Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 15-7/2023 от 27.10.2023

Дело №5-206/2022

Материал №15-7/2023

Материал №15-5/2023

УИД59RS0022-01-2023-001042-70

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

2 ноября 2023 года г.Кизел

    Судья Кизеловского городского суда Пермского края Балуева Е.В.,

при секретаре Пастуховой О.В.

рассмотрев заявление Одишария Г. Г. о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в ЦВСИГ УМВД России по г.Перми,

у с т а н о в и л:

    Постановлением от 01 июня 2022г. Одишария Г.Г. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей в доход государства с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. Исполнение постановления в части административного принудительного выдворения за пределы РФ поручено УФССП России по Пермскому краю. До административного выдворения Одишария Г.Г. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми.

    Одишария Г.Г. обратился в Кизеловский городской суд с заявлением о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания в ЦВСИГ Управления МВД России по г.Перми; об освобождении из ЦВСИГ УМВД России по г.Перми.

Свои требования мотивирует тем, что находится в ЦВСИГ на протяжении более 1 года 4 месяцев, тем самым принудительно пребывает в ограниченном пространстве, в изоляции от общества, не имеет возможности свободного передвижения и общения с неограниченным кругом лиц, т.е находится в условиях, нарушающих его личную неприкосновенность. Заявитель указывает, что за все время его пребывания в ЦВСИГ, Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, и служба судебных приставов не смогли подтвердить принадлежность к гражданству другого государства, куда не смогли выдворить компетентные органы РФ. Исполнительное производство, возбужденное ОСП по Кировскому району г.Перми ГУФССП России по Пермскому краю по административному выдворению не осуществляется, вынесенное постановление суда от 01.06.2022 года не исполняется и исполнено быть не может по причине того, что гражданская принадлежность заявителя к государству, куда его можно выдворить Управлением по вопросам миграции не установлена. Одишария Г.Г. не имеет документов, подтверждающих гражданство какого-либо государства. Принадлежность заявителя к гражданству другого государства определить не удалось на протяжении 1 года 4 месяцев. Заявитель указывает, что не может быть возвращен в Республику ГрузиЯ в порядке реадмиссии, т.к. согласно ответУ Посольства Швейцарии в Российской Федерации Секция интересов Грузии от 27.01.2023 года власти Республики Грузии считают невозможным его реадмиссию и не подтверждают его принадлежность к Республике Грузии.

    Заявитель считает, что в отношении него приняты не все возможные меры по исполнения постановления Кизеловского городского Суда Пермского края от 1.06.2022 года о выдворении, однако возможность его исполнения утрачена, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии фактической возможности его выдворения из РФ и его содержания в ЦВСИГ становится бессрочным.

    Одишария Г.Г. указывает, что находится в ЦВСИГ 1 год 4 месяца, т.е. более 3 месяцев, что дает ему право на обращение в суд в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 года с заявлением о проверке законности и обоснованности его дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении. Считает, то фактическая возможность его выдворения, т.е. исполнения постановления суда о выдворении утрачена по причине отсутствия его принадлежности к гражданству Республику Грузию и невозможностью его возвращения в Республику Грузию в порядке реадмиссии.

    Заявитель Одишария Г.Г. в судебное заседание не явился о дне и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.

    Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Федяева В.П., представитель Управления по во вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

    Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется Федеральным Законом от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2022 № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ», законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

    Как следует из п.2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.

    В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    На основании части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

    Как следует из материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ Одишария Г.Г. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 15 июня 2022г.

    На основании вступившего в законную силу постановления Кизеловского городского суда Пермского края от 01 июня 2022г. в Отделение судебных приставов по Кировскому району г. Перми УФССП по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Одишария Г.Г., предмет исполнения: принудительное выдворение за пределы РФ. В материалах дела об административном правонарушении от 01 июня 2022года отсутствуют сведения об окончании или прекращении данного исполнительного производства. Также отсутствуют сведения об отсутствии фактической возможности исполнения постановления от 01 июня 2022г. об административном выдворении Одишарии Г.Г. в ближайшее время за пределы Российской Федерации, то есть отсутствуют основания, исключающие возможность исполнения постановления в части выдворения его из Российской Федерации.

Из письма Посольства Швейцарии в Российской Федерации Секция интересов Грузии от 27.01.2023 года следует, что Одишария Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является гражданином <...>, если он не принимал гражданства другого государства. Для выдачи свидетельства на возвращение в Грузию, необходимо представить справку от компетентных органов Российской Федерации о том, что Одишария Г. никогда не поучал гражданства РФ, а также подтверждения его личности (фотоидентичности). Подтвердить личность Одищария Г. может любой совершеннолетний гражданин Грузии, который лично знаком с ним. Подтвердить личность Одишароия Г. возможно, как в Консульском департаменте Министерства иностранных дел Грузии, так и в Секции интересов Грузии Посольства Швейцарской Конфедерации в РФ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 14-П, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное Законом о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, будучи мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, при соблюдении критериев обоснованности, пропорциональности и разумности нормативного установления и практического применения - само по себе не может рассматриваться как выходящее за пределы конституционной дискреции законодательной, исполнительной и судебной власти. В то же время отмечено, что прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, - основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, в специальные учреждения, предусмотренные Законом о правовом положении иностранных граждан в РФ (пункт 12 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), и заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные названным законом, либо в специально отведённые для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы РФ.

Согласно частям 1, 2, 4, 5 статьи 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан; содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №1306 утверждены Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии.

    В силу ст. 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (пункт 1); признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 2); смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим (пункт 3); истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса (пункт 4); отмены постановления (пункт 5); вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (пункт 6).

    Установленные ст. 31.7 КоАП РФ исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении не включает в себя отсутствие фактической возможности исполнения наложенного административного наказания, и отметил, что в соответствии со ст. 31.9 КОАП РФ постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня вступления в законную силу.

    Судья, рассматривая заявление Одишария Г.Г. о проведении проверки законности и обоснованности содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми, освобождении из ЦВСИГ Управления МВД России по г.Перми, находит его подлежащим удовлетворению.

    В части 1 статьи 3.10 КоАП РФ выдворение определяется как принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ,

    Согласно части 5 статьи3.10, части 1 статьи 27.1 и части 2 статьи 27.19 КоАП РФ для целей исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, которое они не могут покинуть.

    Выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства, с помещением соответствующего лица в специальное учреждение в целях административного выдворения за пределы РФ подпадает под действие пп. «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и потому должно соответствовать не только нормам национального законодательства, но и требованиям Конвенции; содержание лица под стражей в таком учреждении, чтобы его нельзя было считать произвольным лишением свободы, должно быть тесно связано с этими целями; место и условия содержания под стражей должны быть приемлемыми, а его продолжительность – хотя она зависит от конкретных обстоятельств, подтвержденных изменениями, и может быть значительной – не должна превышать срока, обоснованно необходимого для достижения преследуемой цели.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.02.1998 года №6-П, от 23.05.2017 года №14-П, задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределённый срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворение этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции РФ.

    Срок содержания лица в специальном учреждении в постановлении Кизеловского городского суда Пермского края от 1.06.2022 года не установлен. С 1.06.2022 года и по настоящее время Одишария Г.Г. содержится в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми, то есть на данный момент более трех месяцев. Оснований полагать, что имеется реальная возможность выдворения Одишарии Г.Г. в кратчайшие сроки за пределы Российской Федерации, не имеется. Учитывая период содержания Одишарии Г.Г. в Центре временного содержания, значительно превышающий максимально возможный срок содержания нарушителя в условиях изоляции от общества – 30 суток, как наказание в виде ареста, предусмотренного ст. 3.9 КоАП РФ – а также то обстоятельство, что содержание в условиях изоляции от общества в целях высылки не должно иметь карательный характер и должно сопровождаться адекватными гарантиями, в целях соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, прихожу к выводам о необходимости освобождения Одишария Г.Г. из специального учреждения, в котором он содержится.

    Руководствуясь ст.31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

    Заявление Одишарии Г. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в ЦВСИГ УМВД России по г.Перми; освобождении из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по г.Перми удовлетворить.

    Освободить Одишария Г. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения от содержания в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

    Судья Е.В.Балуева

    

15-7/2023

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Ответчики
Одишария Гочи Гурамович
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Балуева Елизавета Владимировна
Статьи

ст. 31.8 КоАП РФ

Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
30.10.2023Материалы переданы в производство судье
02.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Материал оформлен
22.11.2023Материал передан в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее