УИД 86RS0001-01-2021-002830-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при секретаре Стратневой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1621/2021 по исковому заявлению Ксенз Натальи Валерьевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Ксенз Наталья Валерьевна обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и взыскании судебных расходов.
Свои требования истец мотивирует тем, что имеет требуемый трудовой стаж, ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства энергетики Российской Федерации № истец награждена Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации, Почетной грамотой ОАО «Тюменьэнерго», Почетной грамотой работодателей электроэнергетики, Почетной грамотой ПАО «Россети». Истец обратилась с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда».
ДД.ММ.ГГГГ письмом № Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Истец считает отказ незаконным и просит суд признать незаконным отказ в присвоении звания «Ветеран труда», обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда» и взыскать судебные расходы.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.
Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.
Как установлено в суде и подтверждено материалами дела, Ксенз Наталья Валерьевна награждена Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации на основании приказа министра энергетики Российской Федерации 193п от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации награждаются лица, имеющие стаж работы в отрасли менее 15 лет и истец не относится к категории лиц, указанных в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», а также в связи с тем что, Минэнерго России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, установлена медаль «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» 2 степени (приказ Минэнерго России от 17.02.2017 года № 108 «О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации). Кроме того, Почетная грамота «Тюменьэнерго», Почетная грамота работодателей электроэнергетики, Почетная грамота ПАО «Россети» не относятся к ведомственным знакам отличия в труде.
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.
ОАО «Тюменьэнерго», Общероссийской отраслевое объединение работодателей электроэнергетики, ПАО «Россети» не являются органами государственной власти, в число полномочий руководства данных организаций награждение сотрудников ведомственными знаками отличия в труде не входит, так же как и принятие нормативных актов, учреждающих ведомственную награду.
При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» вынесен ответчиком законно и обосновано в части награждения истца Почетной грамотой «Тюменьэнерго», Почетной грамотой работодателей электроэнергетики, Почетной грамотой ПАО «Россети», которыми награждена истица, так как эти награды не могут быть признаны ведомственными наградами, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом вышеизложенного понятия ведомственного знака отличия в труде.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации. Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается ответчиком.
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне КонституциейРоссийской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» «за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Так как по состоянию на 30.06.2016 года истец не имела ведомственной награды, то в рассматриваемом споре подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действующей с 01.07.2016 года, а именно, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 года №578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», начиная с 01.07.2016 года Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и устанавливает правило, согласно которого, федеральный орган исполнительной власти вправе учредить только один знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17.02.2017 года №108 «О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, установлена медаль «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» 2 степени Министерства экономики Российской Федерации», таким образом, начиная с 01.07.2016 года, право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют право лица, награжденные Министерством энергетики Российской Федерации только медалью «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» 2 степени.
С учетом того, что истец награждена Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации приказом от 15.12.2020 года в период действия новой редакции статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 года №578, указанный знак отличия не дает истцу право на присвоение звания «Ветеран труда».
Принимая решение по существу требований заявителя, суд считает, что ответчиком принято решение в соответствии с действующим законодательством, в рамках полномочий, имевшихся у Департамента социального развития <адрес> - Югры на период принятия решения согласно постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений», а так же с соблюдением установленного порядка и процедуры.
С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования Ксенз Натальи Валерьевны не подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ксенз Натальи Валерьевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Н.А.Калиниченко
Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 07 июня 2021 года.