Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-531/2021 ~ М-397/2021 от 07.06.2021

Дело № 2-531/2021

УИН 65RS0016-01-2021-000553-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2021 года г. Углегорск

Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Калашниковой Ю.С.

при помощнике судьи – Бубенцовой В.В.,

с участием истца Кошелева Е.В., представителя истца Романенко М.Л., действующей на основании заявления, занесенного в протокол судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Кошелева Евгения Владимировича, Кошелева Артема Владимировича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

07.06.2021 Кошелев Е.В., Кошелев А.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по расселению жителей аварийного дома по адресу: <адрес>, возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах муниципального образования Углегорского городского округа, общей площадью не менее 65,2 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются нанимателями вышеуказанного жилого дома и проживали в нем до 2016 года. Вселены в него на законных основаниях, так как их отец ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получил данный дом для проживания семьи. Дом не приватизирован, на протяжении многих лет семья самостоятельно содержала дом в порядке, своевременно проводили техническое обслуживание кровли, производили замену полов, оконных рам, дверей и другие работы. Заключением межведомственной комиссии администрации Шахтерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, процент износа на 2014 год составлял 90%. В приложении №5 к муниципальной программе «Обеспечения населения Шахтерского городского поселения качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Шахтерского городского поселения от 31.07.2014 №250, в список ветхих и аварийных жилых домов, подлежащих расселению и сносу, входит спорный жилой дом. В реестр муниципальной собственности Углегорского городского округа на 01.09.2019, утвержденный решением Собрания Углегорского городского округа от 11.10.2019 №112 данный жилой дом включен под номером 152. Заключение комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу от 08.04.2014 никто не оспаривал. Данный дом не пригоден к эксплуатации по своему функциональному назначению, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан. На неоднократные обращения истцов, администрацией Углегорского городского округа не предоставлено постановление о присвоении статуса аварийного дома, не представлено постановление об утверждении графика сноса ветхого, аварийного жилищного фонда, в который включен дом по адресу: <адрес>. Муниципалитет не принимает меры к обеспечению истцов благоустроенным жильем. В результате переписки с Министерством строительства Сахалинской области истцы узнали о постановлении администрации Углегорского городского округа №1356 от 29.12.2020, согласно которому установлен срок переселения граждан до 31.12.2026. Считают, что если дом признан аварийным, расселение жильцов из него по закону не должно занимать более года. Следовательно истцам обязаны были предоставить жилое помещение для дальнейшего проживания. Указывают, что утрата жилого помещения в результате физического износа, в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке.

Согласно отзыва администрации Углегорского городского округа с исковыми требованиями истца не согласны, ответчиком решение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд не принималось и расселение граждан из аварийного дома не производилось. Истцы не признавались малоимущими с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, не состоят.

В судебном заседании истец Кошелев Е.В., представитель истца Романенко М.Л. исковые требования поддержали, привели доводы, аналогичные доводам искового заявления.

В судебное заседание вызывались и не явились истец Кошелев А.В., представитель ответчика администрации Углегорского городского округа, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Истец Кошелев А.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав истца Кошелева Е.В., представителя истца Романенко М.Л., исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40).

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

На основании п.3 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 5 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа входит обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищнымзаконодательством.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильём. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ или иным нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Между тем, доказательств, подтверждающих, что до внесения в жилищное законодательство положения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма малоимущим гражданам, то есть до 01 марта 2005 года, истцы обращались к ответчику с таким заявлением, суду представлено не было.

Учитывая, что истцы до 01.03.2005 на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий поставлены не были, следовательно, на спорные правоотношения распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 01.03.2005.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Частью 1 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Анализ указанных норм свидетельствует о том, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда возможно при наличии факта признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

По правилу, предусмотренному ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.

Исключение составляют отдельные категории граждан, являющихся малоимущими и нуждающихся в жилых помещениях, для которых федеральное законодательство предусматривает внеочередное право предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кошелев Е.В. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается типовым договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: мать – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно поквартирной карточке формы «Б», на день рассмотрения дела в спорном жилом помещении сохраняют регистрацию – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По результатам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 08.04.2014 муниципальной межведомственной комиссией, утвержденной постановлением главы администрации Шахтерского городского поселения от 29.01.2014 №32, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что истцы, в установленном законом порядке были признаны малоимущими и поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Не представлено таковых доказательств и в судебном заседании.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном порядке.

При указанных обстоятельствах у суда не имеется законных оснований для возложения обязанности на администрацию Углегорского городского округа предоставить истцам по договору социального найма жилое помещение во внеочередном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кошелева Евгения Владимировича, Кошелева Артема Владимировича к администрации Углегорского городского округа Сахалинской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма, – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 года.

Председательствующий судья Ю.С. Калашникова

2-531/2021 ~ М-397/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кошелев Евгений Владимирович
Ответчики
Кошелев Артем Владимирович
Суд
Углегорский городской суд Сахалинской области
Судья
Калашникова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
uglegorskiy--sah.sudrf.ru
07.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2021Передача материалов судье
11.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Дело оформлено
24.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее