэродрома гражданской авиации «Варандей» из Государственного реестра гражданских аэродромов и вертодромов Российской Федерации не издано, аэродром значится в указном реестре. Законодательством Российской Федерации в области гражданской авиации не предусмотрен порядок перевода аэродрома в посадочную площадку. Принятие решения о переводе аэродрома «Варандей» в статус посадочной площадки не входит к компетенцию АО «ЮТэйр-Инжиниринг». 30 июня 2020 года АО «ЮТэйр-Инжиниринг» направило в СЗ МТУ Росавиация уведомление о начале деятельности на посадочной площадке «Варандей» с 8 июля 2020 года, которое было зарегистрировано СЗЩ МТУ Росавиации в установленном порядке. Регистрация посадочной площадки не является основанием для бездействия в части получения сертификата оператора аэродрома.
Архангельский транспортный прокурор в лице помощника Тюменского транспортного прокурора Щербакова К.С., исковые требования поддержала по заявленным основаниям, дополнительно пояснив, что ответчик предпринял необходимые действия для исключения себя из реестра обслуживающих аэродром компаний.
Представитель ответчика – Белов В.Н., действующий на основании доверенности (л.д.40), исковые требования не признал, мотивируя свои возражения тем, что АО «ЮТэйр-Инжиниринг» не собирается эксплуатировать аэродром «Варандей», поскольку не являются его оператором, в связи с чем не обязаны получать сертификат.
АО «ЮТэйр-Инжиниринг» по иску представило письменное возражение в котором указало, что общество арендует имущество (взлётную полосу, перрон, стоянки воздушных судов, здания и сооружения, аэронавигационное оборудование и т.д.) по договору аренду имущества №№ от 28 января 2016 года у ООО «Лукойл-Варандей-Авиа». С данного аэродрома «Варандей» осуществлялись международные перевозки для доставки людей на нефтедобывающую платформу «Приразломная», находящаяся в нейтральных водах Печорского моря. Платформа «Приразломная» была переведена в статус искусственного острова на территории Российской Федерации, в связи с чем надобность в международных перевозках отпала. АО «Ютэйр-Инжиниринг» предприняло шаги по исключению аэродрома «Варандей» из реестра гражданских аэродромов, одновременно уведомив об эксплуатации посадочной площадки «Варандей», получив при этом Аэронавигационный паспорт посадочной площадки «Варандей» (л.д.47-64). Росавиация письмом от 9 февраля 2021 года уведомило о направлении в Министерство транспорта Российской Федерации необходимых документов для исключения аэродрома из государственного реестра.
Третьи лица Администрация Ненецкого Автономного округа, Архангельское МТУ Воздушного транспорта ФАВТ, Министерство транспорта Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) на судебное заседание не явились.
Администрация Ненецкого Автономного округа по иску представило письменный возражения, в которых указало, что аэропорт «Варандей» в их собственности не находится. Поселок Варандей как административно-территориальная единица в состав округа не входит, рейсы в данный поселок не осуществляются. 4 августа 2022 года из Министерства транспорта Российской Федерации поступило письмо о необходимости рассмотрения проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о закрытии аэродрома «Варандей» для обслуживания гражданских воздушных судов. Данный проект был согласован без замечаний о чем было сообщено 5 августа 2022 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года за №-р аэродром гражданской авиации «Варандей» закрыт для обслуживания воздушных судов.
Министерство транспорта Российской Федерации по иску представило письменное возражение, в котором указало, что аэродромы гражданской авиации могут быть закрыты на основании решения Правительства Российской Федерации. 16 марта 2021 года Министерством транспорта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации был внесен проект распоряжения о закрытии аэродрома «Варандей» (л.д.137-141), однако проект был возвращен для доработки (л.д.143).
Суд, выслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам:
22 июля 2013 года Архангельским МТУ ВТ Росавиации было выдано ООО «ЮТэйр-Экспресс» свидетельство № о государственной регистрации и годности аэродрома «Варандей» к эксплуатации сроком по 22 июля 2018 года (л.д.29).
28 января 2016 года между ООО «Лукойл-Варандей-Авиа» и ООО «Ютэйр-Экспресс» был заключен договор аренды недвижимого имущества (л.д.83-93).
10 июля 2017 года АО «ЮТэйр-Инижиниринг» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» заключили договор о присоединении, согласно которого последнее присоединялось к первому, которое принимало на себя все права и обязанности присоединяемого общества (л.д.18-22).
7 ноября 2017 года АО «ЮТэйр-Инжиниринг» направило в Архангельское МТУ ФТ ФАВТ просьбу о внесении изменений в сертификат № выданного ООО «Ютэйр-Экспресс» в связи с присоединением последнего (л.д.30).
Архангельским МТУ Росавиации 28 декабря 2017 года был выдан АО «ЮТэйр-Инжиниринг» сертификат оператора аэродрома гражданской авиации № (л.д.34)
Решением Архангельского МТУ Росавиации от 20 марта 2020 года был аннулирован сертификат оператора аэродрома гражданской авиации №№, выданный 28 декабря 2017 года Архангельским МТУ Росавиации, с 20 марта 2020 года данный сертификат следует считать недействительным (л.д.16).
7 апреля 2020 года Росавиация направило в АО «Ютэйр-Инжиниринг» ответ на обращение, в котором указало, что аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома «Варандей» не могут осуществляться сторонними организациями, а должны осуществляться: штатными расчетами пожарно-спасательной команды ведомственной пожарной охраны аэропорта и нештатные аварийно-спасательные расчеты, входящие в создаваемые в аэропорту аварийно-спасательные формирования (л.д.26-27).
8 июля 2020 года Северо-Западное Межрегиональное территориальное управление Росавиации направило АО «Ютэйр-Инжиниринг» уведомление о регистрации начала деятельности на посадочной площадке «Варандей» с 30 июня 2020 года (л.д.31-32).
11 сентября 2020 года АО «ЮТэйр-Инжиниринг» подало заявление в Архангельское МТУ Росавиации об исключении гражданского аэродрома «Варандей» из Государственного реестра гражданских аэродромов и вертодромов Российской Федерации (л.д.17).
В свою очередь 20 сентября 2020 года Архангельское МТУ Росавиации направило Губернатору Ненецкого автономного округа документы на согласование исключения аэродрома «Варандей» из государственного реестра (л.д.76). Данный проект был согласован без замечаний о чем было сообщено 5 августа 2022 года.
3 февраля 2021 года Росавиация направило в Министерство транспорта Российской Федерации обращение Архангельского МТУ Росавиации о необходимости инициирования принятия решения Правительством Российской Федерации о закрытии аэродрома «Варандей» для полетов гражданских воздушных судов в целях дальнейшего исключения из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (л.д.79).
16 марта 2021 года Министерством транспорта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации был внесен проект распоряжения о закрытии аэродрома «Варандей» (л.д.137-141), однако проект был возвращен для доработки (л.д.143).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2022 года №3000-р аэродром гражданской авиации «Варандей» был закрыт для обслуживания воздушных судов (л.д.177).
В соответствии с положениями ч.1 ст.41 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы гражданской авиации и вертодромы гражданской авиации предназначены для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов и подлежат государственной регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании заявления владельца аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации с приложением документа, подтверждающего соответствие такого аэродрома, такого вертодрома требованиям, предусмотренным статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 ст.41 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы государственной авиации и вертодромы государственной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации.
На основании ч.4 ст.41 Воздушного кодекса Российской Федерации данные об аэродроме гражданской авиации, о вертодроме гражданской авиации исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации или вертодрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.49 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.
Аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации (ст.50 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Поскольку решение Правительства Российской Федерации о закрытии аэродрома «Варандей» имеется, следовательно, получение сертификата оператора аэродрома гражданской авиации утрачивает свой смысл.
Получение же сертификата на посадочную площадку в силу ст.49 Воздушного кодекса Российской Федерации, не требуется.
При таких обстоятельствах суд выносит решение об отказе в удовлетворении иска в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.2. 8, 10-11, 40, 49-50 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст.ст.12, 56, 67-68, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
Р Е Ш И Л:
В иске Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Ютэйр-Инжиниринг» о признании действий не законными, обязании совершить действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Калининский районный суд города Тюмени.
Председательствующий судья Дубровин Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2022 года.