Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-735/2016 (33-15691/2015;) от 24.12.2015

Судья: Чернышев М.В.                                                                                                         гр. дело № 33-735/2016

                               АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара                                                                                                        21 января 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего – Калинниковой О.А.,

Судей – Черкуновой Л.В., Яковлевой В.В.,

с участием прокурора - Гуляевой Е.С.,

            при секретаре Бирюковой Л.В.,

            рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом г. Самары на решение Ленинского районного суда г. Самара от 10 ноября 2015 года, которым постановлено:

            «Исковые требования прокурора Кировского района г. Самары - удовлетворить.

            Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Коноваловой Н.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. м общей площади жилого помещения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., судебная коллегия

                                                УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд с иском в интересах Коноваловой Н.С. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований прокурор указал, что Коновалова Н.С., 00.00.001997 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения истец не имеет, жилье за ней не закреплялось. На основании заявления она включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения по договору социального найма по г.о. Самара, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ответчиков предоставить Коноваловой Н.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления - не ниже 33 кв. м общей площади жилого помещения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить. Указывает на то, что суд неверно применил нормы материального права и определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, Департамент в настоящее время лишен возможности исполнить решение суда по причине отсутствия финансового обеспечения.

Представители Администрации г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

Коновалова Н.С. просила решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав заключение прокурора Гуляевой Е.С., полагавшей, что основания для отмены решения суда отсутствуют, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.

Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище.

Согласно статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. N 77-ГД (в ред. от 29.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела следует, что Коновалова Н.С., 00.00.001997 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением Богатовского районного суда Самарской области от 24.11.2010г. ее родители – К.С.Н. и К.В.И. лишены родительских прав в отношении дочери. Постановлением Главы муниципального района Богатовский Самарской области от 10.12.2010г. №* над Коноваловой Н.С. установлена опека, опекуном назначена К.Е.В. Постановлением администрации муниципального района Богатовский Самарской области от 09.08.2013г. №* несовершеннолетняя передана под опеку К.Н.Н.

На основании личного заявления истца распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самары №* от 17.09.2014г. Коновалова Н.С. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о.Самара, в соответствии с датой подачи заявления 14.07.2014г.

Установлено, что Коновалова Н.С. достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда ей не предоставлено.

Согласно имеющимся сведениям, жилого помещения на праве собственности либо ином виде права истец не имеет.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Коноваловой Н.С. жилого помещения на условиях специализированного найма.

В решении правильно указано на несостоятельность доводов ответчиков относительно полномочий, по обеспечению истца жилым помещением.

Как следует из ч. 2 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (в ред. от 10.04.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара Самарской области (в редакции решения Думы г.о. Самара № 251 от 06.09.2012г.) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; Глава г.о. Самара - высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; Администрация г.о. Самара - исполнительно-распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый Главой г.о. Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

В соответствии с Уставом г.о. Самара Самарской области органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах компетенции Администрация г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органами местного самоуправления.

Таким образом, решение суда о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению жилого помещения является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку закон возлагает обязанность по предоставлению жилых помещений названной категории лиц по достижению ими возраста 18 лет либо полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                               ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самара от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную    жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-735/2016 (33-15691/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Коновалова Н.С.
Прокурор Кировского района г. Самары
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Администрация г.о.Самара
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области
Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о.Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.01.2016Судебное заседание
27.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее